КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Терминологический комментарий
Абилитация – первоначальное формирование способностик чему-либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации – восстановления способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др. Активный словарь – слова, которые говорящий наданном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует. Артикуляция – деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произнесения данного звука, комплексов звуков, составляющих слоги и слова, складывающиеся из артикуляционных фаз. Аттракция – привлекательность одного человека длядругого. Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод лечения, разработанный Й.Г. Шультцем в 1932 г. и предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности. Визуальное общение – зрительный контакт между общающимися людьми. Внешняя речь – речь в собственном смысле, т. е. облеченная в звуке, имеющая звуковое выражение. Внутренняя речь – скрытая, незвучная речь, различные виды использования языка (языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Восприятие устной речи – построение субъективной модели осмысленного сообщения на основе процесса активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознание на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообщения в целом. Смысловое восприятие в значительной мере зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего, от гибкости мышления и направленности личности. Голос – 1) способность интонировать речь или петь; 2) совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, производимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибрирующими голосовыми складками; 3) акустический феномен, состоящий в том, что звуки, образованные с участием голосовых складок, несут информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности. Голос характеризуется силой, высотой, тоном, тембром, резонансом, способом подачи. Дефицит общения – снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии. Дикция – 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; 2) произношение, степень отчетливости, ясности и чистоты в произнесении слов, слогов и звуков в разговоре, пении; хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, «проглатывания» отдельных звуков и слогов, дефектов речи; она необходима для лучшего восприятия речи говорящего. Деонтология – учение о педагогической этике, эстетике, нравственности, в частности, о том, как логопед должен строить свои взаимоотношения с логопатом, его родственниками и с коллегами по работе. Жест – элемент пантомимики, выразительное движение, выполняемое руками. Жесты подразделяются на иллюстративные, обслуживающие какую-либо высказываемую мысль, и выразительные, свидетельствующие об эмоциях или намерениях человека. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение. Идентификация – уподобление себя другому, взгляд на вещи с его точки зрения. Интонация –сложный комплекс невербальных ритмико-интонационных средств (просодических элементов), включающих мелодику, степень громкости, интенсивности движения тона, паузы, логическое ударение, дополняющих и усиливающих эмоционально-смысловое и экспрессивное значение звучащей речи. Интонация помогает лучше понять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику или аудитории. Интроверсия – направленность личности на собственные ощущения, переживания, мысли, чувства, избегание контактов с другими людьми. Кинесика – совокупность телодвижений: жестов, мимики, пантомимики (движения тела). Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Коммуникативная функция речи – использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. Коммуникативный – относящийся к общению как передаче интеллектуального содержания, в отличие от эмоционального,т. е.выражения печали, радости и других чувств, составляющих содержание некоммуникативных высказываний. Коммуникация – информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной. Коммуникация выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т. п.), которую получатель должен принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Логическое ударение – выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Интонационное выделение логического слова выражается в повышении, понижении или усилении звука голоса, в подчеркнутой артикуляции слова. Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, раздел коррекционной педагогики. Мелодика речи –повышение и понижение тона голоса. В сочетании с ударениями и паузами фонетическая мелодика оформляет смысловые отношения между частями фразы. Мимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движениях мышц лица. Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости от общения. Нарушения общения вызывают изменения личности. Основной тон высказывания – одно из главных средств интонационно-звуковой выразительности речи, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит. В создании «тона» большую роль играют тембр голоса и другие интонационные средства. Пантомимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движениях тела (изменения в походке, осанке, жестах). Паралингвистика – вокальные возможности голоса, его диапазон, тональность. Пассивный словарь – слова понятные, знакомые, но не употребляемые в обычном речевом обращении. Пауза – остановка в процессе речи, пограничный сигнал, отделяющий друг от друга слова и предложения. Паузы могут быть грамматическими, психологическими (пауза припоминания, пауза умолчания, пауза напряжения), физическими (недостаток дыхания, кашель, глотание слюны и т. п.). Педагогическое общение оптимальное – такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Письменная речь – вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Проксемика – наука, изучающая нормы пространственной и временной организации общения. Психолингвистика – раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщение, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности. Психотехника речи – это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с условиями общения, раздел психотехники общения. Психотехника общения – совокупность приемов эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей. Релаксация – расслабление, понижение тонуса скелетной и речевой мускулатуры. Рефлексия – осознание того, как субъект воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями. Речевая деятельность – вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). Р. д. реализуется в таких ее основных видах, какслушание, говорение, чтение, письмо. Речевая ситуация – 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, значимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. Речевое (фонационное) дыхание – этодыхание в процессе речи, отличающееся от обычного (физиологического) более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и значительным сближением на выдохе. Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видахречевой деятельности. Р. о. обоюдно, социально и целенаправленно. Формой проявления Р. о. является речевое поведение собеседников, а содержанием –их речевая деятельность. Речевой этикет – система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности, в различной обстановке общения). Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Под Р. понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные). Ритм речи – последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, через одинаковую или пропорциональную меру времени. Самостоятельная речь – речь без непосредственной опоры на готовый образец в виде произнесенных каких-либо слов или фраз; используется как вид упражнений, который служит подготовкой к свободному применению приобретенных в результате логопедической работы навыков речевого общения. В зависимости от той функции, которую выполняет речь в общении, принято различать ситуативную и контекстную речь. Слушание (аудирование) – рецептивный видречевойдеятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Виды С. определяются в зависимости: а) от типа установки смыслового восприятия текста (глобальное, когда, например, нужно определить тему, сказать, о чем шла речь; детальное, когда требуется воспроизвести услышанное подробно; критическое, когда нужно дать оценку услышанному); б) от источника (теле-, радиопередачи, магнитофонные записи и т. д.); в) от того, видим мы говорящего или нет; г) слушаем ли мы одного или нескольких говорящих и т. д. Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Стресс – понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. Такесика – контакт общающихся людей, осуществляемый с помощью прикосновения. Техника речи – совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приемами эффективного использования речевого аппарата. Устная речь – продуктивный типречевой деятельности, вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. У. р. – живая речь, которая не только произносится, звучит, но и создается в считанные секунды, вмомент говорения. Фонастения – нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются быстрая утомляемость и прерывание голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение). Фонетическое оформление речи – звуковая сторона речи, составляющая материальную основу, которая обеспечивает выражение и различение смысла. Отклонение в Ф. о. р. приводит к неприятному для слуха искажению речи, а в наиболее выраженных случаях – и к полной ее невнятности, препятствующей общению посредством устной речи; в некоторых случаях – к затруднениям в усвоении детьми чтения и письма. Функции общения – 1) информационно-коммуникативные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга); 2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); 3) аффективно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека). Экспрессивная речь – процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая в конечном итоге в собственно внешнюю речь. Экстралингвистика – темп речи, паузы, вкрапление в паузы (покашливание, смех и др.), громкость речи. Этика – учение о нравственности (морали). Эмпатия – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Язык – 1) система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связанным в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Он образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует; 2) разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |