КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагоги-новаторы в СССР 20-30 годов. (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, П.П. Блонский, С.Т.Шацкий)
Революционная перестройка школы в СССР с 1917-1941. Создание БГУ, Гродненского учительского института. В. И. Ленин, определяя главных врагов социалистической революции, называл также неграмотность населения России. В обыденный лексикон вошел лозунг — ликвидация неграмотности (сокращенно — ликбез). При этом Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Неграмотный человек стоит вне политики». Поэтому задача заключалась не столько в том, чтобы научить людей читать и писать, сколько в том, чтобы через этот процесс воздействовать на их умонастроения. В декабре 1919 г. был издан декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Декрет гласил: ввиду необходимости сознательного участия в политической жизни страны все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет не умеющее читать или писать, обязано (под угрозой уголовной ответственности!) обучиться грамоте. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Все более или менее образованные люди были привлечены к этой работе. Перепись 1926 г. показала, что за это время было обучено ок. 5 млн. человек. В конце 1923 г. большевики обратили пристальное внимание на школу, объявив устами В. И. Ленина, что «школа вне жизни, вне политики, есть ложь». С этого момента школа стала готовить не просто грамотных граждан своего Отечества, а «строителей коммунизма». Но несмотря на жёсткую идеологическую направленность, новая советская школа имела ряд преимуществ: она была бесплатной, в ней широко внедрялись элементы самоуправления. В советской школе 20-х гг. поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка. Впрочем, иногда педагогические поиски переходили все границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялась урочная система, задания на дом, учебники, отметки, экзамены. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для того, чтобы поднять их общеобразовательный уровень до минимально необходимого при обучении в высшей школе, при университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Педагогические вольности 20-х гг. были малопригодными для выполнения этой ответственной миссии. В 1931 г. ЦК ВКП(б) принял решение о школе. В нее были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, оценки. Для идеологического укрепления школы в нее было направлено 350 «опытных партработников» и 100 комсомольских работников. В 1932 г. все эксперименты в области программ обучения были объявлены «левацким уклоном» и «скрытым троцкизмом». В школе вводится твердое расписание, твердая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения. Главным успехом «культурной революции» стали преодоление неграмотности населения и осуществление всеобщего обязательного образования детей школьного возраста. К 1933 г. завершился переход к обязательному четырехклассному образованию, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составляла 87,4 %. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933—1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел па первое место в мире по числу учащихся и студентов. Зимой 1919 г. Правительство ССРБ выпустило постановление о необходимости наличия высшего учеб. заведения в Минске. Спустя несколько дней свою заинтересованность в этом процессе подтвердили члены Президиума ЦИК Советов Беларуси. Польская оккупация, начавшаяся в том же году, несколько снизила темпы создания вуза, поэтому продолжения работы комиссии БГУ пришлось ждать целый год. Спустя еще год было создано Правление БГУ, и 30 октября 1921 года БГУ распахнул свои двери для студентов. 1940 г. -- создан Гродненский учительский институт. 1957 г. -- переименован в Гродненский государственный педагогический институт, присвоено имя Янки Купалы. 1978 г. -- получил статус университета, официальное название ГрГУ им. Янки Купалы. Коммунистическая партия, руководимая В. И. Лениным, определила общественную роль и социальные задачи советской педагогики. По словам В. И. Ленина, «задача новой педагогики - связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества». Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) — советский политический и государственный деятель, писатель, академик АН СССР (1930). Участник Октябрьской революции (Петроград). С 1917 нарком просвещения. С 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. Луначарский способствовал деятельности петроградской группы реформаторов, стремившихся сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания. Благодаря ему российская школа в 20-е годы многие учебные предметы преподавала по дореволюционным, так называемым «игнатьевским» программам. Он не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа», а К. Маркс был далек от признания производительного труда в ней как экономической необходимости для страны. Н. К. Крупской. Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) — жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма. 1921 г. она возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (ГУСа), принимала непосредственное участие в разработке учебных планов, программ и ряда важнейших педагогических документов. В своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. Блонский Павел Петрович [14(26).5.1884, Киев, - 15.2.1941, Москва] - психолог и педагог. По окончании Московского университета (1907) преподавал педагогику и психологию в средних учебных заведениях Москвы. С 1913 г. приват-доцент, с 1919 г. - профессор Московского университета. Педагогические взгляды Блонского отражены в работе "Задачи и методы народной школы" (1916): подчеркивалась необходимость строить обучение и воспитание на основе знания закономерностей развития ребенка, уважения к его личности.. В работе "Трудовая школа" (1919) были сформулированы принципы: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания образования с современным состоянием науки, обязательная осмысленность труда и др. Блонскому принадлежат также исследования проблем полового воспитания ("Очерк детской сексуальности", 1935), нравственного воспитания и других педагогических проблем.Значительное место в исследованиях Блонского занимали проблемы, смежные для педагогики и психологии Станислав Теофилович Шацкий родился в 1878 г. в Смоленске. Его детство прошло в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В гимназии он был одним из лучших учеников, учился в Московском университете, консерватории и сельскохозяйственной академии. В начале С.Т.Шацкий был увлечен теорией и практикой "свободного воспитания". Уже учеба в гимназии выработала в нем убеждение о необходимости радикального изменения всей школьной жизни, пересмотра целей, методов и средств воспитания и обучения. Как он писал позднее, "школьный опыт дал представление о том, как не надо заниматься педагогикой". Огромное воспитывающее значение С.Т.Шацкий придавал и труду, который вносит смысл и порядок в детскую жизнь; формирует и стимулирует личные интересы; вырабатывает полезные привычки; способствует возникновению и росту общественных интересов; эксперементальная пед-ка! 40. Педагогическая деятельность и взгляды А.С.Макаренко «Педагогическая поэма». Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. «Педагогическая поэма»- книга автобиографичная, о создании колонии им.Горького.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 29601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |