Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая деятельность и ее характеристика




Применение системы методов в педагогических исследованиях. Понятие педагогического процесса как направленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанника, реализующего цели обучения и воспитания в условиях педагогической системы.

Предмет научного исследования в педагогике. Классификация методов научного исследования в педагогике.

Метод научно – педагогического исследования – это способ исследования психолого – педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения.

Для получения разнообразных сведений о развитии личности, коллектива или другого объекта обучения и воспитания подбирается оптимальный комплекс методов – методика исследования. Рассмотрим основную классификацию научно-педагогических методов исследования:

1)Традиционно – педагогические методы: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

2) Психолого – педагогический эксперимент.

3) Социологические методы исследования: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик.

4) Тестирование, проективные методы.

5) Математические методы педагогических исследований.

Теоретические методы: анализ научной литературы (метод, который включает в себя изучение учебной и специализированной литературы, журналов, краткую аннотацию), анализ документации (источниками информации при использовании этого метода служат классные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы учителей и т.д. В этих документах, помогающих установить причинно – следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением).

Социально-педагогические: (анкетирование: метод массового сбора информации, с помощью специально разработанных опросников), исследовательская беседа (метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, с помощью предварительно подготовленных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взлетах испытуемых). Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование (форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом).

Тестирование (целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса, н-р тесты интеллекта, тесты личности - характер, мотивация, типы поведения).

Эмпирические: наблюдение (сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого – педагогических явлений), анализ педагогического опыта (в широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно – воспитательных системах), педагогический эксперимент (обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него).

Количественные: статистический метод (регистрация - определяет выявление определенного качества данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества например, количество успевающих и неуспевающих учеников); Ранжирование (расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей); Моделирование (создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека), шкалирование (расположение собранных данных в определенной последовательности в зависимости от уровня)

Методы педагогического исследования в отличие от методологии — это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Теоретические методы: анализ научной литературы (метод, который включает в себя изучение учебной и специализированной литературы, журналов, краткую аннотацию), анализ документации (источниками информации при использовании этого метода служат классные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы учителей и т.д. В этих документах, помогающих установить причинно – следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением).

Социально-педагогические: (анкетирование: метод массового сбора информации, с помощью специально разработанных опросников), исследовательская беседа (метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, с помощью предварительно подготовленных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взлетах испытуемых). Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование (форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом).

Тестирование (целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса, н-р тесты интеллекта, тесты личности - характер, мотивация, типы поведения).

Эмпирические: наблюдение (сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого – педагогических явлений), анализ педагогического опыта (в широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно – воспитательных системах), педагогический эксперимент (обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него).

Количественные: статистический метод (регистрация - определяет выявление определенного качества данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества например, количество успевающих и неуспевающих учеников); Ранжирование (расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей); Моделирование (создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека), шкалирование (расположение собранных данных в определенной последовательности в зависимости от уровня)

Латин. слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система образования, взятая в целом, учебное занятие и т. д. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и др. Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа. В качестве такого критерия может выступать любой достаточно веский показатель процесса, условий его протекания или величины достигнутых результатов. Важно, чтобы он отвечал целям изучения системы.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризует цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и обучаемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный – взаимодействие педагогов и обучаемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

11. Структура педагогического процесса. Основные компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Для того чтобы достичь намеченной цели, воспитание должно быть организовано. Это позволит придать воспитанию форму управляемого процесса, в котором будет надлежащим образом отражено взаимодействие учителей и учеников, получены определенные результаты. Такой процесс наз. учебно-воспитательным, или педагогическим. Он направлен на достижение заданной цели и приводит к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс — это процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников.

Основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой — с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.

Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.

Операционно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей.

Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащегося — это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.).

12. Функции целостного педагогического процесса: образовательная, воспитывающая, развивающая.

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В.Краевский).

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего. Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. В современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.

Развивающая функция воспитательной работы заключается в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Н-р, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, и пр.

Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить лит-ру, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

 

Педагогическая деятельность относится к одному из сложных и своеобразных видов. Она представляет, по М.С.Кагану, скрещение основных видов деятельности. И в самом деле, в профессиональной работе педагога переплетаются и взаимодействуют и познавательная (обучение и учение), и ценностно-ориентационная (внедрение в сознание учащихся системы нравственных, правовых, эстетических ценностей), и коммуникативная (учебно-воспитательная работа — постоянное общение, без которого немыслимо ни обучение, ни воспитание), и художественная деятельность.

А в целом все это — практико-познавательная деятельность, так как педагог в результате профессиональной работы развивает, преобразует и формирует личность ребенка, человека.

То же можно сказать о связи всех видов деятельности, по Р.С.Немову, с педагогической деятельностью. В ней игра, учение и труд выступают и как форма, и как средство педагогической деятельности. А различные виды общения — это основной метод взаимодействия педагога с объектами и субъектами учебно-воспитательной деятельности.

Имея много общего с другими видами деятельности, педагогическая отличается от них некоторыми особенностями: 1. Объект педагогической деятельности — индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив — активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию. 2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение. Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали. 3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество. 4. Педагогическая деятельность — это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее. 5. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе. Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.