Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы педагогического процесса




В закономерностях, напомним, отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Даже без специального исследования можно заключить, что в столь сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу — тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты. 2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; приме­няемых средств и способов педагогического воздействия. 3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педа­гогами; величины, характера и обоснованности корректирую­щих воздействий на воспитуемых. 4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педаго­гического процесса зависит от действия внутренних стиму­лов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интен­сивности, характера и своевременности внешних (обществен­ных, педагогических, моральных, материальных и других) сти­мулов. 5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и ка­чества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного. 6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность пе­дагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых. 7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зави­сят от: потребностей общества и личности; возможностей (материально-технические, экономические и другие) общества; условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и другие).

Принципы педагогического процесса отражают требования к организации педагогической деятельности.

Принципы организации педагогического процесса: гуманистическая направленность; связь с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу (воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание); научность; ориентированность на формирование в единстве знаний и умений сознания и поведения; обучение и воспитание детей в коллективе (оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса); преемственность, последовательность и систематичность; наглядность; эстетизация (формирование эстетического отношения к действительности).

Принципы управления деятельностью воспитанников: сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательность и активность учащихся (осознание учащимися технологии учения, владение приемами учебной работы, осознание прикладного значения теоретических идей); уважение к личности педагога в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительное в человеке; согласованность требований школы, семьи и общественности; доступность и пассивность обучения и воспитания; учет возрастных и индивидуальных особенностей; прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития (смысловая память).

 

15. Принципы формирования личности в процессе обучения и воспитания: ведущая роль обучения и воспитания по отношению к их развитию…

Принципы обучения и воспитания относятся к группе собственно педагогических закономерностей. Строгое следование педагогическим принципам активно способствует снятию и разрешению воспитательных противоречий, обеспечивает безболезненное вхождение каждого ребенка в систему коллективных отношений и усвоение им социального опыта.

Роль воспитания по отношению к развитию: значение этого научного положения состоит в том, что все дети в природном отношении рассматриваются как разнообразно и богато одаренные натуры и что сила проявления таланта, дарования каждого ребенка зависит от условий его обучения и воспитания.

Принцип развития интереса к делу: достигается путем включения в детскую деятельность стимулов: их собственную волю, умение преодолевать себя, свою лень в гармоническом сочетании с пробуждением у них многостороннего интереса.

Принцип оптимизации: требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: различие возрастных периодов в самой общей форме заключается в обращенности младшего школьника к внешнему миру в целях накопления необходимого жизненного опыта; в активизации внимания подростка к самому себе, своему внутреннему миру и осмыслению своего места в обществе; в настойчивом самоутверждении юношей своей индивидуальности. Учет возрастных индивидуальных особенностей, сензитивных периодов развития детей в обучении и воспитании обеспечивает одновременное становление личности и индивидуальности, общего и особенного, единичного, уникального, присущего человеку.

Принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании: весь материал, подлежащий изучению, необходимо представить в обоснованной структуре, системе и последовательности. Суть системности в педагогическом процессе состоит также в четкости структуры каждого звена системы: занятия, организованного вида деятельности, мероприятия.

Принцип наглядности: выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений, осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов знакомыми словами изучаемого языка, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные ср-ва, мимика, жесты, движения, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности).

Принцип доступности: заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Принцип прочности: отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается первичным восприятием и осмыслением изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.