Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родительный падеж имен существительных




Именительный падеж множественного числа

Задание 29. Из слов, заключенных в скобки, употребите нужное.

1) Территория нашего государства разделена на часовые (пояса, поясы).

2) В вазе были скромные (цветы, цвета).

3) На ковре нас больше привлекали яркие (цветы, цвета).

4) Эти (порты, порта) на Чёрном море имеют большое значение.

5) В учреждение пришли (инструкторы, инструктора).

6) Коммерческому предприятию требуются (бухгалтеры, бухгалтера).

7) На конференции выступали (директоры, директора).

8) В феврале дуют сильные (ветра, ветры).

Задание 30 (контрольное). От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Найдите среди перечисленных слов два, имеющих вариантные окончания.

Инженер, торт, вексель, шофер, директор, порт, месяц, тренер, фронт, администратор, адрес, штемпель, комбайнер, бухгалтер, катер, паспорт, профессор, фельдшер, инструктор, договор, прожектор, ветер.

 

Задание 31. Допишите в приведенных словах окончания.

а) Стакан ча…, вкус сахар…, купить горох…, пары кле…, чихать от перц…, взять кусок мел…, взять немного лук…, запах керосин…, прикупить сыр…, поддать немного пар…, аромат ча…, много народ…, не любить горох…, килограмм сахар…, достать керосин…, пыль от мел…, купить кле…, слезы от лук…, производство сыр…, давление пар…, 100 граммов перц…, история народ….

б) Стакан зеленого ча…, выпить стакан ча…, литр скипидар…, пачка белого жир…, полкилограмма рис…, упаковка высушенного табак…, купить мед…, вкус белого рис….

 

! В родительном падеже множественного числа следующие группы существительных употребляются без окончаний:

1) названия парных предметов: (пара) ботинок, сапог, валенок, чулок; но: носков;

2) названия некоторых национальностей, главным образом с основой на н и р: башкир, грузин, лезгин, мордвин и т. п.; но: калмыков, монголов, узбеков и т.п.;

3)названия воинских групп: отряд партизан, солдат, гусар и т. п.; но: отряд минёров, сапёров;

4) некоторые названия единиц измерения, употребляющихся обычно с именами числительными: пять ампер, ватт, вольт и т. п.; колебания: грамм – граммов, килограмм – килограммов.

 

Задание 32. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.

а) Болгары, негры, цыгане, турки, калмыки, туркмены, киргизы, румыны, монголы, осетины, таджики, мордвины, тунгусы, лезгины, узбеки, грузины, якуты, буряты, башкиры, армяне.

б) Пять грамм…, семь ампер…, 100 ватт…, восемь килограмм…, 10 джоул…, 1000 вольт…, 60 ом…, 20 кулон…, 30 микрон…, 50 ньютон…, 90 герц…, 150 эрг…, 10 гектар….

в) Отряд партизан…, группа минёр…, подразделение солдат…, отряд гусар…, группа сапёр…, взвод кадет…, отряд улан….

г) Туфли, сапоги, носки, чулки, глаза, эполеты, валенки, ботинки, мандарины, апельсины, помидоры, томаты, абрикосы, кочерги, полотенца, свадьбы, блюдце, простыни, рельсы, уши.

 

Задание 33. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, рентгены, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, уланы, чулки, цапли, якуты, ясли.

Задание 34. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1) Мы купили много апельсин и мандарин.

2) Засеяно много гектар земли.

3) Никто не ожидал заморозок.

4) Нам нужно купить пять килограмм картофеля.

5) Они не взяли ни носок, ни чулков.

6) Ремонт рельс был завершён.

7) Кому-то не хватило сапогов и полотенцев.

8) По каменистой дороге нельзя пройти без туфлей и ботинков.

9) Необходимо приобрести шесть кочергов.

 

 

Задание 35. Раскройте скобки, напишите правильную форму собствен-ных имен.

1) Профессору Ивану (Гончар…) принадлежат важные открытия в области физики.

2) Письмо для Юли (Ретенгер…) от Петра (Черноштан…).

3) Посылку прислали для студента Ильи (Ремень).

4) Тетради Сергея (Быковских) и Ольги (Шевченко).

5) Расчеты сделаны Иваном (Бобро) и Тамарой (Романчук).

6) Мы были в гостях у Виталия (Шульга).

7) Статья принадлежит корреспонденту Александру (Кочерга).

8) Библиотека находится недалеко от дома Сергея (Гуйда).

9) Реферат написан студентом (Базыль) и студенткой (Щербак).

10) Книги принадлежат (Шапоренко и Рыбалко).

11) Стихи написаны Николаем (Игнатович).

12) Подарки сделаны для Дарьи (Кващук) и Павла (Таран).

 

Задание 36 (контрольное). Распределите слова в две колонки: без окончания в родительном падеже множественного числа и с окончанием в родительном падеже множественного числа.

Из данных слов выделите два, у которых совпадают формы единственного числа именительного падежа и множественного числа родительного падежа, например: валенок (ед. ч., и. п.) – валенок (мн. ч., р. п.)

Абрикос, мандарин, яблоко, помидор, банан, полотенце, килограмм, носок, чулок, туфля, партизан, человек, ребенок, глаз, англичанин, монгол, ампер, гектар, рельс, цапля, сапог, узбек, ватт, апельсин, джоуль, ботинок, киргиз, микрон, свадьба, ньютон.

 

Вопросы для самопроверки

1) Назовите правильный вариант: ручище – ручища; городишко – городишка; мелочишка – мелочишко.

2) Как правильно сказать: инженеры или инженера, бухгалтеры или бухгалтера, договоры или договора?

3) Как правильно сказать: купить килограмм сахара / сахару?

4) Перечислите группы существительных, не имеющих окончаний в родительном падеже множественного числа.

 

5. ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

ВАРИАНТ I

Задание 1. Спишите, поставьте ударение в данных словах.

Каучук, мастерски, мышление, медикаменты, обеспечение, творог, партер, плесневеть, балованный, брюки длинны, звонит, асбест, красивейший, начать, поняли, сердиться, в яслях, высоко, закупорить, красивее, квартал, кремень, кухонный, таможня, цемент, ходатайство, искра.

Задание 2. Укажите ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного числа имен существительных. Исправьте текст.

1) Нужно воспитывать в детях правильные отношения к обыденным явлениям.

2) Трава, говоря языком экономиста, – основа развития животноводств в республике.

 

Задание 3. Найдите ошибки в употреблении форм рода. Исправьте текст.

1) Авторитетная жюри признала работу этого актера.

2) Я напою тебя отличным кофем.

3) Когда молочник перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги.

 

Задание 4. Исправьте ошибки в данных предложениях.

1) На совещание прибыли многие инженеры, директоры.

2) В этом же здании обучаются будущие повары.

ВАРИАНТ II

 

Задание 1. Спишите, поставьте ударение в данных словах.

Блага, километр, шофер, комбайнер, мастерски, обеспечение, плесне-веть, портфель, ржаветь, августовский, балует, это важно, гнала, ждало, звонишь, красивее, начал, поняли, равны, все цело, бомбардировать, валовой, закупорить, иконопись, кремень, приобретение, таможня, цемент, щавель.

 

Задание 2. Укажите ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного числа имен существительных. Исправьте текст.

1) Здесь им руководят убежденности.

2) Жилищное условие некоторых студентов неудовлетворительно.

Задание 3. Найдите ошибки в употреблении форм рода. Исправьте текст.

1) Больной мозоль не давал покоя весь день.

2) Окно занавешено красивой белой тюлью.

3) Моя сестра – спортсмен-разрядник.

 

Задание 4. Исправьте ошибки в данных предложениях.

1) Требуются на постоянную работу вахтера.

2) Токи для молотьбы были хорошо оборудованы.

 

ВАРИАНТIII

 

Задание 1. Поставьте ударение в данных словах.

Алфавит, арбуз, аристократия, безудержный, верба, гуся, демократия, диалог, диспансер, добыча, дозвониться, документ, завидно, задолго, заржаветь, информировать, набело, каталог, мельком, мизерный, намерение, премировать, призыв, принудить, приобретение, прирост.

 

Задание 2. Укажите ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного числа имен существительных. Исправьте текст.

1) В те времена Чернышевский звал народ «к топору».

2) У Катерины вспыхивают настоящие чувства к Борису.

 

Задание 3. Найдите ошибки в употреблении форм рода. Исправьте текст.

1) Мама постелила на кровать новую покрывалу.

 

2) Море можно раскрасить синем гуашем.

3) Во время войны моя бабушка была минометчиком.

 

Задание 4. Исправьте ошибки в данных предложениях.

1) Трактористы и шофера привезли строительный материал.

2) Архитектора и инженера запроектировали новый тип промышленно-го здания.

ВАРИАНТ IV

 

Задание 1. Поставьте ударение в данных словах.

Сантиметр, свекла, симметрия, созыв, сосредоточение, средства, статуя, столяр, улучшить, феномен, формировать, хирургия, черпать, эксперт, светла, взяла, заняло, начали, взяты, начата, созваны, делить на два, по двое, по трое, из лесу, час от часу.

Задание 2. Укажите ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного числа имен существительных. Исправьте текст.

1) Враги оказывали вооруженные сопротивления.

2) Этим летом стояли хорошие погоды.

 

Задание 3. Найдите ошибки в употреблении форм рода. Исправьте текст.

1) Катя научила меня танцевать красивый танго.

2) Районо провело совещание.

3) Интервью с космонавтами близился к концу.

 

Задание 4. Исправьте ошибки в данных предложениях.

1) На Волге курсируют небольшие катеры.

2) Фирма заключила выгодные договора.

6. ОТВЕТЫ

Задание 1.*

1) Слова с твердым согласным перед гласным звуком [jэ]: альтернатива, анестезия, антенна, бизнес, вундеркинд, гротеск, детектив, идентичный, ин-декс, рейсфедер, сервис, синтез, тезис, темп, шедевр;

2) слова с мягким согласным перед гласным звуком [jэ]: берет, гипотеза, дебют, интеллект, рейд, рельс;

3) слова, имеющие варианты произношения: артерия, бассейн, декан, депо, стратегия, форель, штемпель, экземпляр, экспресс.

Задание 2.*

1) Слова, в которых пишется буква ё: блёклый, жёрдочка, осётр, остриё, платёж;

2) слова, в которых пишется буква е: афера, валежник, зев, опека, бесшерстный, единоплеменный, зацветший, одновременный, оседлый, отцветший, раскаленный;

3) слова, в которых допускается два варианта произношения и написания: желчь – желчь, маневры – маневры, местоименный – местоименный, нареченный – нареченный, пресек – пресек, щелка – щелка.

 

Задание 3.*

Асб`ест, `август`овский, бл`ага, б`арж`а, деф`ис, кауч`ук, килом`етр, л`ос`ось, мастерск`и, медикам`енты, миллим`етр, м`ышл`ение, обесп`ечение, парт`ер, пл`есневеть, рж`ав`еть, сл`учай, тв`ор`ог, звон`ит, крас`ивее, балов`ать, за`искр`ить, зак`упорить, кварт`ал, крем`ень, приобрет`ение, та-м`ожня, цем`ент, ход`атайство, щав`ель.

 

Задание 4.*

Звон`ить – звон`ит – звон`ишь – звон`ят.

Балов`ать – бал`ую – бал`ует – бал`ованный.

В`ажный –важн`а – в`ажно – важн`ы.

Дл`инный – длинн`а – дл`инно – дл`инны.

Ждать – ждал`а – жд`ало – жд`али.

Крас`ивый – крас`ивее – крас`ивейший.

Нач`ать – н`ачал – начал`а – н`ачали.

Пон`ять – п`онял – понял`а – п`оняли – п`оняло.

Р`авный – равн`а – равн`о – равн`ы.

Ц`елый – цел`а – ц`ело.

`Ясли – `яслей – в `яслях.

 

Библиографический список

 

1. Богуславский М. М. Культурные ценности в международном обороте / М. М. Богуславский. М.: Юристь, 2005.

2. Большая советская энциклопедия: В 10 т. / Под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 10.

3. Бондарко А. В. Грамматическое значение и смысл / А. В. Бондарко. Л.: Наука, 1978.

4. Граудина Л. К. Вопросы нормализации русского языка: Грамматика и варианты / Л. К. Граудина. М.: Наука, 1980.

5. Граудина Л. К. Русская риторика / Л. К. Граудина, Г. И. Кочеткова. М.: Центрполиграф, 2001.

6. ГорбачевичК. С.Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. М.: Просвещение, 1989.

7.Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи: Учебное пособие / С. И. Ожегов. М.: Высшая школа, 1974.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990.

9. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. А. Аванесова. М.: Русский язык, 1997.

10. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1. (А – К) / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1934.

11. Толковый словарь русского языка: в 4-х т. Т. 4. (С – Я) / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1940.

12. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного рус-ского языка / П. Я. Черных. М.: Наука, 1994. Т. 1.

13. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щер-ба. М.: Центрполиграф, 2004.

14. Языкознание. Большой лингвистический словарь / Под ред. В. Н. Яр-цева. М.: Большая российская энциклопедия, 1998.


Учебное издание

 

 

НОВИКОВА Татьяна Аркадьевна

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

Часть 2

__________________

 

Редактор Н. А. Майорова

Корректор Д. А. Волнина

 

* * *

 

Подписано в печать.11.2011. Формат 60 84 1/16.

Плоская печать. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,7. Уч.-изд. л 1,9.

Тираж 1000 экз. Заказ.

 

* *

 

Редакционно-издательский отдел ОмГУПСа

Типография ОмГУПСа

 

*

 

644046, г. Омск, пр. Маркса, 35

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.