КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок. Конкурентоспособность товара – решающий фактор коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Любой товар или услуга, находящиеся на рынке, фактически проходят там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар/услугу, которая максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар/услугу, которая наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ними. Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения. Вместе с тем любой товар или услуга после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие или услуга проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новой услуги или товара должна быть опережающей и достаточно долговременной. Сегодня для отечественных предприятий задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной в условиях становления рыночных отношений. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют еще многим предприятиям позитивно решать эту задачу. В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления. Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. Особый интерес проблема конкурентоспособности продукции представляет для предприятий Республики Беларусь в условиях выхода на международный рынок. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данной проблемы. Цель дипломной работы – проанализировать конкурентоспособность продукции СП ООО «Пицца Киприана» и разработать направления ее повышения. Объектом исследования является конкурентоспособность продукции организации. Предмет исследования: пути и способы повышения конкурентоспособности товаров СП ООО «Пицца Киприана». Задачи дипломной работы: 1) раскрыть экономическое содержание конкурентоспособности продукции; 2) рассмотреть методы оценки конкурентоспособности продукции; 3) изучить пути повышения конкурентоспособности продукции; 4) дать организационно-экономическую характеристику СП ООО «Пицца Киприана»; 5) провести анализ конкурентоспособности продукции СП ООО «Пицца Киприана»; 6) разработать предложения, направленные на повышение конкурентоспособности продукции СП ООО «Пицца Киприана».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Экономическое содержание конкурентоспособности продукции
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция. Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику предприятия и ее результативность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это та самая "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического производства. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли. "Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам", – считает современный американский экономист П. Хайне. Представитель неоклассической школы американский экономист Фрэнк Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы. Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. считают, что конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его [18, c.18]. Конкурентоспособность – показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены. Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Необходимо различать понятия конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции. Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише. Под конкурентоспособностью товара подразумевается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов. Основные отличия данных понятий заключаются в следующем: • конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день); • оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель; • конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный. Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы воздействуют как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону ее уменьшения. Поскольку классификация факторов конкурентоспособности предприятия довольно обширна, мы рассмотрим наиболее важную их классификацию. Деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия возможно подразделить на: • внешние; • внутренние. Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести: • потенциал маркетинговых служб; • научно-технический потенциал; • производственно-технологический потенциал; • финансово-экономический потенциал; • кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав); • эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта; • уровень материально-технического обеспечения; • условия хранения, транспортировки, упаковки продукции; • уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями; • подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства; • эффективность производственного контроля, испытаний, обследований; • уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; • уровень сервисного и гарантийного обслуживания. Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. Под внешними факторами понимаются: • меры государственного воздействия: • экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда); • административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей); • основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов); • деятельность общественных и негосударственных институтов; • деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране [4].
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность — это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Такое определение исходит из предпосылки, что конкурентоспособность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя. Маркетинговый анализ как раз и призван, прежде всего, выявить те параметры товара, которые представляют для покупателя существенный интерес. Во-первых, это параметры, в которых отражается качество и полезность товара с учетом социальных, функциональных, эргономических, эстетических, экологических и других потребительских свойств. Ведь для того, чтобы товар был пригоден для удовлетворения потребности и представлял интерес для покупателя, он должен обладать набором соответствующих параметров. При этом согласно маркетинговой концепции особое значение имеет не просто набор потребительских свойств и характеристик товара, а понимание того, как данный товар воспринимается самим потребителем, которому, в принципе, безразличны его технические характеристики, но важно, каким образом данный товар может помочь удовлетворить определенную потребность или разрешить стоящую перед ним проблему. Таким образом, одним из условий выбора товара потребителем является совпадение его свойств с условными характеристиками прогнозируемой потребности. Во-вторых, стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потребительским эффектом), потребитель не может абстрагироваться от затрат, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Поэтому для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами. При этом следует исходить из того, что для покупателя покупка означает только обязательное условие, исходный пункт начала процесса удовлетворения потребности, который представляет собой акт не единовременный, а занимает определенный (иногда весьма длительный) период. Для многих товаров реализация полезного эффекта достигается в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными расходами для покупателя. Таким образом, конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются: -качественные; -экономические. Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям. По роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценочные показатели разделяют на две группы: -показатели, используемые для проверки выполнения обязательных требований, которым должна удовлетворять продукция; -показатели, используемые для сопоставления конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя теми или иными свойствами [6, c.31]. Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления). Состав и структура экономических показателей определяются назначением изделия, уровнем качества, социально- экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими факторами. Критерии конкурентоспособности можно классифицировать, по меньшей мере, по двум признакам: виду удовлетворяемых потребностей и количеству учитываемых характеристик. Критерии как характеристики, учет и оценка которых позволяют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей: исходя из иерархии – базовые и продвинутые; исходя из степени выраженности – явные и скрытые. Классификация критериев конкурентоспособности продукции: 1) По вид удовлетворяемых потребностей: ˗ Уровень качества. ˗ Социальная адресность. ˗ Подлинность. ˗ Безопасность. ˗ Потребительская новизна. ˗ Имидж. ˗ Информативность. ˗ Цена потребления. 2) По количеству учитываемых характеристик: ˗ Единичный. ˗ Групповой. ˗ Обобщенный. Так, критерии "безопасность" и "подлинность" характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обманутым изготовителем (продавцом, услугодателем). Критерий "уровень качества" позволяет оценить способность продукции удовлетворить целый комплекс потребностей, начиная от базовых (например, физиологических потребностей за счет пищевых продуктов) и заканчивая продвинутыми (эстетическими потребностями, потребностями, отражающие принадлежность покупателя к определенной социальной группе, например за счет одежды, мебели и пр.). Критерий "уровень новизны" товара определяет его способность удовлетворять как явные потребности за счет известных показателей, так и скрытые (латентные), т.е. новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать. Критерий "информативность" позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их компетентного выбора. Применение критерия "социальная адресность" направлено на необходимость учета в свойствах продукции индивидуальных потребностей человека или социальной группы. Критерий "имидж" характеризует репутацию изготовителя (продавца, услугодателя) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска. Критерий "цена потребления" отражает потребность в потреблении и использовании продукции, соответствующей материальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод. В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии. Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора. Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерий. Групповой критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. В настоящем пособии подробно рассмотрены такие групповые критерии, как уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара [17, с. 152]. Более полно сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень конкурентоспособности продукции. Наиболее часто при оценке конкурентоспособности продукции применяются следующие методы. 1. Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления, которая определяется по формуле:
Цп = Цпр + Ип (1.1)
где Цп - цена потребления; Цпр - цена приобретения; Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
Для покупателя все расходы делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др. Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле:
Ипер = (ЗП +Ирем +Им +А +Ипр)Тн (1.2)
где ЗП - годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды; Ирем - годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание; Им - годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники; А - годовая величина амортизации; Ипр - прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники; Тн - нормативный срок службы.
По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления. На этой основе формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия. С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной степени экономический ресурс. Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопоставимый вид. Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности учитываются косвенно в стоимостных параметрах (продажной цене и цене потребления). 2. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества. При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации [8, c.232]. 3. Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены осуществляется по следующей схеме: 1) Средний индекс конкурентоспособности по стоимостным показателям рассчитывается по формуле:
Iр= (Рiб /Рi)/n (1.3)
где Рi, Рiб-значение i-го показателя базового и анализируемого изделия; n-количество i-ых показателей.
2) Индекс структурной оптимальности рассчитывается по формуле:
Iо= Iу/Iуб (1.4)
где Iу-сруктурная оптимальность анализируемого изделия, рассчитываемая по формуле: Iу=(ymin/ymax)/n (1.5)
где ymin, ymax-минимальный и максимальный удельный вес показателей.
