КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая деятельность Я.Корчака
Создание альтернативных школ (М.Мантессори, школа в Саммерхилле, школа имени Лихтварка, Вальдорфская школа). М. Монтессори (1870—1952).итальянка,в 12 лет захотела учится в гимназии, первая женщина на мед факультете, в 1907г.-собственная школа. Занимаясь с умственно отсталыми детьми, Монтессори разработала оригинальные методики обучения их письму, чтению, счету. Для внедрения своей системы Монтессори создала дошкольные учреждения для детей — Дома ребенка. Опыт обучения детей Монтессори обобщила в книге «Метод научной педагогики…». Главное в педагогике Монтессори — вера в ребенка. «Учитель, — подчеркивала она, — должен освободить себя от предвзятости относительно «уровней» и «типов», на которые распределяет детей. Различные типы детей с большими или меньшими отклонениями от нормы не должны его беспокоить. Учитель должен верить, что ребенок проявит свою настоящую сущность, когда найдет интересующую его работу». Как и большинство педагогов — авторов альтернативных систем обучения и воспитания, созданных в первой трети XX в., Монтессори была противницей классно-урочной системы. Основная форма обучения и воспитания по Монтессори — самостоятельные индивидуальные занятия детей. Коллективно проводились лишь музыкальные, гимнастические занятия, занятия по обслуживающему труду. Основные методы: создание развивающей среды; взрослый-помощник в самостоятельных действиях ребёнка; создание понядка в жизнедеятельности ребёнка(4сектора-мир реальной жизни,развитие пяти чувств,язык и чтение,математика); интерес ребёнка(индивидул подход);свобода выбора ребёнка(из предложенного); сензитивные периоды развития=период,в котором наиболее эффективно проходит развитие чего-либо(0-6-речь,1-4,5-движения и действия,…). Значительное внимание отводилось религиозному воспитанию, необходимому для понимания человеком своей жизненной миссии на Земле. В 1924 г. Александр Нилл и Лилиан Нойстаттер, его первая жена, перевели школу в Англию, основав в Лайм Риджес, на берегу Ла-Манша, интернат Саммерхилл (название школы переводится как «Летний холм», поскольку здание школы находилось на холме). Позднее школа снова переехала – на этот раз в Лейстон, графство Саффолк. Вальдорфская школа развитие человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологические основы вальдорфской педагогики были разработаны австрийским философом и педагогом Р. Штайнером (1861—1925). Первая Вальдорфская школа была открыта им в 1919 г. в Штутгарте (Германия). Это учебное заведение отличалось сильной эстетической и трудовой направленностью обучения, уважением к личности ребенка. Идеал Вальдорфской школы — воспитание цельного, гармонично развитого человека. В отличие от традиционной школы, Вальдорфская школа не занималась односторонним развитием интеллектуальной сферы, ее основная задача — научить детей учиться у жизни, не загружать память детей, развивать способности, чувства учащихся, формировать у них чувство социальной ответственности, художественного вкуса. Ключевая фигура в Вальдорфской школе — учитель, подготовке которого уделялось особое внимание, так как он преподает с 1-го по 8-й класс все предметы. Учитель должен хорошо знать природу ребенка и руководствоваться в своей работе девизом «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным». Процесс обучения:Первые два часа занятий посвящались развитию интеллекта. Изучались основные образ. предметы — физика, математика, литература, биология и др. Следующие два часа посвящались изучению предметов художественно-эстетического цикла: музыке, живописи, иностранным языкам, физической культуре. Последние два часа отводились на ручной труд. Януш Корчак(1878-1942)=Генрих Гольшмит,еврей,медик,посвятил жизнь воспитанию детей,сирот,1912-дом сирот, 1919-наш дом. Сторонник разумного воспитания,основная идея-абсолютная ценность детства. интерес Януша Корчака к детям появился гораздо раньше, еще когда он занимался репетиторством. Ведь не зря он из всего медицинского факультета выбрал именно педиатрию. В больнице, где он работал после окончания университета, его услугами пользовались богатые и влиятельные люди Варшавы. Он постепенно становился известным врачом. Было непонятно, почему он столько времени проводил с беспризорными мальчиками. За ним установилась полицейская слежка, и вскоре ему пришлось покинуть Польшу. Он уехал в Берлин, где проходил практику в клинике. В 1908 г. Корчак возвращается в Польшу, где перед ним открываются двери всех больниц. Не менее известным он становится и как писатель. Но в этом же году Корчак решается всерьез заняться педагогикой и оставить медицину. Дети учатся у детей лучше чем у взрослых-разновозрастные классы. Основные права:уважение незнания и труда познания,право на тайну,на неудачи и слёзы,на участие в рассуждениях о нём,на высказывание собств мыслей,право быть тем что он есть,право на ошибку,протест,собственность,игру. Основной метод: ослабление отрицат и развитие положительных черт хар-ра ребёнка. Особенности воспитательной системы: здание,приспособление всей орг-ции детей коллектива к потребностям физ. и прих. развития ребёнка,воспитание активной и самостоятельной личности, средство воспитания-труд,список мелких недосмотров,возможность реабилитации. Методы:1)создание дет сообщества,способного к самоуправлению,2)журнал «список драк,индивидуальное пари» Компаненты самоуправления: суд-из детей,избир 1раз в неделю, суд. совет-воспитатель,2сульи, совет самоуправления-=законодательный,10детей,1 воспитатель,+различные комиссии(по читстоте,порядку), высший орган-сейм,избир 1 раз в год,20депутатов(присуждение наград,установление праздников..),педагогический совет-учителя,воспитатели, общее собрание дет дома. У Корчака была постоянная записная книжка, в которую он вносил свои наблюдения и замечания. Он собирал письма и заметки детей, протоколы собраний детского совета самоуправления, объявления. Его интересовало абсолютно все, даже рост и вес ребенка. Наблюдения и тщательно собранный материал обогащали Корчака знаниями о каждом конкретном ребенке. Потому в «Доме Сирот» на доске объявлений было так много сообщений, отчетов, просьб и предостережений. Этому же содействовал и «Ящик вопросов и ответов», для переписки воспитанников с воспитателями. Во время войны фашисты организовали в Варшаве и других польских городах гетто. В 1940 году гитлеровская администрация переселила «Дом Сирот» с Корчаком и его восемью сотрудниками целиком в Варшавское гетто. Впереди был лагерь смерти в Треблинке. Сотни людей пытались спасти Корчака. Польские воспитанники и бывшие коллеги неоднократно подготавливали Корчаку побег из гетто, но он отказывался: разве мог бы он жить с сознанием, что покинул детей в минуту их смерти...
37. Гуманизм педагогики Я.Корчака в книге «Как любить ребенка» О книге писали: Эта небольшая книжка-своеобычный манифест гуманизма. Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. Каждому рано или поздно воздается по заслугам, но часто-слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а еще чаще - на краю собственной жизни-нелюбовью и недобротой окружающих. И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперед-от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадет как к чистому итогу-к этой последней заповеди Януша Корчака. «То, чего нам так не хватает... А не хватает нам любви к детям. Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. Не хватает сыновней, дочерней любви. Есть простая поговорка: как аукнется, так и откликнется. Сколько положишь, столько и получишь. Верные вроде бы формулы.» Вдумчивый и тонкий психолог Я.Корчак вскрывает глубокие мотивы переживаний и поступков детей. Только стремясь понять сложные процессы формирования личности ребенка, убеждает автор, родители и воспитатели смогут научиться любить детей по-настоящему.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |