Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы стимулирования. Методы организации деятельности и формирования опята поведения




Методы организации деятельности и формирования опята поведения

Методы формирования сознания

1. Рассказ

2. Объяснение

3. Разъяснение

4. Лекция

5. Этическая беседа

6. Увещевание

7. Внушение

8. Инструктаж

9. Диспут

10. Доклад

11. Пример

 

1. Упражнение

2. Приучение

3. Педагогическое требование

4. Общественное мнение

5. Поручение

6. Воспитывающая ситуация

 

1. Соревнования

2. Поощрение

3. Наказание

 


№19. Характеристика методов формирования сознания.

 

Метод В. – способ взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на достижение воспитательных целей и задач.

1. Рассказ – яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

¾ должен соответствовать эмоциональному опыту школьников

¾ сопровождается иллюстрациями, музыкой

¾ должен соответствовать обстановке

¾ выполняется профессионально

¾ должен переживаться слушателями

2. Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Ориентировано на данную группу или отдельную личность. Применяется:

¾ чтобы сформировать или закрепить моральное качество

¾ для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку.

3. Разъяснение опирается на внушение – используется для усиления действия других методов.

4. Увещевание – сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, осознания воспитанником своих ошибок.

5. Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие двух сторон – воспитателя и воспитанников. Предмет – нравственные, моральные, этические проблемы. Цель – упрочение нравственных понятий, обобщение знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

¾ должна иметь проблемный характер – борьба взглядов, идей, мнений

¾ нет подготовленного сценария

¾ не должна превращаться в лекцию – высказываются все

¾ материал должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников

¾ нельзя игнорировать мнения

¾ задача В. – помочь воспитанникам прийти к правильному выводу.

6. Диспут – живой спор на темы, волнующие воспитанников. В основе диспута – борьба мнений. Цель – не вывод, а процесс.

7. Пример основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Психологической основой служит подражательность.

8. Лекция – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме. Цели лекции:

¾ дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания

¾ обеспечить в процессе лекции творческую работу

¾ воспитывать у воспитанников профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.


№20. Характеристика методов организ. деятельности и формир. опыта поведения.

 

Метод В. – способ взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на достижение воспитательных целей и задач.

1. Упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Эффективность зависит от:

¾ системы упражнений

¾ их содержания, объема

¾ доступности и посильности

¾ частоты повторений

¾ контроля и коррекции

¾ личностных особенностей воспитанников

¾ места и времени выполнения упражнений

¾ сочетания индивидуальных, коллективных и групповых форм работы

¾ мотивации и стимулирования.

2. Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанников и проявление у него определенных качеств.

¾ прямое требование: четкая формулировка

¾ косвенное требование: стимул действия – переживания, интересы воспитанников (требование-совет, треб.-игра, треб.-просьба, треб.-намек, треб.-одобрение)

3. Приучение – интенсивно выполняемое упражнение. Применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Применяется на всех этапах воспитательного процесса. Условия приучения:

¾ осознание цели В. и воспитанниками

¾ четкая формулировка правила

¾ грамотное соотношение времени и объема действий

¾ показывать, какие результаты могут быть

¾ использовать параллельно-последовательную схему приучений (параллельно формировать органично сочетающиеся качества)

¾ постоянный контроль

¾ использовать игровые формы

4. Поручение – с помощью П. приучают к положительным поступкам. Имеют разнообразный характер.

5. Воспитывающая ситуация – метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Ситуация должна быть не надуманной, а естественной; должна быть неожиданной; нарушителей разоружают великодушие и доброта У.


№21. Характеристика методов стимулирования.

Метод В. – способ взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на достижение воспитательных целей и задач.

1. Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Виды П.: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, награждение… Поощрение:

¾ требует тщательной дозировки и осторожности

¾ Восп-ль должен стремиться к тому, чтобы повед-е воспит-ков мотивир. не стремлением получить награду, а внутренними убеждениями

¾ П. не должно противопоставлять одного воспитанника остальным

¾ П. должно соответствовать заслугам воспитанников

¾ П. требует личностного подхода

2. Соревнование – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств.

¾ основа эффективности С. – его организация. Определяются цели, задачи, составляется программа, разраб. критерии оценок. С. Должно быть достаточно трудным.

¾ должны быть установлены направленность и содержание С. Классический вариант С. – С. за звание первого ученика школы, класса…

¾ жесткие условия С. нужно смягчать игрой, т.к. она возбуждает эмоции

¾ формы учета и показа итогов должны быть простыми и наглядными

¾ эффективность С. повышается, когда цели ставят сами ученики, они же подводят итоги.

3. Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать или тормозить нежелательные поступки, вызывать чувство вины перед собой и другими. Виды Н.: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, исключение из школы… Условия:

¾ опираться на мнение коллектива

¾ не применять групповые Н.

¾ Н. должно быть понятно ученику

¾ не оскорблять!

¾ основа для применения Н. – ситуация конфликта

¾ учитывать индивидуальные особенности ученика

¾ Н. применяется только в комплексе с другими методами

4. Субъективно-прагматический метод основан на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным становится накладно. Это могут быть:

¾ контракты между В. и в.

¾ личные карточки самосовершенствования, кот. сост. В. и родители

¾ дифференцированные платные группы по интересам

¾ мониторинг – непрерывное наблюдение за поведением и развитием в. с помощью технических средств

¾ тесты воспитанности, соц. зрелости, гражданственности

¾ штрафы, влекущие за собой реальные наказания (денежные компенсации, лишение привилегий).


№23. Понятие «коллектив». Признаки К. Стадии развития К.

Коллектив – организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

 

Признаки К.:

¾ общая значимая цель

¾ общая совместная деятельность

¾ отношения ответственной зависимости

¾ общий выбранный руководящий орган

¾ сплоченность К.

 

Стадии развития К:

стадия цель задачи рук. орган сп-б возд-я переход на след. этап
I.Становле­ние коллек­тива Превращение класса в соц.-психо­логич. общность Создание актива Педагог Требова­ния педа­гога Появляется актив и отдельные группы; дети подчиняются педагогу
II.Становле­ние актива Усилить влия­ние актива на отдельных членов Создание само­управле­ния Актив при руководя­щей роли педагога Требова­ния актива, поддержи­вание идеи педагогом Вырабатываются сов­местные формы жизни, рождается общее мне­ние
III.Расцвет коллектива Требования к личности предъявляют все члены К.   – Актив, все члены К. Требова­ния К. Заинтересованность в общественной дея­тельности; Общие традиции; Переживания за соб­ственные и общие удачи и неудачи.

 


№24. Типы взаимоотношений коллектива и личности.

Коллектив – организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и развитию, субъект социальных отношений.

 

Взаимоотношения:

1. Л. подчиняется К., принимает ценности К. формально, отчужденно

2. Гармонизация Л. и К. – гармоничное взаимодействие, полное единство, добровольный конформизм

3. Л. подчиняет К. – нонконформизм, неформальное лидерство.

 

Вхождение ребенка в К.:

1. Адаптация Л. в К.

2. Индивидуализация (привлекает к себе внимание)

3. Интеграция – принятие личности коллективом.


№25. Педагогическое руководство ученическим коллективом (УК).

Коллектив – организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

Управлять УК – значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление УК – это сбор информации об УК и школьниках и организация адекватных его состоянию воздействий.

Правила управления УК:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу. Не подавлять, а сотрудничать с детьми

2. Пед. рук-во не может оставаться неизменным – оно изменяется развитием коллектива

3. Опора на коллектив учителей, семью, иные сотрудничающие с УК организации

4. Отказ от формализма!

5. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса

6. Наличие контроля

7. Организация коллективного взаимодействия, при которой персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения

8. Следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников

9. Контроль факторов, влияющих на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений

10. Создавать временные коллективы, переводить ученика из одного в другой (т.к. один ученик в разных К. может оказаться в благоприятном и неблагоприятном положении)

11. Постоянно изменять характер и вид коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.