Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и тенденции развития международного рынка услуг




 

Опережающее развитие сферы услуг – один из атрибутов «сервисной экономики», возникающей в условиях постиндустриальной трансформации общества. Относясь к «третичному сектору» современной экономики, сфера услуг играет всё более весомую роль в производстве валового продукта и в структуре занятости; в развитых странах в этой сфере ныне занято от двух третей до 80% (а в некоторых регионах – и свыше 90%) экономически активного населения.

Эти тенденции находят отражение и в международных экономических отношениях. Международный рынок услуг в последние десятилетия быстро развивается, особенно заметным это стало с начала 80-х гг. В 1980 г. его объём составлял 402 млрд. долл., в 2000 г. – 1,4 млрд. долл., т.е. вырос в 3,5 раза; в настоящее время данный показатель превышает 1,5 млрд. долл. Среднегодовые темпы прироста международной торговли услугами составляли 6-7%, что в 3-4 раза выше темпов прироста МВП, а в отдельные периоды – и темпов прироста мировой торговли товарами и всего объёма мирового рынка. Общемировая экспортная квота по услугам составляет примерно 10%; стоимостная доля статистически фиксируемых услуг в мировой торговле – примерно одна шестая-одна седьмая.

Фактические объёмы и темпы роста международной торговли услугами, по видимому, выше официальных, что объясняется несовершенством и большими различиями национально-государственных систем подсчёта услуг, в том числе их международных форм; объективной условностью границ и неразработанностью общепринятой методологии разграничения торговли товарами и услугами (в некоторых случаях данные по торговле товарами неявно включают и торговлю услугами – так, при поставках комплектного оборудования на услуги приходится до 40% стоимости контрактов; с другой стороны, при оказании туристических услуг в цену включаются и элементы, связанные с овеществляемыми формами товаров – расходы на питание и др.). Кроме того, внутрифирменные затраты на ремонт оборудования, строительство, транспортировку относят к производственным издержкам, в то время, как при осуществлении аналогичных операций внешними контрагентами их стоимостные параметры могут быть учтены в качестве услуг; в торговле услугами выше доля теневых операций и т.д.

За последние десятилетия заметно изменилась структура международной торговли услугами: в 1980 г. 42% приходилось на транспортные услуги, 28% - на туризм и 30% - на прочие услуги; в настоящее время доля транспортных услуг снизилась до 21%, туристических – выросла до 33% и прочих – до 46%. Основу «прочих» услуг составляют деловые услуги. Современный классификатор услуг ВТО в первом разделе объединяет деловые услуги (раздел содержит 11 основных позиций) и отражает значительное количество деловых услуг в других разделах «Финансовые услуги», «Транспортные услуги» и т.д.). Деловые услуги превратились в необходимые элементы производства и реализации товаров на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Доля транспортных услуг снижается вследствие относительно менее высоких темпов роста транспортировки сырья в системе международной торговли; в то же время, растёт доля услуг по перевозке пассажиров, что связано с быстрым развитием международного туризма.

В регионально-географическом разрезе отмечается снижение доли Западной Европы в мировом экспорте услуг – с 56% в 1990 г. до 45% в настоящее время; незначительно уменьшилась также доля Японии и Латинской Америке (примерно по 4% в 2000 г.) и более резко - доля Африки, которая и без того была невелика (с 3 до 1,5%). В то же время, за отмеченный период доля Северной Америки выросла с 19,5 до 22,5%, а доля Азии – 13 до 18%. Основными экспортёрами услуг в Европе являются Великобритания, Франция, Германия и Италия, причём первые три страны предоставляют услуги по спектру всех трёх отмеченных основных групп, а в экспорте Италии доминируют туристические услуги.

По структуре экспорта услуг сохраняются также заметные различия между развитыми и развивающимися странами: развитые страны во всё большей степени наращивают экспорт деловых услуг, развивающиеся же специализируются на туризме (хотя по абсолютным показателям познавательно-рекреационный туризм в развитых странах значительно превосходит преимущественно экзотический туризм развивающихся стран).

С организационной точки зрения международная торговля услугами имеет различные формы: её осуществляют специальные транспортные, туристские, консалтинговые, финансовые, страховые компании, а также, в связи с диверсификацией отраслевой структуры, – традиционные производственные фирмы, некоторые из которых в условиях опережающей динамики сферы услуг меняют свою отраслевую ориентацию и начинают специализироваться, преимущественно, на предоставлении услуг.

Доля России на мировом рынке услуг незначительна и составляет около 1%; если по доле в мировой торговле товарами РФ занимает в последние годы 15-16 место, то в торговле услугами – 24-25 место. При этом, в отличие от торговли товарами, наблюдается устойчивое отрицательное сальдо баланса внешней торговли услугами: в 90-е годы оно составляло 3-8 млрд. долл., в 2000-2002 гг. возросло до 10 млрд., при импорте услуг порядка 20 и экспорте – 10 млрд. долл. (вследствие, главным образом, вывоза средств состоятельными «туристами» и «челночного» бизнеса). Крайне недостаточно используются потенциальные возможности России по оказанию международных транспортных услуг (в отношении как традиционных видов, так и возникающего космического транспорта) и развитию въездного международного туризма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.