КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Торжество рационализма в эпоху Просвещения
Классицизм как художественное направление эпохи абсолютизма
Классицизм (от лат. Classicus — образцовый) появился во Франции конца XVII в. — времени утверждения абсолютизма. Именно абсолютизм, нашедший свое адекватное и законченное выражение в придворной аристократической культуре, определил основные черты эстетики классицизма. Именно абсолютизм, в политике Франции ограничивавший личность государственными интересами и заставлявший индивидуальное приносить в жертву общественному, вывел на сцену нового героя — полководца, монарха, дворянина, поступки которого были вызваны общественной необходимостью (попутно отметим, что классицизм XVIII в. был связан с идеями Просвещения, выразил гражданские идеалы и показал абсолютно нового героя — представителя третьего сословия). Идеологией классицизма во Франции стали рационалистическая философия Р. Декарта, драматургия П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.Б. Мольера, поэтика Н. Буало. Ведущие положения эстетики классицизма XVII в.: ♦ Античная сюжетика. Сюжеты, характеры, идеи, формы, мифология античности были востребованы классицизмом, но они наполнялись новым историческим содержанием. Наибольшее влияние на классицизм оказали традиции поздней римской античности и философия римских стоиков, призывавших сохранять твердость духа в любой ситуации и подчинять личное внеличным целям. Б архитектуре классицизма, а также в стилях ампир и историзм, следовавших тем же традициям, но уже в условиях XIX в. были востребованы античный греческий портите, римская арка и купол. ♦ Большое общественное содержание (главная тема — конфликт общественного и личного, долга и чувства}. Идеологической основой классицизма становятся концепции государственности, идеи патриотизма, воспроизведения человека, ставящего и достигающего высоких целей, человека, искренне предпочитающего собственным интересам интересы общественные, а личному счастью установленные обществом нормы морали, человека, формой бытия которого становится опора на общество и сознательное служение ему и ощущающего свой союз с обществом как равноправный и добровольный. Этот конфликт между личным чувством и общественным долгом, составляющий сущность классицизма, выражен в пьесе Корне-ля «Сид». Таким образом, личность и свобода индивида в эстетике классицизма приносится в жертву обществу (вспомним по аналогии, что в искусстве Средневековья личность подчинялась Богу, в искусстве Возрождения мерой свободы человека выступал сам человек, наделяющий себя волей к любым проявлениям этой свободы). В противовес классицизму в стиле рококо, который развивался параллельно, акцентировалась камерность, интимность, предметы данного стилевого направления — веера, столовые приборы, ширмы, даже кареты — выглядят безделушками, украшенными прихотливым декором, а' картины — как изысканные шпалеры, предназначенные для декорирования будуаров. ♦ Однако классицизм в то же время был дидактичным и назидательным, образы — схематичными и маскообразными. Это было связано со стремлением оценивать типическое выше индивидуального, а также ориентация на основополагающую категорию классицизма — категорию меры, сопрягающуюся с категорией нормы. Нарушение меры — основной вид конфликта, который характерен как трагическому, так и комическому его преломлению. Инструментом меры становится разум, обеспечивающий господство в нем «высшего порядка». Иллюстрацией подобного отношения к типизации и индивидуализации выразил Н. Буало:
Иной строчит стихи как бы охвачен бредом: Ему порядок чужд и здравый смысл неведом. Чудовищной строкой он доказать спешит, Что думать так, как все его душе претит. Не следуйте ему... Придется одолеть преграды на пути, Намеченной тропы придерживаться строго: Порой у разума всего одна дорога...
Эти строки свидетельствуют о том, что в классицизме краске с явной степенью превосходства противопоставлялась форма, оригинальному — типическое. ♦ Это господство типического и привело к четкости ясности формы, которая характеризует все без исключения виды художественного творчества. ♦ В литературе особенности формообразования проявились в наличии правила трех единств (места, времени, действия), а также в иерархии жанров, различающихся как высокие: трагедия, эпопея, ода (Корнель, Расин, Вольтер), низкие: комедия, сатира, басня (Мольер, Лафонтен) и средние. ♦ В театральном искусстве четкость формы выразилась в торжественном статичном строе спектакля и размеренном чтении стихов. ♦ В архитектуре — в ясности и геометризме форм, лаконизме сочетания стены с ордером и сдержанным декором. В России традициям классицизма следовали зодчие не только XVXQ в., но и XIX в., претворяя их в стилях ампир и историзм: Баженов, Казаков, Воропихин, Пименов, Росси, Мон- ферран. В парковом дизайне эти принципы воплотились в строгости и симметрии планировки. ♦ В изобразительном искусстве ясность формы воплотилась в уравновешенности композиции, обобщенном плавном рисунке. Живопись Лоррена, Давида, Энгра, Пуссена прославляет человека, совершающего подвиги во имя нации и культуры, человека гордого и прекрасного, полного чувственно-привлекательной красоты. Французская академия живописи и скульптуры, открытая в 1648 г., провозгласила Пуссена лучшим художником и представила его идеальным образцом для подражания, находящимся вне критики. Однако работы последователей Пуссена, взявших для копирования формальные приемы мастера, оказались образцами холодного академического искусства. Представителем голландской ветви классицизма становится живопись Рембрандта Хармене ван Рейна, столь же выверенная и органичная по композиции. Излюбленным приемом художника стало изображение рук и лица человека, выступающих из темноты. Эта темнота воспринимается художником как разрушающая враждебная красоте сила, борьба с которой и становится задачей человека. В музыке XVII в. классицизм сочетался с эстетикой барокко. Стремление создать завершенные, гармоничные конструкмонументальные, ясные и благородно простые привело к формированию особой структуры оперы — seria, с ее определенной трактовкой речитативов secco и accompagnato, с ее явным предпочтением формы da capo, упорядоченностью характеров ситуаций. Влияние классицизма у композиторов венской классической школы ХУШ в. (Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.ван Бетховена) привело к оформлению сонатно-симфонического цикла, утверждению сонатной формы и симфонизма как метода раскрытия жизненных противоречий, а также парного состава оркестра и основных принципов тембровой драматургии.
Эпоха XVIII в. — это эпоха Просвещения, а классицизм XVIII в. называют просветительским классицизмом или просветительским реализмом. .. Просвещение — это идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, ставшее идеологической платформой ряда буржуазных революций и связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии против феодализма. Просвещение формируется в новых экономических условиях образования промышленной цивилизации, когда происходит переход от мануфактуры к более сложным технологиям. Наука этого времени наряду с механико-математическим знанием отмечается выдвижением опытных и описательных дисциплин — физики, биологии, географии. В это время принципиальным образом изменяется отношение к религии, когда рождается феномен атеизма — отрицания существования бога и связанного с этим отрицания религии. Не все философы Просвещения разделяли точку зрения Гольбаха, называвшего религию ложью, бредом и «священной заразой», но даже далекие от атеизма Юм и Кант выводили не мораль из религии, а религию из Морали, подчеркивая, таким образом, свободу личности, ее автономность по отношению к религии. Термином «просвещение» мыслители XVIII в. стали обозначать свое собственное прогрессивное время, которое они считали эпохой небывалого развития наук и искусства и отличали от десяти средневековых веков «мрака и невежества». Но что действительно отличает две эпохи — это отношение к Богу, где в Средние века характер культуры определяет церковь с ее ориентацией на неземное, возвышенно-идеальное, с ее объяснением мира Богом, а в эпоху Просвещения — вера в безграничные способности разума. Просвещение — широкое идейное течение, к которому принадлежали философы и писатели Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Г.