3) Комплексный стоимостной показатель рассчитывается по формуле:
Iк= Iр*Iо (1.6)
4) Интегральный индекс конкурентоспособности рассчитывается по формуле Iинт= Iс*Iк (1.7)
5) Средний индекс конкурентоспособности по экспертным оценкам рассчитывается по формуле:
Iс=(Вi/Вiб)/n (1.8)
где Вi/Вiб -значение i-го показателя базового и анализируемого изделия; n-количество i-ых показателей [10]. Таким образом, под конкурентоспособностью предприятия понимается способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише. Под конкурентоспособностью товара подразумевается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов. Конкурентоспособность — это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Такое определение исходит из предпосылки, что конкурентоспособность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя. конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются: -качественные; -экономические. Наиболее часто при оценке конкурентоспособности продукции применяются следующие методы: 1. Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления. 2. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества. 3. Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.
1.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции
B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке. Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. он, например, может: 1) Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов. 2) Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке. 3) Отыскать новое применение выпускаемым товарам. 4) Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия. 5) Найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами. 6) Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей. 7) Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом. Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта. В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца. Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка. Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике: 1) Продолжать ли производство данного товара и его сбыт. 2) Провести ли модернизацию производства. 3) Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара. 4) Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны. 5) Приступить ли к поиску нового рынка сбыта, с учётом достаточности финансовых ресурсов, наличия в товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара. Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры. Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика. В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров. При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли. Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве. В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Очевидно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара . Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. Увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции. В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности: ˗ изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции; ˗ изменение порядка проектирования продукции; ˗ изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа; ˗ изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части; ˗ изменение порядка реализации продукции на рынке; ˗ изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции; ˗ изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков; ˗ изменение системы стимулирования поставщиков; ˗ изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции. Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов. Подводя итог можно суммируя выделить 3 главных пути повышения конкурентоспособности: 1. Повышения качества товара 2. Снижение цены на товар 3. Улучшение сбыта товара. В данном разделе определена экономическая сущность конкурентоспособности продукции, которая представляет собой решающий фактор коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке Конкурентоспособность – показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены. Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом. Изучена сущность, методы оценки и пути повышения конкурентоспособности продукции предприятии. Конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются: -качественные; -экономические. Повышение конкурентоспособности продукции можно рассматривать в рамках следующих направлений: 1. Повышения качества товара 2. Снижение цены на товар 3. Улучшение сбыта товара. Для обоснования пути повышения конкурентоспособности продукции СП ООО «Пицца Киприана» во втором разделе будет проведен анализ конкурентоспособности предприятия.
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ СП ООО «ПИЦЦА КИПРИАНА»
2.1 Организационно -экономическая характеристика СП ООО «Пицца Киприана»
Ресторан - бар – предприятие общественного питания с улучшенным оснащением, сервировкой, интерьерами, широким ассортиментом блюд сложного приготовления и высоким уровнем обслуживания населения. Обслуживание в ресторанах должно сочетаться с организацией отдыха и развлечения, приготовление продукции и обслуживание осуществляется высококвалифицированными поварами, официантами, метрдотелями. Основное назначение предприятия – приготовление и организация потребления широкого ассортимента блюд, в том числе фирменных и сложного приготовления, напитков, кондитерских изделий. Совместное предприятие общество с ограниченной ответственности «Пицца Киприана» (СП) создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и иными актами законодательства Республики Беларусь. Данный ресторан относится к первой наценочной категории. Место нахождения СП: Республики Беларусь, город Минск, улица Берсона 14, комната 14. СП является юридическим лицом, согласно законодательства Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс. По объему иностранных инвестиций в уставном фонде СП является коммерческой организацией с иностранными инвестициями, а именно коммерческой совместной организацией. Совместное предприятие общество с ограниченной ответственности «Пицца Киприана»: - имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное СП в процессе деятельности; - несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс; - может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами хозяйственное общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии); ¾ приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами.; ¾ в соответствии с законодательством может создавать юридические лица, а также входить в состав юридических лиц. Работа предприятий общественного питания должна быть направлена на выполнение основной задачи – выпуск вкусной питательной пищи в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Этому способствует четко налаженная производственная деятельность, рациональное размещение производственных помещений и торговых залов. Немаловажное значение в деятельности ресторанов играет дизайн и интерьер торговых помещений, сервировка. СП имеет фирменное наименование, может иметь товарные знаки, знаки обслуживания, иные обозначения, индивидуализирующие СП, его продукцию, работы и услуги оформленные в установленном порядке. СП может открывать расчетный, валютный, и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы. И иные реквизиты со своим наименованием. Основной целью деятельности СП является изучение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников СП посредством осуществления хозяйственной деятельности. Общество осуществляет следующие виды деятельности: ¾ предоставления услуг ресторанами; ¾ предоставления услуг барами; ¾ поставка готовой продукции. В соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия) и уполномоченных на их выдачу государственных органов, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 14,07,2003 года № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», СП осуществляет следующие виды деятельности: розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание. Виды деятельности подлежащие лицензированию, осуществляются СП после получения в установленном законодательством Республики Беларусь порядке разрешений (лицензий). Общество вправе самостоятельно определять конкретные направления своей деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка. Основным предметом деятельности предприятия является розничная торговля, производство собственной продукции и оказание услуг потребителям по организации питания и продаже продуктов питания. Целью деятельности предприятия является получение прибыли на основе реализации услуг для удовлетворения экономических и социальных интересов членов трудового коллектива, собственника имущества организации. Предприятие имеет право открывать филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее пределами, участвовать в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществах и товариществах, а также в объединениях и иных юридических лицах. В структуре управления СП ООО «Пицца Киприана» всю полноту власти берет общее собрание участников СП, далее единоличный исполнительный орган - руководитель (директор), а при подготовке решений ему помогают сотрудники функциональных подразделений. То есть данное предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру. Органами управления СП являются: ¾ общее собрание участников СП; ¾ директор СП - единоличный исполнительный орган СП. Высшим органом управления СП является Общее собрание участников СП. Лицами, имеющими права на участие в Общем собрании участников СП являются: ¾ Участники СП или лица, уполномоченные на то доверенностью, выданной им Участником СП; ¾ иные лица, которые приобрели данное право в связи с приобретением право пользования и распоряжения долей (части доли) в уставном фонде СП на основании договора, если иное не установлено законодательством. Нужно отметить, что организационная структура ресторана характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения организации питания находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Рассматривая структуру управления ресторана можно утверждать, что она представлена типовой линейно-функциональной структурой: ¾ Управление высшего звена – директор ресторана. ¾ Управление среднего звена – старший бармен, шеф-повар, старший администратор; Исходя из типового разделения управленческого персонала на рассматриваемом предприятии можно выделить: - высший уровень управления предприятием ответственен за общие решения стратегического характера, включая ориентацию данного организации на обслуживание определенного сегмента рынка и позиционирования предлагаемых услуг, отвечает за выбор экономического пути развития ресторана, так как директор более всех заинтересован в получении стабильной прибыли, развитии организации и экономической стабильности. В то же время на этом уровне необходимо уделять внимание таким общим вопросам как обустройство ресторана, архитектура, интерьер и набор персонала, при этом не забывая осуществлять жесткий контроль за деятельностью организации в целом; - средний уровень, прежде всего, будет выполнять исполнительские функции, совмещая их с функциями контроля и управления на своем уровне. Действующая пирамидальная организационная структура управления персоналом ресторана позволяет оперативно управлять процессом производства и обслуживания в ресторане. Следует отметить, что работники ресторана – это добропорядочный коллектив, основной целью которого, является максимально качественное и четкое обслуживание клиентов, прямая заинтересованность в сохранении старых и приобретении новых посетителей. Во главе ресторана стоит директор, который управляет работой ресторана, то есть: 1) управляет работой сотрудников (в том числе своих заместителей), устанавливает приоритеты в работе и осуществляет действия, способствующие поддержанию основного принципа: ориентация на интересы посетителя; 2) выявляет и исправляет случаи несоблюдения или несоответствия стандартов работы прежде, чем они повлияют на впечатления посетителей; 3) контролирует и поддерживает качество работы в соответствии с соблюдением технологических норм, правил заказа, получения, хранения, приготовления продуктов, полуфабрикатов и быстрой реализации готовых блюд. Как уже отмечалось выше, что организационная структура предприятия представлена в виде линейно-функциональной, которая представлена на рисунке 2.1- Организационная структура предприятия.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |