Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позднее царство




 

В эпоху Позднего царства Египет находился в глубоком кризисе: центральная власть ослабела, страна распадалась на отдельные области и терпела поражения в войнах с внешними врагами, с ассирийцами и персами.

Культура этого периода, несмотря на отдельные достижения, свидетельствует о том, что творческие силы ее уже исчерпаны. Египтяне обращались к образцам Древнего царства в религии, литературе, изобразительном искусстве. Эта намеренная архаизация, попытки возродить древнейшие черты египетской культуры были вызваны и стремлением отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного порабощения.

В 332 г. до н.э. завоеванный Александром Македонским Древний Египет прекратил свое существование как самостоятельная цивилизация, однако некоторые феномены культуры (например, письменность и литература) продолжали жить еще на протяжении ряда столетий. В 30 г. до н.э. Египет вошел в состав Римской империи, а в середине VII в. н.э., после завоевания арабами, приобрел черты арабо-мусульманской культуры и цивилизации.

 

11. Культура Месопотамии
Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом — двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств. Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне — территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии. Самая ранняя шумерская культура существова ла с 3000 до 2400 года до н. э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 по 539 год до н. э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н. э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н. э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, соз давшее свою, ассирийскую культуру, расцвет кото рой выпадает на 800—700 годы до н. э. В 605 году до н. э. она уничтожена Мидией и Вавилонией. 218 В культурном плане между ними много сходства, поэтому часто ученые описывают три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. Правильнее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные и исторические различия. 3.1. Культура Шумера к Аккада Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовления колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи. На первом этапе это была пиктография (рисуночное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или понятие. Комбинация этих рисунков передавала в письменной форме определенную информацию. На последующих этапах происходила стилизация рисунков, что ускоряло процесс письма. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было использовать несколько раз. Так, например, символ «день» мог также употребляться в значении «свет» или «время». Однако такое письмо, насчитывавшее около 2000 знаков, было еще слишком сложным. Последовало его дальнейшее усовершенствование: символы стали употреблять и для обозначения предметов или понятий схожего звучания. Например, знак, обозначавший пчелу, одновременно мог использоваться для обозначения начального звука «п» в любом слове. Таким образом, за счет многократного использования символов число знаков уменьшилось до 600. Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изобретение следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения регистрации хозяйственных мероприятий и торговых сделок усовершенствовали пиктографию. Новой письменностью стала клинопись, получившая это название по форме знаков, прорисованных на глиняных табличках тростниковыми палочками. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и регистрации поступавших товаров. Письменность была великим достижением шуме-ро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тысячелетия до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавитным письмом. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Мощные культовые башни назывались зиккуратами (ziggurats— святые горы). Они были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шел ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в черный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Ядро зиккурата в Уре, ступенчатой башне с платформами разной ширины, было построено из сырцового кирпича, внешние стены выложены обожженным кирпичом и украшены нишами. Каждая площадка зиккурата была обнесена стенами, к которым с внутренней стороны примыкали жилища жрецов и чиновников, управлявших государством. Храм выступал хозяйственным и административным центром. Кроме того, здесь хранился богатый архив. Верхняя площадка зиккурата, где находился «дом божества», служила жрецам для наблюдения за звездами. В главном зале храма помещали статую бога, изготовленную из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шумеры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города. Вокруг храма воздвигались общественные здания и рынки. На его территории находились также школы, где обучали будущих жрецов и чиновников. Зиккураты строили и древние шумеры, и унаследовавшие их вавилоняне. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне — знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии. В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-зиккураты, представлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и шторма. В каждом городе шумеры поклонялись собственному богу. Если богобоязненные шумеры не могли лично участвовать в богослужении, то вместо них «присутствовали» статуэтки молящихся: широко раскрытые, неестественно большие глаза символизируют боголюбие, руки просителей сложены для молитвы. Первые города, возникшие до 3500 года до н. э. и строившиеся вокруг храма местного бога, назывались «городами храма». Со временем города-храмы перерастали в города-государства. Подобное случилось около 3000 года до н. э. На плотно заселенной территории Месопотамии археологи насчитали около 20 городов. Постепенно Шумер превращается в унифицированное государство с общей культурой и централизованным правительством. Параллельно сильной касте жрецов формируется разветвленный аппарат государственной бюрократии, потребовавший строительства правительственных учреждений. В результате рядом с культовой архитектурой возникает и расцветает светская. Со временем величественные храмы богов начинают заслонять не менее величественные гробницы царей. В Древнем Шумере, в соответствии с культовыми ритуалами, правителя в иной мир сопровождали слуги. Смерть они принимали добровольно. Кроме парадных повозок и колесниц, инструментов, керамической посуды, оружия и печатей в гробницу клали изделия из золота, серебра, меди и драгоценных камней. Гробница выступала атрибутом принадлежности к высшему классу. Простой народ их не имел. В гробницах знати обнаружены шлемы, кинжалы, топоры, искусно сделанные из золота, серебра и меди. Сохранились прекрасные каменные вазы с рельефами, сделанные в начале III тысячелетия до н. э. Цари заботились не только о загробной, но также о своей земной жизни. Дворец-резиденция, построенный во II тысячелетии до н. э., располагался на площади 2,5 га и состоял из более чем 300 помещений и дворов. Комнаты были украшены скульптурами и настенной живописью. Основные сюжеты — сцены битв, отправление религиозных обрядов и декоративные узоры, состоящие из геометрических фигур. Религиозные и светские здания составляли единое целое гармонично распланированного городского пространства. Шумерские города насчитывали примерно 30 тыс. человек. Жилища сначала были глинобитные — тростниковые стены, обмазанные глиной, а затем строились из кирпичей, сделанных из глины, смешанной с травой, соломой. Уже к середине III тысячелетия планировка городов стала геометрически правильной: с четкими прямыми улицами. В центре города находился храм, недалеко от него располагался дворец правителя, который был скромнее храма. Город окружали хорошо возделанные сады, поля и луга, перерезанные оросительными каналами. Каналы и реки служили и главными дорожными магистралями. Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культу ру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государст венный, а за шумерским оставили роль языка ре лигиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более много численных семитских племенах. Их культурные завое вания продолжали уже преемники: аккадцы, вавило няне, ассирийцы и халдеи. C.LU Изцм?. Миром чдажкпеши Гмн I Шртн цититти щишщШ После появления Аккадского семитского царства изменились и религиозные представления: произошло смешение семитских и шумерских божеств. Литературные тексты и школьные упражнения, сохранившиеся на глиняных табличках, свидетельствуют о возрастании уровня грамотности жителей Аккада. В правление династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и схематичность шумерского стиля сменяются большей свободой композиции, объемностью фигур и портрет-ностью черт прежде всего в скульптуре и рельефах. В едином культурном комплексе, называемом шу-меро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму — «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях1. Основным жанром шумерской литературы служили фольклорные произведения, прежде всего легенды или мифы. То были произведения героического характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков. Самым ярким произведением шумерской литературы является эпос о Гильгамеше, который рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. А в вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» — миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. Согласно этому мифу землю создали молодые боги, прогневавшие прародительницу всех богов Тиамат и убившие ее. Тело Тиамат было рассечено пополам: одна половина стала землей, другая — небом. Именно в Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов.   12. Специфика культуры Древней Индии

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.

Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.

Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. существовали уже в ІІІ тыс. до н.э. на берегах Инда. Культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции. Археологами найдены многочисленные каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие, свидетельствующие об умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел, письменности, десятичной системы счисления.

В религии эпохи Хараппской культуры обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные представления. Во 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивыми оказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством - Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к миру богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Действительного развития она достигла во 2 тыс. до н.э., в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" была создана своеобразная духовно-мировоззренческая система индуизма, ставшая важнейшей частью индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 касты: Брахманов (жрецов); Кшатриев (волхвов); Вайшвив (землеробы); Шудры (слуги). Была выработана целая система жизни и поведения человека в зависимости от касты. Например, законным считался брак в пределах одной варны (эндогамия), это же относилось и к выбору профессии, занятия определенным ремеслом.

Индийская каста - это результат длительного процесса становления производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой происхождением, профессией, обычаями и законами.

Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства привлекли за собой расслоение общества.

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине 1-го тысячелетия до н.э. эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально - политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии - империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом, на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии.

В 6-5 вв. до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческое хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры, несколько ограничивающие произвол хозяина по отношению к рабу, показывают начало изживания существующей системы и отражают страх перед острыми классовыми столкновениями. Система гражданско-политической жизни, сложившаяся в то время стала важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV - II вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период, возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно - кастовой организации, важнейшие институты древнеиндийского общества и государства. Получил развитие ряд религиозно – философских течений, такие как джайнизм, поставивший под сомнение ведические ценности, и буддизм, который постепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну из трех мировых религий.

Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в остальных районах империи еще существовали примитивные родовые общины. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являющихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Наиболее известными являются Законы Ману (Ману - мифический бог). Точное время составления этих законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э. они состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав).

Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. 3 в. до н.э.) Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество.

В первые века н.э. Маурьев сменили цари индоскифской династии Кушанов (1-3 вв. н.э.). После распада Кушанской державы в IV в. н.э. произошло новое возвышение Магадхи, где воцарилась династия Гуптов. Распространившись к V в. н.э. на большей части Северной Индии, держава Гуптов стала последним рабовладельческим государством в этой части страны. В этот период совершенствуется земледелие, развиваются ремесла (изготовление оружия и украшений, металлургия, ткачество, обработка камня и др.), буддизм уступает место индуизму.

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижения древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на Дальнем Востоке.

 

13. Культура древнего китая

 

Китай - самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивилизаций. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле -создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы. В этот древнейший (две тысячи лет до н.э.) Период китайцам так же, как и другим Народам, был свойственен культ природы:они поклонялись духам гор, земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялось главное “верховное” божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей. Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. Представителем бога на земле. Уже с XIII в. До н.э. Для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только “верховное” божество. Очень сильным был также культ предков.В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари. В середине I тыс. До н.э. В Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуцияи буддизм,первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор. Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы,автор “Книги о дао и да”, жил в Китае на рубеже IV-III вв. До н.э. Основная философская категория даосизма - это “дао” - закон. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому закону - дао. Дао - основа и источник всего существующего, а его определяющим признаком является естественность. Дао обеспечивает многообразие вещей и явлений в при”оде; природа - реальный мир - зависит от дао, а не от “божественной воли или других сверхъестественных сил. Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию “недеяния”. Эта теория - основной принцип даосизма. В это же время - в конце VI - начале V вв. До н.э. В Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфуцианство.Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы(551 - 479 гг. До н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций.Его учение - это свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушания старших по возрасту и должности, идеализация древности. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: “почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни”. Конфуций отстаивал строгое регламенти“ование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению: Если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности”. Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежать императору - “сыну неба”. “Император, - говорит Конфуций, - это отец народа, а народ - его дети”. Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов - церемоний, закрепление в общественной жизни старых норм. Он не проявил особого интереса к философским проблемам бытия. Часть 2 Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого “ученого сословия”. Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, именно они - главные хранители конфуцианских заповедей. Таким образом, государство и конфуцианская религия становятся Единой политико-административно-идеологической системой, сутью которой было стремление закрепить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитания им верховной власти. Эта идея наложилась на издревле существовавшие в Китае идеи беспрекословного подчинения старшим и соблюдения старинных норм: еще во II в. До н.э. Нарушение этих традиций каралось превращением в государственных рабов как самого нарушителя, так и членов его семьи. С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. От нее не требовалось выделяться талантами, умом, красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты. Идеал женщины - покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу. Строгой была регламентация быта древних китайцев. Так, торговцам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчевые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они - самые знатные люди в стране - не были полновластными хозяевами своих судеб: в любое время по указанию императора их могли переместить из одного имения в другое, лишить имущества, а то и жизни. Человек какличность не представлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: “личное - ничто перед государственным и коллективным”. Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. Известно, что уже в XV в. До н.э. В Китае существовала развитая система иероглифического письма,насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. До н.э. Относятся наиболее ранние памятники древнекитайской лите”атуры - “Книга песен”, содержащая более 300 песен и стихов, и “Книга перемен. Китайцы очень долго писали на шелке натуральным красками, на рубеже н.э. Изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II в. Н.э. Число иероглифов составляло более 10 тыс., в IIIв. Н.э. - более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари.При императорских дворах создаются обширные библиотеки. На первые века нашей эры приходится и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке,а также искусство фресок. Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой, уже во II тыс. До н.э. Получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. Н.э. Фарфора.Великолепны также разнообразные лаковые изделия,известные далеко за пределами Китая. Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. До н.э. Китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз (пагода). В IIIдо н.э. В Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Время, когда страна объединилась в единое централизованное госу-дарство (221-207 гг. До н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены,которая частично сохранилась до нашего времени. Успехам в архитектуре способствовало развитие математики. Уже в V в. До н.э. Древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. Н.э. Был создан трактат “Математика в девяти главах”, суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения, в IIIв. До н.э. - магнитный прибор, прародитель компаса, на рубеже нашей эры - водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф. Активно развивалась астрономия. Уже во II тыс. До н.э. Китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. До н.э. Они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. До н.э. Ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. До н.э. Китайцы впервые в истории описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хэн создал первый в ми3е небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Значительных успехов достигла и медицина. В I в. Н.э. Был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии. Уже во II тыс. До н.э. Китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др. В I тыс. До н.э. Появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры наименее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.

 

22. Сущность, основные идеи и принципы эпохи Возрождения Свое название эпоха Возрождения, или Ренессанса, по­лучила из-за широкого освоения античного наследия, которое после многих веков забвения было вновь востребовано и как бы возродилось. Переводятся и издаются произведения древнегре ческих поэтов и философов, актуализируются и античные пред­ставления о прекрасном и идеальном, о гармонии. Принято раз­личать Итальянское и Северное Возрождение. Если основой первого стало возрождение не только принципов античного гу­манизма, но и художественных традиций античности (как части истории своей культуры), то для северных стран античный ху­дожественный контекст не был естественным, и художники Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Мар­тин ван Клеве обращались к собственным истокам и художественным традициям. Хронологическими рамками Возрождения стали в Ита­лии XIV—XVI вв., а в других странах — конец XV— XVI вв. Несмотря на то что Ренессанс — явление общеевропейское, наиболее заметный след оно оставило в Италии (достаточно сказать, что до конца XV в. он был исключительно итальянским явлением), где прошло ряд этапов развития: проторенессанс — конец ХШ — первая половина XIV в. («треченто»); Раннее Возрождение — вторая половина XIV—XV вв. («кваттроченто»); Высокое Возрождение — конец XV — первые три десяти­летия XVT вв. («чинквеченто»); Позднее Возрождение — вторая половина XVI в. Рассматривая эпоху Возрождения, К. Ясперс высказал точкузрения, согласно которой все народы, стоящие на аналогич­ной ступени развития, имеют сходный культурный этап разви­тия. Эпоха Возрождения, по-видимому, отнюдь не принадлежит к одной истории итальянского народа, т.е. это не «частный случай» исторической жизни человечества, это — один из этапов истории древних народов, имевших в прошлом свою древность и свое Средневековье. Эпоха Возрождения у них особая истори­ческая полоса, лежащая на грани между ранним и поздним Сред­невековьем, т.е. один из этапов феодального периода. Такой эпо­хой, видимо, надо считать VHI—XV вв. в истории китайского народа, IX—XIII вв. в связанной между собой истории народов Ирана, Средней Азии и Северо-Западной Индии, XIV—XVI вв. в истории Европы... Гуманисты в разных странах усматривали ценность челове­ческой личности в разном: в своих воззрениях они, естественно, зависели от своих исторических условий. Деятели китайского Возрождения видели ценность человеческой личности главным образом в способности человека к самосовершенствованию; гума­нисты Ирана и Средней Азии — преимущественно в том, что человеку доступны высшие моральные качества: душевное бла­городство, великодушие, дружба; представители Ренессанса в Италии воспринимали человека главным образом как носителя разума, считая разум высшим проявлением человеческого на­чала. Однако общепринятой является точка зрения, согласно ко­торой эпоха Ренессанса — это исключительно европейское яв­ление, получившее именно вследствие этого обстоятельства на­звание Итальянского и Северного Возрождения. Основой ренессансного движения был начавшийся пере­ход от феодализма к капитализму, что проявилось в высо­ком уровне урбанизации Северной и Центральной Италии, где Деревня была подчинена городу, широком размахе торговли, ремесленного производства, финансового дела. Новая куль­тура стала принципиально иной: в отличие от аграрной религи­озной культуры Средневековья культура Ренессанса стала го­родской, светской по своей общей направленности, отвечаю­щей потребностям общественного развития. Этот рост светских настроений и интерес к потустороннему миру привел к изменению самоощущения человека и осознанию его личных способностей и, как следствие этого, росту его творческой активности. Теоцентрическое мировоззрение Средне-вековья сменяется антропоцентризмом Возрождения, основным принципом становится гуманизм. Гуманизм (от. лат. Humanusчеловеческий, человечный)признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отно­шений. Эпоха Возрождения отмечена и выдающимися научными до­стижениями: активно развиваются философия (Р. Декарт, Ф. Бэкон), физика, математика (Паскаль, Кардано), астроно­мия (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей), химия, биология, медицина и анатомия (Парацелъс, Везалий). Более того, само творчество художников и скульпторов подобно научным иссле­дованиям, предметом которых становится абсолютно новый для этой эпохи объект — человеческое тело, а сами картины высту­пают как иллюстрации к трудам по анатомии. Порой, как на картине Антонио Поллайоло «Святой Себастьян», сюжет отсту­пает перед творческим поиском художника и его стремлением запечатлеть все особенности возможных поз человека: здесь все фигуры попарно симметричны и изображены в двух ракур­сах — в полоборота спереди и сзади. Важнейшим изобретением становится печатный станок И. Гуттенберга, ставший первым шагом на пути к формированию единого информационного про­странства; Великие географические открытия способствуют со­зданию новой картины мира, нанося удар по богословской кон­цепции мироздания. Однако стремление к самостоятельности социальной и ху­дожественной сопрягалось с такими чертами, как рационализм, расчетливость и стремление к чувственным радостям, противостоявшими аскетизму распространенной повсеместно цер­ковной морали. Многочисленные противоречия эпохи Возрожде­ния многими воспринимались как падение духовности, быв­шей основой культуры Средневековья. Подобное восприятие эпохи Возрождения характерно для К. Фулканелли. Он отмечает, что увлеченные потоком декадан­са, который при Франциске I стал парадоксально называться Возрождением, неспособные к символике Средневековья худож­ники начали производить безвкусные, ненастоящие, без эзотерической мысли творения. Архитекторы, художники, скульпто­ры преследовали цель личной славы, а не славы искусства, они обращались к античным образцам, переделанным в Италии. Строители Средневековья обладали верой и скромностью. Неизвестные создатели отдельных творений, они созидали ради Истины, ради утверждения их идеала, ради передачи их знания. Строители же эпохи Возрождения, занятые своими эгоистичес­кими побуждениями, созидали лишь для того, чтобы их имена сохранились в истории. Средневековье обязано своим великоле­пием оригинальности творений, Возрождение обязано своей сла­вой рабской верности копированию. В Средние века — мысль, в эпоху Возрождения — мода. С одной стороны — гений, с дру­гой — талант. В готическом искусстве — воплощение подчинен­ной идее, в искусстве Возрождения — воплощение господству­ет и перечеркивает идею. Одно говорит с сердцем, мозгом, ду­шой, другое обращается к чувствам: это прославление матери­ального. С XII по XV в. — бедность способов, но богатство выра­жения, с XV в. — красота формы, но бедность замысла1. Таким образом, эта эпоха смогла совместить в себе несовме­стимое: тотальная религиозность смогла наложиться на свет­ское содержание, ставшее альтернативой религии как един­ственной и идеальной системы духовной жизни. Далее это при­вело к сосуществованию Античности и христианства как на уровне миропонимания, так и на уровне сюжетно-ситуативном, причем сама культура не превратилась ни в ортодоксально-религиозную, ни в языческую. Как отмечают многие исследова­тели, культура Ренессанса включила в себя элементы и средне­вековой культуры, и культуры Нового времени, но сама не ста­ла ни феодальной, ни буржуазной.   23. Средневековье и Возрождение: особенности мировоззрения   Особенности ренессансного мировоззрения показывает табл. 9.1. Одной из отличительных черт культуры Возрождения было разнообразие и диалогичностпь, т.е. варьета. Истина и красо­та не воспринимались как единственно возможные, но как раз­нообразные и одинаково ценные в каждом своем проявлении или их совокупности. К примеру, трактаты Леонардо да Винчи не содержат выводов, претендующих на единственную и окончатель­ную истину, но лишь представляют многообразие суждений и точек зрения, изложенных в рукописи. Такое воззрение на суще­ство прекрасного было заложено в ренессансном воззрении на природу как «наставницу» поэтов и художников, что при­водилок разнообразию проявлений творчества: не только к точ­ному воспроизведению действительности, чему способствовало от­крытие прямой перспективы и изображение верных пропорций человеческого тела, но и к фиксации природных неточностей, особенностей. Это становится особенно очевидным при сопостав­лении этих полотен с произведениями Средневековья. Более того, «многообразие» стало оправданным и для прямого нарушения правил, заставившего музыкального теоретика эпохи Возрожде ния написать: «Фальшивая мугыка не бесполезна — напротив, она-необходима для получения хорошего консонанса и избежания дурных. Поэтому она не фальшивая музыка, а необычн. Это стремление к варьете привело к появлению универ­сального человека, обладающего разнообразными талантами, многосторонне развитого и образованного. Одним из примеров такого универсального человека может стать Леонардо да Вин­чихудожник, архитектор, музыкант, поэт, философ, инженер, математик, первооткрыватель не только во многих сферах художественного творчества, но и в раз­личных областях науки (разработал теорию световоздушной перспективы в живописи, создал проекты землеройной машины, подводной лодки, летательного аппарата и т.п.). Родоначальником гуманизма и ренессансной литературы счи­тают Франческо Петрарку, автора знаменитой «Книги песен», который впервые заговорил о самоценности чувств человека и поставил в центр произведения человеческие, а не божествен­ные проблемы. Таким же ренессансным мироощущением про­никнута «Божественная комедия» Данте, где средневеко­вый жанр видений божьих избранников (описание рая и ада) наполняется новым ренессансным содержанием (любовь Паоло и Франчески не подвергается осуждению, как требовала мораль и нравы того времени, а находит оправдание). Продолжателями и последователями Петрарки стали Салютати и Боккаччо, чей «Декамерон» пользовался огромным успехом у современников как произведение, доказывающее, что чувственная природа человека может быть не только греховной, но высоко духовной, что достоинство человека — не в знатном происхождении, а в совершенстве помыслов и свершений, как произведение, воспевающее ум и мужество, высмеивающее ли­цемерие и ханжество. Оригинальным мыслителем Возрождения явился Эразм Рот­тердамский, чья «Похвала глупости» была сатирой на нравы и пороки общества. Автор доказывает, что во всех областях — Политике, культуре, религии, любви, семейной жизни — веду­щей силой становится глупость. В такой своеобразной форме автор протестовал против пустого формализма, пошлости, бес­смысленной догматики и прежде всего глупости, отсутствия разумного начала как в рассуждениях, так и поступках. Он вопро­шает: «Не война ли — рассадник и источник всех достохвальных Деяний? А между тем что может быть глупее, чем вступать по каким бы то ни было причинам в состязание, во время которого каждая из сторон обязательно испытывает гораздо более не­удобств, нежели приобретает выгод? О тех, которые будут уби­ты, не стоит — как говорили когда-то о мегарцах — и распрос­траняться. Но я спрашиваю вас: когда два войска, закованные в железо, стоят одно против другого и «хриплым рокотом труб оглашается воздух», какой толк от этих мудрецов, истомленных учением, с разжиженной, холодной кровью в жилах?...А вооб­ще-то война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нераспла-тившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами». В Испании конца XVI—XVII вв. появилось проникнутое гу­манистическими устремлениями произведение Сервантеса «Дон Кихот», главный герой которого становится образцом отжив­ших свой век рыцарских представлений. Во Франции у Франсуа Рабле рождает новая проза — роман Нового времени («Гаргантюа иПантагрюэль»), который выстроен подобно средневе­ковым легендам и сказаниям, но создает вполне современную картину общественной жизни. Из среды гуманистов выделяется английский драматург Вилъям Шекспир, осуждающий антигуманное существо новых нра­вов, которые утверждались в английском обществе XVI—XVII вв. вместе с успехами капитализма. Его трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Юлий Цезарь», «Ромео и Джульетта» становятся осуждением лицемерия, лжи, корыс­толюбия и прославлением добра и нравственной силы людей.
 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.