Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример расчета уровня транспортной составляющей в конечной цене товара




 

Расчет уровня транспортной составляющей выполнен по перевозке угля железнодорожным транспортом условной компанией N без учета погрузо-разгрузочных операций, таможенных пошлин и прочих транспортных расходов в I полугодии 2012 г.

ШАГ 1 - расчет средневзвешенной цены и тарифа при экс­портных железнодорожных перевозках за отдельные месяцы ана­лизируемого периода (например, январь, февраль, март, апрель, май и июнь 2012 г.) в направлении на припортовые станции (Се­веро-Западный, Дальневосточный и Южный бассейны). Для это­го нужно сформировать табл. 3.1.

Далее необходимо рассчитать средневзвешенную цену и та­риф в i-м месяце, а затем - за весь период в целом. Математиче­ский принцип расчета во всех случаях одинаков: расчет произ­водится через сумму произведений долей объемов перевозок и цены или тарифа (табл. 3.2, 3.3).

Расчет средневзвешенной цены за май [см. формулу (3.4)]:

((52,8 х 75 + 38,1 х 66 + 9,1 х 70) х 27,0)/100 = 1923,1 руб./т.

Расчет средневзвешенной цены за I полугодие 2012 г. [см. формулу (3.5)]:

20,0 х 1977,6+17,9 х 1923,1 + 17,6 х 1951,1 +... + 15,5 х 2052,3 = 2007,1 руб./т.

Аналогичным образом рассчитывается и средневзвешенный тариф, но без умножения на курс доллара США, так как в нашем примере тариф дан уже в рублях (табл. 3.4, 3.5).

В итоге рассчитывается уровень транспортной составляющей в конечной цене товара за анализируемый период (табл. 3.6): как отношение средневзвешенного тарифа (482,2 руб./т за I полугодие 2012 г.) к средневзвешенной цене за тот же период (2007,1 руб./т), выраженное в процентах [см. формулу (3.1)] (482,2 / 2007,1 х 100 = 24,0%).

Постарайтесь поразмышлять, где может использоваться расчет уровня транспортной составляющей? Какой период лучше брать для расчета транспортной составляющей: месяц, квартал, полугодие, год или 5 лет. В чем преимущества и недостатки каждого периода для анализа транспортной составляющей?

Далее приведен пример использования современных программных средств (MSEXCEL 2010 или более ранних версий: 2007, 2003, 1997).

ШАГ 2 - расчет средневзвешенной цены и тарифа при экс­портных железнодорожных перевозках за конкретные месяцы анализируемого периода (например, январь, февраль, март, ап­рель, май и июнь 2012 г.) в направлении сухопутных погранпереходов (на Европу и на страны АТР). Расчет делается аналогично рассмотренному в шаге 1. В результате сформируется табл. 3.7



Таблица 3.1

Объемы перевозок, тариф и цена на экспорт для каменного угля по сетям РЖД на припортовые станции (за 1 полугодие 2012 года)

i-й месяц 2012 года Курс долл. США ПОРТЫ ВСЕГО  
СЗБ (Северо-Западного Бассейна) ДВБ (Дальневосточного Бассейна) ЮжБ Южного Бассейна) Объем, тыс. т Доля, %
Объем, тыс. т Доля, % Тариф, руб./т Цена, долл./т Объем, тыс. т Доля, % Тариф, руб./т Цена, долл./т Объем, тыс. т Доля, % Тариф, руб./т Цена, долл./т Объем, тыс. т Доля, %
                               
I полугодие 27,6     100,00%
Январь 28,2   40,68%       45,76%       13,56%       100,00%
Февраль 28,2   39,22%       47,06%       13,73%       100,00%
Март 27,9   43,62%       46,98%       9,40%       100,00%
Апрель 27,6   44,91%       46,41%       8,68%       100,00%
Май     52,79%       38,12%       9,09%       100,00%
Июнь     52,63%       39,47%       7,89%       100,00%

 

 

Примечания к таблице:

 

ü Строка 14 (общий объем) представляет собой сумму строк объемов перевозки по бассейнам (2, 6 и 10 строка);

ü 3, 7 и 11 строка (% перевозки в общем объеме) рассчитывается как переведенное в проценты частное объема погрузки по порту (соответственно, строка 2, 6 или 10) к общему объему (строка 14);

ü Строка 15 показывает долю показателя и является строкой проверки правильности вычислений: сумма долей перевозок по бассейнам (строки 3, 7 и 11) должны быть равны 100% общего объема перевозок.

 

Таблица 3.2

 

Объемы перевозок, тариф и цена на экспорт для каменного угля по сетям РЖД на припортовые станции (за 1 полуг. 2012 г.): вычисление средневзвешенной цены с использованием MSEXCEL 2010 (аналогично для версий: 2007, 2003,1997)

 

Примечания к анализу в EXCEL:

ü Цена переводится из долларов в рубли по текущему курсу по средней арифметической взвешенной (взвешивание локальных тарифов и долей использования локальных тарифов в общем объеме перевозок, как показано в таблице).

ü Поскольку не все люди используют русскоязычный редактор EXCEL – следовательно, в других типах редакторов и в самом EXCEL, написанном на иностранных языках, общие формулы типа: СУММПРОИЗВ(), – могут не работать. Поэтому все формулы продублированы в универсальном для всех редакторов EXCEL коде: между универсальны кодом и частным кодом стоит знак =.

ü Колонка 17 приведена с формулами и с итоговым значением с точностью до 1 копейки.

ü В свободное время подумайте: используя какие еще формулы и операции с данными (массивами) в EXCEL можно вычислить общую средневзвешенную цену, и какие формулы можно упростить и записать более компактно.

ü Обратите внимание, что средняя цена и средневзвешенная цена существенно отличаются друг от друга. Постарайтесь объяснить: за счет чего происходит данная разница, и какая из цен наиболее адекватно отражает специфику расчетов и почему?! В какой ячейке записана средняя цена, а в какой – средневзвешенная?

ü Если известен курс доллара на каждый день месяца, как Вы думаете, каким образом можно знать курс доллара США в целом за 1 месяц?

ü В чем преимущество оценки грузов в сопоставимых ценах в долларах перед евро?

ü В чем преимущество оценки грузов в сопоставимых ценах в СКВ (свободно конвертируемая валюта) перед ЧКВ (частично конвертируемая валюта) и НКВ (неконвертируемая валюта)? Приведите примеры СКВ, ЧКВ и НКВ как национальных валют стран; приведите примеры ближайших к РФ торговых партнеров, применяющих тарификацию грузов в СКВ, ЧКВ и НКВ.

ü Как дальность перевозки грузов по сетям РЖД могла бы отражаться на средневзвешенный тариф?

 

Далее представлен пример расчета транспортной составляющей для наземных пограничных переходов.

 

 

Таблица 3.3

 

Объемы перевозок, тариф и цена на экспорт для каменного угля по сетям РЖД через наземные погранпереходы

(за 1 полуг. 2012 г.): вычисление средневзвешенной цены

 

i-й месяц 2012 года Курс долл США ПОГРАНПЕРЕХОДЫ Доля отправ лен ных тонн в i-м мес, % Всего, тыс. т Средне взвешен ная цена, руб./т Средне взве шен ный тариф, руб./т Тран спор тная состав ля ющая, %
На Европу На страны АТР
Объ ем, тыс. т Доля направ ления, % Тариф, руб./т Цена, долл./т Объ ем, тыс. т Доля направ ления, % Тариф, руб./т Цена, долл./т
                             
I полу- годие 27,6 Данные по объемам пограничных переходов на Европу и страны АТР (Азиатско-Тихоокеанского Региона) 100,0% 34 487 2468,74 619,1 0,250
Январь   4 995 90,9%       9,1%     15,9% 5 495 2577,15 572,7 х
Февраль   5 522 90,2%       9,8%     17,8% 6 122 2459,16 615,7 х
Март 27,6 5 314 91,4%       8,6%     16,9% 5 814 2412,79 674,2 х
Апрель 27,9 5 182 88,1%       11,9%     17,1% 5 882 2550,9 608,4 х
Май 28,2 5 256 94,6%       5,4%     16,1% 5 556 2492,32 641,9 х
Июнь 28,2 5 118 91,1%       8,9%     16,3% 5 618 2321,71 600,0 х

 

Таблица 3.4

Объемы перевозок, тариф и цена на экспорт для каменного угля по сетям РЖД через наземные погранпереходы

(за 1 полуг. 2012 г.): вычисление с использованием MSEXCEL 2010 (аналогично для версий: 2007, 2003,1997)

 


Задания на самостоятельную работу:

ü Подумайте, какая строка стоит в знаменателе столбца 2 и почему данные, отображенные в столбце 2 не являются обязательными?! Какими формулами в данном случае и какими расчетами можно было бы заменить столбец 2, чтобы прийти к аналогичному результату вычислений?

ü Какими формулами MSEXCEL можно было бы упростить вычисления, представленные в таблице 3.4? В чем могут быть преимущества и недостатки таких упрощений расчетов? Свой ответ обоснуйте.

ü В каких еще программах, кроме MSEXCEL можно выполнять аналогичные расчеты? Перечислите программы, а также достоинства и недостатки проведения аналогичных расчетов в них.

 

ШАГ 3 - расчет транспортной составляющей при внутрироссийских перевозках (в нашем примере не требует усреднения по направлениям) представлен в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Расчет уровня транспортной составляющей

при внутрироссийских перевозках угля железнодорожным

транспортом за I полугодие 2012 г.

 

i-й месяц 2012 г. Объем, тыс. т Доля, Тариф, руб./т Цена про­изводства, руб./т Конечная цена, руб./т Транс­портная состав­ляющая,
% %
А         5= 4+ 3 6 = 3/5
I полу- годие     273,9 1089,1   20,1
Январь   17,4       х
Февраль           х
Март           х
Апрель   17,4       х
Май   21,7       х
Июнь   17,4       х

 

Важно отметить, что в случае анализа транспортной состав­ляющей при внутрироссийских перевозках далеко не всегда из­вестна конечная цена. Внутренние цены на отдельные товары, публикуемые Росстатом, не включают в себя транспортные рас­ходы, т. е. являются ценами производителя. Поэтому условно ко­нечную цену можно рассчитать, суммируя цену производства и железнодорожный тариф [см. формулу (3.2)].

ШАГ 4 - при наличии нескольких не сопоставимых между собой групп грузов (например, руда и нефтяные грузы) может возникнуть необходимость оценить уровень транспортной со­ставляющей по всей номенклатуре перевозимых грузов тем или иным юридическим лицом. Для этого надо рассчитать средние транспортные составляющие по группам (шаги 1-3), сохранив деление на три вида направлений перевозок: внутригосударст­венные, экспортные в направлении портов и экспортные через сухопутные погранпереходы. Средневзвешенный тариф, цена и транспортная составляющая определяются так же, как и в пре­дыдущих примерах (табл. 3.6) [см. формулу (3.7)].

 

 

Таблица 3.6

Расчет средневзвешенного тарифа

при перевозках грузов железнодорожным транспортом

за I полугодие 2012 г.

 

ШАГ 5 - оценку транспортной составляющей в цене пе­ревозимого товара можно провести по укрупненному направле­нию - экспорт всего, а также рассчитать уровень транспортной составляющей при перевозках во всех видах сообщений. Для этого необходимы результаты, полученные ранее (шаги 1-4). Основное отличие от предыдущих примеров заключается в том, что в шаге 5 "взвешивание" на объем перевезенных грузов (в тоннах) будет производиться только по транспортным состав­ляющим, так как сами по себе они уже учитывают средневзве­шенную цену, тариф, изменения того и другого показателя по месяцам и т. д.

Например, транспортная составляющая при экспорте нефтя­ных грузов рассчитывается следующим образом (табл. 3.7):

(88,6 * 12,5 + 11,4 * 36,3)/100 = 15,2%.


Таблица 3. 7

Расчет уровня транспортной составляющей

при перевозках грузов на экспорт железнодорожным

транспортом за I полугодие 2012 г.


 

Таблица 3. 8

Расчет уровня транспортной составляющей

при перевозках грузов на экспорт железнодорожным

транспортом за I полугодие 2012 г.

 

Груз Объем перевезенных грузов, т Доля по объему перевозок через припортовые станции, % Транспортная составляющая при экспорте через припортовые станции, % Доля по объему перевозок через наземные погранпереходы, % Транспортная составляющая при экспорте через наземныепогранпереходы, % Транспортная составляющая при экспорте ИТОГО, %
ОБЩИЕ ДАННЫЕ ПО ЭКСПОРТУ
Уголь 53 530 35,6% 24,0% 64,4% 25,0% 24,6%
Нефтяные 88 000 88,6% 12,5% 11,4% 36,3% 15,2%
Черные металлы 86 000 24,4% 20,9% 75,6% 22,0% 21,7%
Лесные 10 000 50,0% 11,7% 50,0% 14,1% 12,9%
ИТОГО 237 530 51,8% 15,6% 48,2% 24,1% 19,7%

 

 

Аналогичным способом проводится расчет уровня транс­портной составляющей во всех видах сообщения.

Например, расчет транспортной составляющей по всем груп­пам грузов, во всех видах сообщения рассчитывается следующим образом (табл. 3.9):

 

(55,7 х 16,9 +22,9 х 15,6+ 21,3 х 24,1)/100 = 18,1%.

Таблица 3.9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.