КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание и эволюция форм отражения
Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа. Сознание это отличительная сущностная характеристика человека. Еще Аристотель определяет человека как «разумное животное». Будучи несомненной очевидностью человеческого существования, сознание одновременно является неуловимым для внешнего наблюдения, и принципиальная ненаблюдаемость сознания задает естественные трудности для его теоретической реконструкции. При этом попытки объективировать опыт сознания и исследовать его через устойчивые внешние факторы, как правило, приводили к утрате уникально-личностного контекста, составляющего сущностную специфику этого феномена. Однако, с другой стороны, методы интроспекции (от лат. “introspectio” - смотрю внутрь), ориентированные на выявление конкретности и индивидуальности "Я", фиксируют всеобщие и универсальные моменты личностного опыта. Реконструкция феномена сознания возможна лишь при его соответствующей соотнесенности с фундаментальными метафизическими, онтологическими, гносеологическими и социально-философскими вопросами, затрагивающими оппозиции материального и идеального, субъективного и объективного, индивидуального и коллективного. На сегодняшний момент можно говорить о выделении трех основных подходов в философии к исследованию сознания: субстанциального, функционального и экзистенциально-феноменологического. Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). В данной концепции разум является наиболее значимым и универсальным свойством сознания. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности мира, той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается лишь как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, посредством которых определяются сущностные свойства объектов, определяют его содержание. Функциональная модель сознания интерпретирует последнее как функцию материальных систем, в своих исходных характеристиках не содержащих идеального и мыслящего (Гоббс, Локк, Гартли, Гельвеций, Дидро и другие). Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа обусловливает согласованность чувственного опыта, являющегося подлинным основанием мышления. При этом сознание выступает не конкретизацией универсальных понятийных конструкций, а отражением реально существующих объектов и связей действительности, данных нам в ощущениях. Ситуация конца XIX - начала XX вв. стала кризисной для классической философии сознания, редуцировавшей последнее преимущественно к разуму как инструменту отражения всеобщих истин бытия. Развитие марксизма, вскрывшего социально-практическую природу сознания и указавшего на его неизбежную идеологическую ангажированность, обоснование субстанциальности воли и иррациональных аспектов человеческого бытия в "философии жизни", открытие феномена бессознательного в психоанализе стали теоретическими предпосылками перехода к неклассической философии сознания. Одной из наиболее авторитетных неклассических версий философии сознания стала экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.). Акцент здесь делается на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенционалъность. Последнее предполагает способность сознания быть всегда "сознанием о...", его нацеленность вовне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Преодолевая созерцательность классических моделей сознания, феноменология наделяет индивидуальное человеческое "Я" активным конституирующим статусом. Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление (конституирование смысла) действительности. Именно сознание формирует "жизненный мир" человеческого бытия, задает его мировоззренческие горизонты и определяет весь опыт его существования. Материалистическая философия рассматривает сознание как продукт закономерного развития материи и, соответственно, развития ее отражательной функции. Наиболее общая природа (качество и сущность) сознания выражена материалистической формулой его вторичности. Эта формула включает следующие взаимосвязанные идеи: 1) сознание есть продукт бесконечного развития материи, 2) сознание - свойство высокоорганизованной материи (человека). С позиций диалектического материализма, материя порождает не только сам процесс происхождения мыслящего Человека, но и условия его возникновения. Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты взаимодействующих на них явлений. Отражение - атрибут материи, оно характеризует взаимодействие тел в аспекте реакции одного тела на воздействие другого и представляет, таким образом, внутреннюю сторону взаимодействия. Процесс отражения одного объекта в другом - это процесс усваивания первым объектом информации о втором объекте. Другое дело, насколько эта информация адекватно усваивается. И здесь всплывают три основные закономерности отражения: 1) степень адекватности отражения прямо пропорциональна близости природ взаимодействующих тел; 2) если же качества тел значительно различаются, то тела воспроизводят лишь количественные характеристики друг друга. Отражение - свойство любого материального тела по-своему, своими средствами воспроизводить в себе природу и содержание воздействующего тела. Отражение - атрибут материи, оно характеризует взаимодействие тел в аспекте реакции одного тела на воздействие другого и представляет, таким образом, внутреннюю сторону взаимодействия. Философское понятие отражения на десятки лет опередило появление его частнонаучного аналога - понятия информации, описывающего отражение с формальной стороны. (т.е. Информация - это формальный способ описания отражения) Природа предмета воспроизводится не всегда, а лишь при определённых условиях. Свойство отражения развивается вместе с эволюцией материи, принимая на наиболее сложных ступенях форму психики и ее высшего уровня - сознания. Отражению присущи три основные закономерности. Первая: степень адекватности отражения прямо пропорциональна близости природ взаимодействующих тел. Вторая: Если же качества тел значительно различаются, то тела воспроизводят лишь количественные характеристики друг друга. Третья: высшее способно воспроизвести низшее адекватно, поскольку в структуру высшего субстрата включены качества всех низших субстратов. Отражение прошло несколько стадий эволюции. При механическом взаимодействии тел макромира отражение носит суммарный характер (сила взаимодействия, равная произведению массы на ускорение, не выделяет массу и энергию в виде отдельных составляющих). Такое отражение эпизодично и случайно, а "след" взаимодействия при упругом ударе не имеет структурного закрепления. При более сложных физических взаимодействиях тела отображают друг друга в многообразных физических параметрах. Отражение становится структурированным, локализованным, необратимым, получает цепной характер. Химическая форма отражения сохраняет свойства физической и получает новую особенность: взаимное изменение агентов в химической реакции закрепляется созданием нового качества - образовавшегося химического вещества, что придает отражению прерывистый характер. Коллоиды (вещества, химически непосредственно предшествующие живому) существуют за счет сложных цепей химических превращений и обладают уникальными свойствами. Коллоиды способны изменять свои отражательные характеристики, им присущи своеобразные "защита", "привыкание" и "сенсибилизация". Эти свойства выступают химическими прообразами-аналогами биологических избирательности и приспособляемости. Жизнь нуждается в постоянном самообновлении, осуществляемом в виде: 1) обмена веществ со средой, направленном на поддержание параметров организма на неизменном уровне; 2) воспроизводства организма в потомстве (репродукция). "Сущностью жизни, или биологического способа существования, является тенденция к самосохранению путем приспособления к среде. На биологическом уровне отражение служит биологическим целям и в силу важности задачи обособляется в отдельную функцию, выполняемую поначалу специально предназначенными структурами клетки, а затем особого рода клетками, складывающимися в дальнейшем в нервную систему. Для обеспечения самосохранения организм должен не только дать оценку явлениям внешней среды, но и смоделировать будущие состояния среды, т.е. осуществить опережающее отражение, с тем чтобы успеть выработать команды на своевременную перестройку систем организма и адекватно прореагировать на изменение средовых условий. Биологическое отражение проходит две крупные ступени развития: раздражимость и психику. Раздражимость это способность живого отвечать на внешние воздействия состоянием возбуждения, которое выражается во внешней реакции. Гигантским шагом в развитии свойства отражения является выработка биологической оценки раздражителей. Поскольку моделирование среды на уровне раздражимости происходит, во-первых, с потерей качества средовых элементов, а во-вторых, в соответствии с материальными закономерностями отражение не всегда получает необходимую сложность и требуемую степень опережения. Для более сложных форм приспособления необходимо воспроизводить при отражении многообразные качества средовых агентов и давать относительно далекие прогнозы средовых изменений, осуществить которые на основе прямого материального моделирования не удается. Именно поэтому возникает психика, связанная с выработкой не материального подобия, а идеального образа действительности. Идеальный образ включает в себя в принципе все содержание отображаемого предмета (явления, процесса), оригинала, и в то же время образ не есть его материальный аналог. В идеальном образе предмет получает свое второе существование, не будучи материальным повторением оригинала. Идеальный образ есть функция двух аргументов: объективного оригинала и отражающего субъекта, т.е. несет в себе содержание не только объективное, но и почерпнутое из самого субъекта, и в этом смысле идеальный образ всегда субъективен. В учение о познании как отражении действительности значительный вклад внёс В. И. Ленин; поэтому диалектико-материалистическая теория отражения по праву носит название ленинской теории отражения. Его теория подвергается критике со стороны некоторых буржуазных идеологов (А. Лефевр, Р. Гароди, Г. Петрович и др.), утверждающих, что теория отражения якобы ограничивает человека рамками существующего (т. к. нельзя отражать будущее - то, чего ещё нет), недооценивает творческую активность сознания, и предлагающих заменить категорию отражения понятием практики. Несостоятельность этой критики, подменяющей диалектико-материалистическую концепцию отражения механистическим его пониманием, очевидна. Ленин никогда не отрицал творческой активности сознания, он считал, только на основе адекватного отражения объективного мира возможна творческая активность человека, преобразующего мир. Принцип отражения - краеугольный камень материалистической теории познания, исходящей из признания первичности внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании. Ленин отмечал, что понятие отражения входит в само определение диалектического, последовательного материализма, и подвергал с этих позиций критике гносеологию субъективного и объективного идеализма. Сознание - высшая сфера человеческой психики, т.е. социального отражения, связанного с трудом и речью. В психике человека аккумулированы в обобщенном и превращенном виде отражательные возможности предшествующих человеку форм материи и, кроме того, появляются новые свойства. Сознание отличается от психики животных двумя главными особенностями: во-первых, способностью отражать не только явления (внешнее, доступное чувственному восприятию содержание оригинала), но и сущность (глубинное, скрытое от чувств и познаваемое мыслительным путем содержание), во-вторых, наличием самосознания. С помощью самосознания человек отличает себя от внешнего мира и противопоставляет себя ему в познании и практической деятельности, осознает собственную духовную и материальную жизнь и дает ей самооценку. Самосознание возникает в результате общения индивида с другими людьми и имеет исторический характер. Субъективный характер идеального отражения, относительная независимость последнего от законов функционирования объектов материального мира обусловливают большую автономность духовного мира человека и тем самым творческую свободу оперирования разнообразными моментами действительности, в том числе и такими, которые в объективном мире связаны неразрывно: содержанием и формой, явлением и сущностью и т.п. Процесс познания не сводится к пассивному копированию, а представляет собой активное конструирование, творческое воспроизведение действительности в преобразованной, идеальной форме. Однако сознание не способно к абсолютному предвидению, оно не в состоянии синтезировать новое, никогда не виданное качество, которое материя успешно рождает в своем закономерном развитии; сознание может лишь проследить тенденции, уводящие в будущее, после того как они уже появились материально. Сознание, будучи высшей сферой психики человека, в целом носит социальный характер, однако в определенной мере человек осознает и свою биопсихику, т.е. сознание охватывает оба указанных уровня. На социальном и биологическом уровнях психики имеется значительная неконтролируемая сознанием область бессознательная психика, или просто бессознательное (рис.2). Материальным фундаментом, низшей основой психики служит физиологическая деятельность, сложнейшим проявлением которой выступает высшая нервная деятельность (ВНД). Ощущение, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Восприятие, сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Поскольку предмет сознания -- не только внешний мир, но и сам субъект -- носитель сознания, постольку одним из существенных его моментов является самосознание. Очеловеченную животную психику составляют эмоции и элементарные чувства, а также инстинкты. Эмоция - это форма психической деятельности, в которой в виде непосредственного переживания конкретной ситуации осуществляется оценка значимости раздражителя для субъекта. Различают эмоции радости, гнева, удовлетворения, страха и т.п. Длительное устойчивое эмоциональное состояние называется настроением. Инстинкт - форма биопсихики, регулирующая сложные типы врожденного поведения. У человека различают следующие инстинкты: 1) самосохранения ("инстинкт жизни"), включая пищевой; 2) половой; 3) деятельности (двигательный); 4) исследовательский (ориентировочный); 5) общения, сюда входят инстинкты родительский и родства. Прогрессивное развитие общества ведет ко всё более полному и естественному удовлетворению инстинктов человека в цивилизованной форме. Значительная доля биопсихической деятельности человека осуществляется бессознательно, но в той или иной степени человек осознает свои эмоции и инстинкты и в определенной мере, преимущественно со стороны формы, способен управлять ими. Бессознательная часть психики включает в себя такие общие типы, как - неосознаваемые чувственные восприятия; - опущенное в подсознание психическое содержание, предварительно хорошо освоенное сознанием; - неосознаваемые побудители деятельности; - неосознаваемая активность при решении творческих задач и др. Конкретные формы бессознательной деятельности: Аффект - сильнейшее эмоциональное перенапряжение, могущее привести к утрате сознательного контроля над поведением. 3аражение - неконтролируемая передача эмоционального состояния от одного индивида к другому. Установка - настроенность психики и нервной системы воспринимать строго определенное, заранее ожидаемое содержание действительности; с помощью механизма установки человек предвосхищает содержание отражения. Интуиция - психическая способность прямого и необъяснимого постижения конечного результата отражения, минуя промежуточные стадии. Латентное обучение - бессознательное восприятие познаваемых элементов при обучении, помогающее в дальнейшем овладеть потребным умением. Природные реакции не исчезают с возрастом, а включаются в преобразованном и подчиненном виде в более сложные формы психической деятельности. Формирование психики в индивидуальном развитии человека, обеспечиваемое социальными и подчиненными биологическими факторами, есть процесс, связанный с определенной исторической ступенью развития человеческого общества. При переходе к последующим фазам общественного прогресса у индивидов под целенаправленным воздействием социальных сил складываются все более сложные нейродинамические мозговые структуры, обладающие соответствующей тонкостью физиологических функций.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |