Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умственная работоспособность и эффективность обучения в зависимости от состояния здоровья




Влияние биоритмов организма студента на его работоспособность.

Состояние работоспособности в учебно-трудовой деятельности студента.

Субъективные и объективные факторы, влияющие на психологическое состояние студента.

Негативные факторы, влияющие на снижение эффективности обучения студентов.

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

 

Поступление в высшее учебное заведение у большинства молодых людей связано со значительными изменениями привычного школьного ритма жизни. Этот период совпадает с переходом от юношеского возраста к началу взрослого этапа жизнедеятельности, когда происходит совершенствование адаптационно-компенсаторных механизмов и высшей нервной деятельности организма. От него во многом зависит здоровье на будущие годы, а значит плодотворная учеба и дальнейшая трудовая деятельность.

Сдача выпускных экзаменов в школе, подготовка и поступление в институт происходят за короткий срок и связаны с большим умственным напряжением и нагрузкой на центральную нервную систему. Новые условия характеризуются интенсивной учебной нагрузкой, общественной деятельностью и иными жизненными ситуациями.

В этот сложный период изменяются элементы социальной адаптации личности, осуществляется переход к самостоятельной активной деятельности, характерной для взрослого человека. Возникают существенные трудности, особенно для приезжих, вызванные отдаленностью от своей семьи, включением в новый коллектив, усложненными взаимоотношениями между студентом и преподавателями, между собой (А.В. Петровский, 1982 г.) т.е. адаптация идет на профессиональном (принятие ценностей будущей профессии), социально-психологическом (вхождение в новые коллективы), дидактическом (новая система обучения) уровнях.

Структура и условия учебной деятельности усложняются – увеличивается количество преподавателей, объем учебной работы (т.е. лекционные, семинарские и самостоятельные занятия), изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования, отсутствует ежедневный контроль за усвоением большого объема материала.

В то же время нужно отметить, что именно в возрасте 17–25 лет (студенческом, как его называют) наблюдается оптимизация в развитии почти всех функций и систем организма: быстрые реакции анализаторов (слуховых, зрительных, нейросенсорных) на внешние раздражители, повышенная лабильность (подвижность) нервных и эмоциональных процессов, наибольшая пластичность и выносливость регуляторных механизмов высших отделов нервной системы (коры головного мозга). Это выражается в высокой скорости мыслительных процессов запоминания и переключения внимания с одного вида деятельности на другой, повышенной познавательной деятельности, быстроте решения вербально-логических задач, повышенном интересе к новизне.

К объективным факторам обучения относятся: условия обучения и жизни; пол; возраст; учебная и физическая нагрузка; время сна и отдыха; расписание занятий; психоэмоциональная напряженность в период экзаменационных сессий (общий эмоционально-интеллектуальный стресс, интенсификация учебной нагрузки, повышение уровня беспокойства – тревожности, активизация нескольких потребностей, дефицит времени на сон, усложнение межличностных отношений; сидячий образ жизни (снижение процессов кровообращения и дыхания, сниженный расход энергии, снижение иммунитета и адаптационных механизмов; работа за компьютером и т.д.

К субъективным факторам обучения относится: объем знаний; навыки и умения обучения и усвоения будущей профессии; мотивация учения; работоспособность; состояние здоровья; нервно-психическая устойчивость; темп учебной деятельности; утомляемость; психофизические возможности; уровень развития (сформированности) личностных качеств; способность адаптации и обучения в ВУЗе и др.

Ряд авторов полагает, что оптимум развития интеллектуальных показателей и эмоциональной сферы располагается между 18–20 годами.

К неблагоприятным факторам учебного труда можно отнести: длительное пребывание в сидячей позе, что приводит к скапливанию крови в сосудах расположенных ниже сердца, уменьшению объема циркулирующей крови; недостаточный двигательный режим учебного труда ведет к переполнению кровью вен и как следствие замедление движения крови; уменьшение размаха движения диаграфмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы; часто наблюдаемое психо-эмоциональное напряжение (дефицит времени, высокая ответственность за результаты деятельности и т.д.) нарушает циркуляцию крови, насыщение крови кислородом снижается на 80 %. Наиболее выражено неблагоприятное влияние перечисленных факторов у студентов совмещающих учебу с работой, нарушающих режим сна и отдыха и т.д.

Учитывая то, что перечисленные выше факторы можно учесть в организации жизнедеятельности студентов следует отметить, что у студентов имеются все возможности с физиологической и психической точки зрения работать 10-12 часов в сутки, но при условии соблюдения режима сна и питания, двигательной активности, отдыха и т.д.

По академическим нормам учебная загруженность не должна превышать 36 часов в неделю. Однако в действительности рабочая неделя студента составляет до 40–42 часов в неделю. При этом, можно отметить неравномерность распределения учебной нагрузки, а значит, и вынужденное нарушение учебного режима. О напряженности учебной деятельности студентов свидетельствуют данные частоты сердечных сокращений. До начала занятий она составляет в среднем 70 уд/мин, при спокойной работе – 77 уд/мин, при средней напряженности – до 83 уд/мин, при сильном напряжении до 93 уд/мин. В связи с воздействием на организм студента комплекса объективных и субъективных неблагоприятных факторов обучения исследователи отмечают: возрастание количества сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний; хроническое психоэмоциональное перенапряжение, повышенную раздражительность, неуверенность в себе, агрессивность, возрастание случаев хронической бессонницы; явления нервного и умственного переутомления; повышенное артериальное давление и т.д.

Человек трудится благодаря наличию дееспособности и работоспособности. Работоспособность – это способность человека выполнять деятельность в рамках заданного времени и параметров эффективности. Работоспособность отражает биологические возможности человека и социальную сущность (как показатель успешности овладения требованиями какой-либо деятельности). Основа работоспособности – специальные знания, умения и навыки определяющие психические, физиологические и физические особенности.

Дееспособность означает умение формировать целесообразную деятельность, создавать ее качественную сторону. Но никакое дело не может быть доведено до конца, если человек, занимаясь им, одновременно не «включает» способность выполнять определенный вид работы в течение заданного времени и поддерживать его высокие качественные и количественные показатели.

Работоспособность бывает потенциальная и фактическая. Потенциальная работоспособность характеризуется максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма. Истощение этих резервов приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям здоровья. Фактическая работоспособность осуществляется, – и это главное, – при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма в соответствии с суточной периодикой, ритмом труда и отдыха. Другими словами, где бы человек ни работал, он должен расходовать только часть своих функциональных ресурсов и в такой мере, чтобы это не воспрепятствовало их последующему быстрому и полному восстановлению.

Производительность труда отражает степень реализации работоспособности. Различия между производительностью труда и показателем фактической работоспособности – это ее естественные резервы.

У каждого человека свой уровень работоспособности, который изменяется в пределах определенного времени (например, рано утром она одна, а днем – другая) и зависит от многих внутренних и внешних причин: возраста, состояния здоровья, профессионального опыта, физической силы, выносливости, тренированности, чувства долга, сознательности, условий и режима труда и отдыха, характера выполняемой работы и т.д. К физиологическим факторам работоспособности относятся состояние здоровья, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. К физическим факторам относятся освещенность, шум, время суток и т.д. К психическим факторам относятся самочувствие, настроение, мотивация и др.

Индивидуальные факторы работоспособности – это физиологические, психологические и физические возможности, которые могут быть врожденными и приобретенными: телосложение, физические данные, мастерство, практический опыт, уровень образования и т.д. Подготовленность к труду зависит от комплексного сочетания всех вышеперечисленных параметров ее физиологического – строгого следования биологически заданному ритму в течение 24-часового цикла, психологического – профессиональной и трудовой мотивации и физического - уровня развития психофизических качеств, состояния здоровья.

1-я группа объединяет профессии преимущественно умственного труда (творческого, управленческого, операторского), при выполнении которого наибольшая нагрузка приходится на центральную нервную систему при небольших затратах физической энергии. При этом процесс труда осуществляется в рабочей позе, сидя, с незначительными двигательными действиями мышц кисти и пальцев рук. Успешной деятельности людей этих профессий способствует развитие общей выносливости, что помогает поддерживать высокий уровень работоспособности, а также хорошая эмоциональная устойчивость.

Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд. Изменение работоспособности в течение 24 ч представлено на рис. 4.2.

Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности (рис. 4.3).

12 14 16 18 20 22 24 2 4 6 8 10

 

Рис.4.2. Физиологическое изменение работоспособности по

часам суток (по Ле-ману)

Рис. 4.3. Изменение работоспособности в течение суток

«жаворонков» (а) и «сов» (б)

 

Студенты, отнесенные к «утреннему» типу, так называемые жаворонки. Для них характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Это — тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.

Наблюдения показали, что у студентов, которые по оптимуму работоспособности относятся к группе утренних, в 1,5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних. Объясняется это тем, что у «жаворонков» утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу — уже в 6 ч у этих студентов больше выбрасывается в кровь адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление. У студентов вечерней группы внутренние механизмы, влияющие на повышение давления, работают медленнее.

Есть еще и третья группа студентов — аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам».

Учеба студента - это характерный пример современного умствен­ного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоцио­нальной сферы.

К неблагоприятным факторам, характерным для умственного труда, относят:

- ограничение двигательной активности;

- соблюдение определенной рабочей позы;

- повышенная нервно-эмоциональная напряженность;

- монотонность в работе, связанная с выполнением одинаковых операций с повышенной концентрацией внимания.

Интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов. Интенсивность обменных процессов в головном мозге значительно повышена. Он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь стабильное кровообращение, однако длительное пребывание в положении сидя, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга, что вызывает головную боль и снижение работоспособности. К факторам, определяющим умственную работоспособность сту­дентов можно отнести следующие:

- состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;

- общая и специальная эрудиция;

- личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

- уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации;

- ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;

- настроение, самочувствие, интерес к деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.