Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки, условия и основные этапы процесса институционализации




Формальные и неформальные институты.

Понятие и функции социального института.

Социальная стратификация современного российского общества.

В современном обществе преобладающим типом стратиф. Выступает классовый тип. В нём об-во делится на три класса:1)высший, 2)средний, 3)низший;[каждый из классов можно разделить на 2 группы: низшую и высшую]

Децельный коэф-нт в РФ 15:1(оф.ст-ка), 30:1(социологи)

В РФ ст-ра: юла. В совр.обществах неравенство носит дисперсный хар-р: проигрывая по одному показателю индивид может выиграть по др.показателям(Н-р:доход и образование)

Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти.Он составляет примерно 2% современных обществ, но контролирует до 85-90%капитала. Его составляют банкиры, собственники, президенты, руководителипартий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены. Средний класс включает в себя лиц неручного труда и делится на тригруппы: высший средний класс (профессионалы - врачи, ученые, юристы,инженеры и пр.); промежуточный средний класс (учителя, медсестры, актеры,журналисты, техники); низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы,полицейские и пр.). Средний класс составляет 30-35% в структуре западныхобществ. Рабочий класс - класс работников физического труда, составляющий около50-65% в разных странах, делится тоже на три слоя: 1) рабочиеквалифицированного ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры идр.); 2) рабочие полуквалифицированного ручного труда (швеи,сельхозрабочие, телефонисты, бармены, санитары и др.); 3) рабочиенеквалифицированного труда (грузчики, уборщики, кухонные работники,прислуга и пр.).

- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

-устойчивые правила игры, кот.организует соц.взаимодействие

Функции:

· Регулятивная

· Снижают транзакционные издержки

· Институты созд.определение «поля» невозможности

· Институты формируют новые виды отношений и власти

Формальные - закреплены в правовых нормах, правилах(законы и т.д.)

Преимущества:

- формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию.

- формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника

- формальные правила могут противодействовать дискриминации.

Неформальные - договорённости между различными участниками взаимодействия. Неписанные правила

Преимущества:

- возможность адаптации к меняющимся внешним условиям

- возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы)

Недостатки:

-характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

Институционализа́ция — превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархиейвласти, дисциплиной, правилами поведения.

За любым институтом стоит история его институционализации.

Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т.д.

Конкретными примерами институционализации могут являться: превращение народных собраний в парламент; изречений, творческого наследия мыслителя — в философскую или религиозную школу; увлечения каким-либо жанром популярной музыки — в субкультурную организацию.

Различия между обществами (традиц.и соврем.) объясняется на основе институциональных матрицах(генотипы институтов – базовые институты из которых вырастают все остальные).

 

y
х
Центральное Коммунитарная Децентрализованное Индивидуалистическая

Политическое идеология политическое идеология

Устройство. устройство

 

Редистрибутивная Рыночная

Экономика Экономика

Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Этапы:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, Т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.