Э. Лессинг, опиравшиеся в своей критике феодализма на теорию «естественного права», утверждавшую естественную свободу, равенство людей и их право на частную собственность. Просветители считали, что сохранение крепостничества и других форм феодальной зависимости есть нарушение норм естественного права, а все пороки общества происхождением своим имеют либо невежество народа, не понимающего несправедливость строя, либо непросвещенность монарха, не осознающего несправедливость угнетения. Просветительская идеология, отрицая феодальный порядок как систему, исходила из идеи природного равенства людей, их естественной склонности к добру и праву на земле. Подобные представления складывались в целостную идеологическую систему, в которой и социология, и философия, и этика, и политика, и воззрения на искусство органически дополняли друг друга и были пропитаны духом борьбы с насильственным ограничением человеческой личности и сословным неравенством. В философии и идеологии Просвещения принято выделять два направления: ♦ вольтерьянство, которое, по сути, представляло аристократический путь борьбы, духовную и социальную «революцию сверху» (этот путь привел к романтизму и идеологии русских декабристов, где наиболее значительные фигуры русской литературы — Чацкий, Дубровский, Печорин — продолжают ряд, открытый Чайльд Гарольдом); ♦ руссоизм, предлагавший демократический путь борьбы W в равной степени проявивший себя как в лозунгах Великой французской буржуазной революции: «Свобода, равенство, братство», так и в призыве Ж.-Ж. Руссо и его последователя Л.Н. Толстого «Назад, к природе!», воплощавшем протест против цивилизации. В полной мере идеологию своей эпохи отразил мастер классической литературы Вольтер, перу которого принадлежат знаменитые художественно-философские произведения и наиболее известное из них «Кандид, или Оптимизм», сталкивающее противоположные взгляды на жизнь. Так, учитель главного героя, Кандида, считает, что «все к лучшему в этом лучшем из миров», друг же Кандида, Мартен, проповедует пессимистические взгляды, обращая внимание на всеобщую вражду и неразумность. Кандид же соглашается с кредо садовника, утверждавшего, что для счастья «надо возделывать свой сад» и считавшего деятельный труд, который единственно приносит человеку радость, панацеей от всех черных мыслей. Главным представителем Просвещения в Германии был Иоганн Вольфганг Гете, произведения которого стали знаменем духовного и культурного объединения немецкого народа. Гете протестовал против феодальной отсталости, против угодничества перед сильными, перед раболепным поклонением иностранной культуре, он высмеивал знания, далекие от действительной жизни, мертвую университетскую ученость и придворную поэзию. Эти мысли становятся основой размышлений автора в «Фаусте», где внутренний конфликт в душе героя порождается столкновением идеального и реального и оканчивается решением поставить во главу иерархии ценностей деяние как «начало бытия». Однако эпоха просветительского реализма представляет и принципиально нового героя — не своевольного индивидуалиста Возрождения, не регламентированного подданного класси-Цизма, а гражданина, признающего свободу, но в рамках общественной необходимости. Для этого времени не характерны Читаны духа, герой эпохи капиталистического разделения труда, превращающего человека в «частного» и «частичного». Яовок, изворотлив, предприимчив — это герой «третьего сословия». В отличие от классицизма XVII в., ограниченного только Пешими предметами («...берегите взор от низменных предметов» Н. Буало «Поэтическое творчество»), просветительский класси- обращается к жизни в ее разнообразных проявлениях, в том числе низких, о чем говорил Д. Дидро: «Пойдите в кабак, и вы увидите, как выглядит рассвирепевший человек. Ищите уличные происшествия, будьте наблюдателями на улицах, в садах, на рынках, дома, и вы составите себе правильные представления о настоящем движении во всех жизненных действиях». Между тем этот просветительский реализм принципиально отличается от критического реализма, герой которого, будучи типичным представителем эпохи, попадает не в типические, а в экспериментальные обстоятельства, которые должны выявить способность человека к преодолению различных жизненных перипетий подобно героям Д. Дефо («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»), Дж. Свифта («Приключения Гулливера»), Бомарше («Безумный день, или Женитьба Фигаро»).
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |