КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы и методы ведения консультативной беседы
Условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: Знакомство с клиентом и начало беседы. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез. Коррекционное воздействие. Завершение беседы. Длительность приема, во время которого собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм, в рамках которых оно проводится, а также теоретических ориентации консультанта Начало беседы. Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема - это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Очень важный момент начала беседы - знакомство с клиентом по имени. В принципе, клиент может отказаться назвать себя, но забывать или не предложить ему представиться - это значит во многом обречь консультацию на неудачу. Расспрос клиента. Условно разделим этот этап беседы на два подэтапа, на первом из которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать психокоррекционные гипотезы и начать их проверку. Первая фаза расспроса клиента. Поскольку на этой фазе основная цель консультанта — «разговорить» клиента, ее реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие его рассказ. «Расскажите мне о ваших отношениях...», «Какая у вас семья?» Естественно, пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования. Консультант 1) поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент. Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Процесс расспроса занимает 25-30 минут, но 15-20 минут спустя после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспроса - формулированию и проверке консультативных гипотез. Гипотезы в психологическом консультировании. Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять консультацию клиента Гипотезы в психологическом консультировании — это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентирования клиента в его отношении к своим проблемам. Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Вторая фаза расспроса клиента. Во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более тонкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. «Сколько раз в неделю он возвращается после двенадцати?», «Когда именно у Вас впервые возникло ощущение, что она нездорова?» Основной подход к работе на 2 этапе расспроса - это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента Работа с конкретными ситуациями — для консультанта один из наиболее надежных способов проверить свои гипотезы. После того, как две-три такие конкретные ситуации обсуждены, консультант может с уверенностью сказать, какая из гипотез оказалась наиболее подходящей. Оказание психокоррекционного воздействия. Воздействие строится на анализе конкретной ситуации. Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий. Цель консультанта при этом - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать то, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации. Завершение беседы. 1.Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема; 2.Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами; 3.Прощание консультанта с клиентом.
22. Основные психокоррекционные задачи в практике школьного психолога. 23. Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. 24. Основные цели, принципы и направления психокоррекционной деятельности. 25. Основные этапы психического развития детей и подростков (развитие психических функций). 26. Особенности индивидуальной и групповой психокоррекционной работы. 27. Оценка эффективности различных направлений коррекционной работы. 28. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. 29. Педагогические технологии. Классификации педагогических технологий. 30. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и техники.
31. Познавательные процессы: внимание. Виды внимания. Свойства. Нарушения работы внимания. Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание — динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся; избирательность; объем (широта, распределение внимания) — определяется количеством «одновременно» отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 — 7 объектам; распределение — характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большого числа действий, не допускающих возможности выполнения путем острого переключения внимания; концентрация (интенсивность, уровень внимания) — выражается пени сосредоточения на объекте; устойчивость — определяется длительностью концентрации внимания на объекте; переключаемость (скорость переключения) - динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от и объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности, при смене целей. Выделяются три вида внимания: внимание непроизвольное — самое простое и генетически исходное, представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; внимание произвольное — обусловленное постановкой сознательной цели; внимание после произвольное. В зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем мире или в субъективном мире человека - выделяются внимание внешнее и внутреннее. Нарушения внимания - болезненные расстройства, в разной мере наблюдающиеся при утомлении и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема внимания, в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). Первым типом невнимательности является рассеянность («порхающее» внимание), определяемая легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид невнимательности свойственен дошкольникам и людям ослабленным, в результате сильного переутомления или болезни. Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и концентрацией внимания при трудностях переключения. Это тип «невнимательности ученого», сосредоточенного на своих мыслях.
