Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации




Природа как среда обитания человека; взаимодействие общества и природы.

Эволюция представлений о природе в философии и науке.

Природа – это «весь мир в целом, все сущее». Она же (по содержанию) ‑ синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». Кроме того, в современной культуре в ходу понятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представлений о природе. (Еще бы, в современной «философии» реальность растворяется в образах, исчезает под их сумбурным нагромождением).

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе следующих принципов:

- все формы жизни должны существовать, их ценность не зависит от пользы человеку;

- люди не вправе снижать природное разнообразие;

- человеческое вмешательство вредоносно;

- бережное отношение к природе ‑ залог совместной эволюции человека и природы.

Основные модели взаимоотношения человека и природы: мифологическая (природа одухотворена и она всегда главнее людей), научно-технологическая (человек владыка природы), диалогическая (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного развития – коэволюции).

Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому якобы должны отказаться от иллюзии всезнания и всемерно воздерживаться от силового воздействия на природу. Это еще в концепции Вернадского о ноосфере (сфере разума) замечено.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии общества и человека, отношения природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху.

Основной предмет философии - это система «человек-мир». В основе этой системы лежит два активных организующих начала: природный мир, в котором господствует необходимость, закон и духовный мир, мир идеального, в котором господствует логос, дух, бог. Мир культуры - это тот, который мы создаем сами для себя, который является связующим между первыми двумя. Здесь двоевластие. С одной стороны на него влияет природа, с другой стороны - человеческая воля, субъективность. Формой выражения взаимодействия этих начал является ценность. Поэтому, философское знание прежде всего ценностное. И в основе рассмотрения мира философия кладет именно фундаментальные ценности, выработанные человеческим сознанием.

Отношение философии к духовному миру человека определяется системой базовых ценностей, которые лежат в основе взаимодействия человека и общества.

Отношение философии к миру природы определяется двояко. Такие философы, как Гегель, Спиноза, Аристотель считали философию наукой о наиболее общих закономерностях окружающего мира, поэтому считали, что учение о природе - это необходимая часть философствования.

Революционный переворот совершил Маркс, который отошел от тождества социального и природного мира. Он подчеркивал, что существует наличие общего. Именно это общее рассматривает философия.

Среди глобальных социально-экономических проблем прежде всего нужно назвать энергетическую проблему и проблемы, связанные с химическим производством. Известно, что эффективность современного производства находится в пропорциональной зависимости от уровня энерговооружения труда. Но именно производство энергии есть наиболее экологически опасное: тепловые станции выбрасывают в атмосферу тысячи тонн ядовитых газов и твердых пылевых отходов. Ядерные станции опасны из-за радиации и необходимости захоронения отходов ядерного топлива. Энергетика также является мощнейшим фактором создания «парникового эффекта». Попытка использования альтернативных видов энергии пока еще неэффективная.

Заострились также проблемы, связанные с химическим производством, с созданием разного рода искусственных материалов. Без последних невозможны ни современное производство, ни современная медицина и вычислительная техника. Но искусственные материалы не поддаются природной утилизации, а поэтому создают опасность для окружающей среды и здоровья человека.

Демографическая проблема связана с перенаселением определенных регионов Земли. В целом население планеты увеличивается ощутимыми темпами. Поэтому возникают проблемы обеспечения человечества продовольствием, жильем, одеждой, медицинским обслуживанием; проблемы, связанные с легальной и нелегальной миграцией.

Среди глобальных социально-политических проблем на первый план выступают проблемы войны и мира, обусловленные нагромождением оружия массового уничтожения человека.

К глобальным проблемам современности относим проблемы человека, такие как распространение некоторых болезней (СПИД, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания, диабет), проблемы сохранения культурного наследия человечества, взаимоотношений между людьми, материальной и духовной необеспеченности жизни, ограничения прав и свобод граждан, борьба с международным терроризмом, наркомафией и др.

Социально-экологические проблемы − это проблемы, связанные с нарушением в результате человеческой деятельности равновесия в геологических, биохимических процессах Земли и биосферы в целом. К комплексу экологических проблем входят:

Загрязнение окружающей среды. Оно настолько интенсивное, что на Земле сегодня почти нет экологически чистых рек; загрязнены не только почвы, водоемы, атмосфера, но и космическое пространство вокруг планеты.

Уничтожение лесов. Из-за этого произошли изменения в водообменных процессах планеты, в температурном режиме на ее поверхности. Современная наука обеспокоена появлением «парникового эффекта» в земной атмосфере. В результате производственной деятельности происходит повышение общей температуры: это угрожает таянием полярного льда и ощутимым повышением уровня воды в Мировом океане.

Уменьшение площади почв, пригодных для полеводства в результате строительства городов, предприятий, эрозии почв.

Сокращение биологического разнообразия Земли в результате уничтожения и вымирания не просто отдельных популяций, но и видов растений и животных.

Истощение природных ресурсов − минеральных, сырьевых, энергетических.

Истощение озонового слоя атмосферы, а, следовательно, рост радиационной опасности для всего живого.

Нагромождение неблагоприятных генетических изменений в организме человека и в генофонде социума.

Нарушение энергетического баланса планеты.

Учащение деструктивных стихийных процессов на поверхности Земли и в ее недрах − землетрясений, наводнений, обвалов, сдвигов почвы, расширение оврагов, карстовых пустот.

Весь комплекс экологических проблем, в том числе вызванных чернобыльской катастрофой, создает реальные угрозы человеческой жизни. По прогнозам некоторых футурологов, к середине ХХІ века человечество может уничтожить себя в результате общей экологической катастрофы.

Осознание глобальной экологической катастрофы, заставляет мировое сообщество искать пути выхода из кризисной ситуации.

Рассмотрим экологический императив, предложенный Н.Н. Моисеевым. (Императив − общее нравственное предписание).

Н.Н. Моисеев видит выход из создавшейся ситуации в «обеспечение коэволюции − совместного гармоничного развития Природы и Общества». Человечество должно выработать совместную стратегию. Только коллективно можно решать глобальные проблемы.

Необходимо «целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента». И в этом мы считаем важное значение имеет изучение экологии на всех этапах развития человека, начиная с семьи и дошкольного образовательного учреждения. (Экология − это наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой).

Вторым направлением совместной деятельности человечества Н.Н. Моисеев считает «ограничение характера развития производительных сил. Речь идет о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям».

Мало ввести безотходные и энергосберегающие технологии. Следует воспитывать у человека экологическое мышление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.