32. Познавательные процессы: мышление. Виды мышления. Мыслительные операции. Нарушения динамической и операциональной сторон мышления. Мышление - это одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. И непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, которые мышление порождает, но к которым не сводится. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности — с мотивацией, способностями и пр. На стадии развития психического человек реализует процесс мыслительный, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей; дальнейшее формирование мотивов и способностей происходит на последующих стадиях процесса мыслительного. 1) Различаются такие виды мышления; словесно-логическое, наглядно- образное, наглядно-действенное. Выделяются также: мышление теоретическое, практическое (эмпирическое); логическое (аналитическое) и интуитивное; реалистическое — и аутистическое, связанное с уходом от действительности во внутренние переживания; продуктивное и репродуктивное; непроизвольное и произвольное. Мышление может быть: Мышление безобразное — понятие, введенное в школе Вюрцбургской. Мышление визуальное — способ творческого решения задач (проблемных в плане образного моделирования. Основой мышления визуального выступают мышление наглядно-действенное и мышление наглядно-образное, где при уподоблении действий предметно-практических и умственно-практических свойствам объектов формируются внешние действия. Мышление дискурсивное — форма мыслительной стран при следовании коси производится последовательных перебор вариантов решения задачи, чаще всего — на базе связных логических суждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. Мышление дооперациональное — стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции Ж. Пиаже Характерна началом формирования символической функции, которая позволяет различать означаемое и означающее выступает основой плана представлений. Мышление интуитивное — один из видов мышления. Характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью. Мышление комплексное — понятие, использованное Л.С.Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящийся между сиикретами и истинными понятиями. Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объекта, форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. Мышление наглядно-образное — один из видов мышления, в основе которого лежит моделирование и разрешение ситуации в плане представлений. Мышление практическое — один из видов мышления, обычно сравниваемый с мышлением теоретическим: мышление, в котором решение проблем реализуется во внешней практической деятельности. Мышление словесно-логическое – один из видов мышления, характерный использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и являет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе познавательной деятельности по его созданию. Мышление теоретическое — один из видов мышления, обычно противопоставляемый и мышлению практическому. Направлено на открытие законов, свойств объектов и пр. Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
33. Познавательные процессы: память. Виды памяти. Свойства. Нарушения работы памяти: Ретроактивная, проактивная интерференции.
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание. Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Объем памяти– это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации. Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное – точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть – искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти. Длительность– это характеристика памяти, отражающая способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Память как сложный психический процесс объединяет целый ряд психических процессов (таких, как запоминание, сохранение информации, воспроизведение запомненной информации, забывание и т. д.). Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Двигательная (или моторная) память– это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Эмоциональная память– это память на чувства. Данный вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Образная память– это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Человек запоминает и воспроизводит мысли, возникшие у него в процессе обдумывания, размышления, помнит содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Интерференция ретроактивная - ухудшение сохранения заученного материала, вызванное заучиванием или оперированием с последующим (интерферирующим) материалом. Относительная величина ее уменьшается по мере достижения устойчивого критерия усвоения первоначального материала. Интерференция ретроактивная возрастает по мере увеличения сходства заученного и интерферирующего материала и достигает максимума при их совпадении. С ростом объема запоминаемого материала при неизменном объеме последующего она постепенно уменьшается, а при неизменном объеме запоминаемого материала и росте объема последующего — увеличивается. Интерференция проактивная —(греч. pro - за, вперёд, в пользу; лат. activus - деятельный) - блокирование предварительно усвоенным материалом памяти фиксации новой, особенно сходной информации.
34. Постановка психологического диагноза как узловой момент в работе педагога-психолога. 35. Принципы психологической работы с группами. Основные направления работы с группами. 36. Виды конфликтов. Причины и проявления внутриличностного конфликта. Позитивные и негативные функции конфликта. 37. Психодиагностическое обследование: метод, структура, результат. 38. Психокоррекционные программы: структура, виды, особенности составления. 39. Психокоррекция: цели, задачи, направления. 40. Психологическая профилактика как вид деятельности педагога-психолога: уровни, сущность, направления, формы реализации. 41. Психологический тренинг как форма работы с группами: преимущества групповой формы работы, нормы и правила работы в тренинговой группе, понятие о групповой сплоченности, гомогенность и гетерогенность тренинговых групп, количественный состав тренинговых групп. 42. Психологическое обследование ребенка в практике консультирования. 43. Психология старения. Особенности психологической работы с пожилыми людьми. 44. Психометрические основы психодиагностики. 45. Разграничение понятий «нормальный характер», «акцентуация», «психопатия». 46. Разрешение, завершение и урегулирование конфликта. 47. Роль математических методов в стандартизации психодиагностических методик. Репрезентативность тестовых норм: разработка и использование в практике. 48. Роль наследственности, среды и воспитания в формировании антисоциального поведения. 49. Современные модели организации обучения, виды обучения. 50. Содержание латентных и кризисных периодов детского и подросткового возраста. Социальная ситуация развития. 51. Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. 52. Средства стимулирования обучения и воспитания. 53. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. 54. Сущность, структура и функции педагогической деятельности.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |