Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнедеятельность растительных и животных клеток. 1 страница




Общие черты жизнедеятельности. Им свойственны обмен веществ и энергии, рост, развитие, размножение (митоз и мейоз), раздражимость. Для ряда животных клеток — про­стейших, сперматозоидов, мышечных клеток; ряда расти­тельных клеток — одноклеточных водорослей, сперматозо­идов споровых растений характерна подвижность.

Различия в жизнедеятельности. Главная особенность жиз­недеятельности растительной клетки — автотрофное питание (фотосинтез в хлоропластах). В отличие от растительной клет­ки, животная клетка не способна к самостоятельному синтезу органических веществ, ее тип питания — гетеротрофный.

2. Наследственные заболевания человека, их предупреждение

Наследственность — свойство организмов передавать свои признаки потомству Признаки передаются по наслед­ству в виде генетической информации, носителем которой является ген. Наследственные заболевания обусловлены на­следственно закрепленными изменениями генетической ин­формации — мутациями. Мутации могут возникать как под влиянием мутагенов — ионизирующего излучения, биологи­чески активных химических соединений, так и спонтанно, без видимых причин. Наследственные заболевания связаны с генными и хромосомными мутациями.

Генные мутации вызывают наследственные заболевания обмена веществ, наследственные нарушения иммунитета, болезни эндокринной системы, что связано с нарушением работы ферментов или гормонов. Поскольку ген кодирует определенный белок, а многие белки обладают фермента­тивной или гормональной активностью, генная мутация влияет на фермент (гормон) тем, что вызывает полную его блокаду или снижает активность. В группу наследственных заболеваний обмена веществ входят нарушения обмена бел­ков (аминокислот), углеводов, жиров, водно-солевого об­мена.

Так, сахарный диабет — наследственное эндокриннооб- менное заболевание, связанное с недостатком инсулина или снижением его активности. Инсулин, белковый по своей природе гормон, вырабатывается в поджелудочной железе и в норме способствует выводу избытка глюкозы из крови в клетки печени и мышц, где глюкоза откладывается в виде гликогена. Избыточное содержание глюкозы в крови при са­харном диабете приводит к целостному нарушению обмена веществ в организме.

К наследственным заболеваниям системы крови относится гемофилия — пониженная свертываемость крови, что обуслов­лено наследственными дефектами в биосинтезе определенных белков крови, участвующих в свертывании. Гемофилия опре­деляется мутантным (рецессивным) геном, находящимся в по­ловой Х-хромосоме. У женщин две Х-хромосомы (набор поло­вых хромосом XX), поэтому гемофилия проявляется при нали­чии двух рецессивных генов. У мужчин — одна Х-хромосома (набор половых хромосом ХУ), поэтому для проявлении гемо­филии мужчинам достаточно одного рецессивного гена, следо­вательно, они страдают от гемофилии чаще.

Хромосомные болезни вызваны изменением структуры или числа хромосом. Такие аномалии встречаются примерно у 1% новорожденных. Хромосомные болезни могут быть вы­званы аномалиями половых и неполовых хромосом. К ано­малиям неполовых хромосом относится синдром Дауна. Му­тация вызвана нерасхождением 21 пары хромосом при мейо- зе, в результате чего образуется гамета не с 23 хромосомами, а с 24. При оплодотворении возникает зигота 2п = 47. Синдром Дауна характеризуется своеобразным внешним ви­дом больного: у него неправильной формы череп, косой раз­рез глаз, маленькие ушные раковины, диспропорция туло­вища и конечностей. Кроме того, у этих людей порок серд­ца, эндокринные нарушения, отставание в психическом развитии.

Предупреждение наследственных заболеваний.

• обращение в медико-генетическую консультацию, где определяют вероятность возникновения наследственных за­болеваний у детей при наличии аномалий в роду; у староро- дящих родителей (женщина 35—40 лет, мужчина после 44 лет); в случае, если супруги получили повышенную дозу радиации или принимали вредные для эмбриона препараты; если в семье есть дети с аномалиями;

• недопущение близкородственных браков, которые при­водят к проявлению рецессивных заболеваний;

• ранняя диагностика и профилактическое лечение болезни;

• отсутствие мутагенов в среде обитания;

• соблюдение здорового образа жизни: без алкоголя, та­бакокурения, наркотиков.

3. Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия воздуха для прорастания семян

Для того чтобы доказать необходимость воздуха, для про­растания семян, следует заложить опыт:

1. Взять два стакана и в каждый из них поместить немно­го одинаковых семян.

2. В одном стакане семена залить кипяченой водой (в ней нет воздуха), а в другом — семена смочить обычной водой и все время добавлять ее по мере высыхания семян.

3. Поставить оба стакана в теплое место.

4. Через несколько дней можно обнаружить, что семена, смачиваемые водой, проросли, поскольку имели доступ воз­духа, а семена, находившиеся без доступа воздуха не про­росли.


 

Билет № 20

1. Приспособленность организмов к среде обитания — результат эволюции

Приспособленность — результат действия движущих сил эволюции — наследственной изменчивости, борьбы за су­ществование и естественного отбора. Приспособления за­трагивают весь организм — различают морфологические, физиологические, поведенческие приспособления. Приспо­собления носят относительный характер. Относительность приспособлений объясняется тем, что: 1) они помогают вы­живать лишь в конкретных условиях среды, при изменении этих условий приспособления перестают, быть полезными; 2) поскольку каждая среда — неоднородна, то ко всем ее особенностям приспособиться невозможно.


Приспособления и их относительность
Характер приспосо­блений Виды приспособлений Примеры Относительность приспособлений
Защита от врагов Покровительственная окра­ска (делает организм менее заметным на фоне окружаю­щей среды) Белая куропатка, заяц-беляк (ме­няют цвет в зависимости от време­ни года), окраска самок открыто гнездящихся птиц (тетерев, ряб­чик), зелёный цвет личинок, гусе­ниц. Если заяц-беляк оказывается на фоне деревьев, зеленые гу­сеницы — на тропинке, они становятся заметны для вра­гов. Самок тетеревов, рябчи­ков хищники чуют по запаху
  Маскировка (форма тела и окраска неотличимы от не­съедобных предметов). Гусеница пяденицы напоминает веточку по форме и по цвету, на­секомое палочник похоже на су­хую палочку, некоторые насеко­мые повторяют форму и окраску листьев. Если насекомые с маскиров­кой начинают двигаться, они становятся заметны для врагов
  Мимикрия — подражание менее защищённого орга­низма более защищённому организму другого вида Подражание некоторых мух жаля­щим перепончатокрылым (муха- журчалка — пчеле, муха-осовид- ка — осе) Если у птиц угасает условный рефлекс или насекомые ока­зываются вдали от тех, кото­рым подражают, они становят­ся уязвимы
       
       
  Предупреждающая окра­ска — яркая окраска (обычно полосы или пятна, цвета — яркие) предупреждающая о ядовитости живого организ­ма. Угрожающие позы. Яркая окраска божьей коровки, мухоморов, многих ядовитых лягушек. Плащеносная ящерица имеет ярко окрашенный капюшон, который раскрывается при встрече с врагом. Если у птиц угасает условный рефлекс, насекомые становят­ся уязвимы
Приспособ­ления к аби­отическим условиям среды. Обтекаемая форма тела Рыбы, морские млекопитающие, птицы. При действии сильных штор­мов, ветров приспособления не способствуют эффективно­му передвижению
Приспособления к полёту. Перья, крылья птиц, крылья насекомых.
Приспособ­ления к размноже­нию. Брачное поведение. У многих животных (танцы журав­лей, поединки оленей) Брачное поведение не всегда является залогом размножения
Приспособления к опылению. Ветром, насекомыми у растений. В безветренную погоду, при малой численности насеко­мых опыление может не про­изойти.
  Приспособления к переносу се­мян у растений. Ветром, животными, водой, при саморазбрасывании. В безветренную погоду, при малой численности животных, отсутствии течений семена не распространяются

2. Рефлекс — основа нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляющаяся при участии центральной нервной систе­мы. Основной принцип работы нервной системы — рефлек­торный. Биологическое значение рефлекторной деятельности состоит в поддержании целостности организма и постоянства его внутренней среды, а также в обеспечении взаимодействия организма с внешней средой (приспособительное поведение).

Путь нервных импульсов при осуществлении рефлекса называется рефлекторной дугой. В состав рефлекторной дуги входит несколько структурных образований:

• нервные окончания, воспринимающие раздражения (рецепторы);

• чувствительные нервные волокна, передающие импуль­сы от рецепторов в центральную нервную систему;

• вставочные нейроны центральной нервной системы, воспринимающие возбуждение от чувствительных нейронов и передающие его на двигательные нейроны;

• волокна двигательных нейронов, проводящие возбуж­дение к исполнительному органу;

• исполнительный орган (железа, мышца).

Выдающийся русский ученый И.П. Павлов занимался изу­чением рефлексов и разделил их на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы — врожденные, наследуемые, видо­вые рефлексы. Они проявляются с момента рождения и со­храняются в течение всей жизни. Дуги безусловных рефлек­сов проходят через спинной мозг или ствол головного мозга.

Основные виды безусловных рефлексов:

• пищевые рефлексы — слюноотделение и сокоотделение при раздражении рецепторов ротовой полости, глотание, со­сание;

• оборонительные или защитные рефлексы — мигание, кашель, чихание, избегание болевого раздражения, напри­мер, отдергивание руки от горячего;

• половые рефлексы связаны с половым поведением, проявляются позже других;

• ориентировочные рефлексы обеспечивают восприятие незнакомых раздражителей.

Биологическое значение безусловных рефлексов: они обеспечивают приспособительное поведение к постоянным условиям среды.

I. Нейрон. II. Схема рефлекторной дуги Нейрон: I — дендриты; 2 — тело нейрона; 3 — аксон; 4 — швановские клетки (образуют миелиновую оболочку); 5 — перехваты Ранвье. Схема рефлекторной дуги: а — двухнейронная, б — трехнейронная. 1 — рецеп­тор; 2 — центростремительный (чувствительный) нерв; 3 — центробеж­ный (двигательный) нерв; 4 — рабочий орган; 5 — вставочный нейрон

 

Условные рефлексы — это приобретенные, индивидуаль­ные рефлексы, они имеют временный характер, приспосо­бительное значение. Дуги условных рефлексов замыкаются в коре больших полушарий. Условные рефлексы могут быть образованы любым раздражителем на основе любого безус­ловного рефлекса.


Например, проявлением условного пищевого рефлекса яв­ляется слюноотделение на запах или вид пищи. Когда пища находится во рту, она вызывает безусловный слюноотделитель­ный рефлекс. Неоднократное сочетание запаха, вида пищи (сначала это безразличный раздражитель, в будущем — услов­ный) с безусловным слюноотделительным рефлексом вызыва­ет замыкание временной связи между пищевым и зрительным (вкусовым) центром в коре больших полушарий. Запах, вид пищи становятся условным раздражителем: они вызывают ус- ловнорефлекгорное слюноотделение. Уловные рефлексы име­ют временный характер: они тормозятся, когда теряют свое приспособительное значение. К примеру, условнорефлектор- ное слюноотделение тормозится при действии сильного посто­роннего раздражителя, например, звонка на урок.

Биологическое значение условных рефлексов: они обес­печивают приспособительное поведение в изменяющихся условиях среды.

3. Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия воды для прорастания семян

1. Взять два стакана и в каждый из них поместить немно­го одинаковых семян.

2. В одном стакане семена оставить сухими, а в другом — смочить обычной водой и все время добавлять ее по мере высыхания семян.

3. Поставить оба стакана в теплое место.

4. Через несколько дней можно обнаружить, что семена, смачиваемые водой, проросли, а сухие семена не проросли.

Билет № 21

1. Многообразие видов — результат эволюции. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения

Вид — это исторически сложившаяся совокупность по­пуляций особей, сходных по морфофизиологическим свойствам, способных свободно скрещиваться между со­бой и давать плодовитое потомство, имеющих определен­ный ареал распространения и общее происхождение. Мно­гообразие видов на Земле огромно. По самым скромным подсчетам, количество видов животных — 1,5 млн (из них только насекомых — 1 млн), количество видов растений — 0,5 млн.

Представление о видах как о реальных группах особей возникло к концу XVIII в. Основополагающая работа о ви­дах была проделана К. Линнеем, заложившим основы совре­менной систематики. Однако К. Линней считал, что виды созданы творцом и не изменяются с течением времени.

Факт изменяемости видов, видообразования как эволю­ционного процесса, был доказан Ч. Дарвиным. В соответст­вии с его теорией естественного отбора, основным механиз­мом видообразования выступает дивергенция — расхождение признаков. В случае изменений условий существования, на фоне наследственной изменчивости, борьбы за существова­ние и естественного отбора, при наличии изоляции внутри вида возникают популяции с разными признаками. Изоля­ция приводит к прекращению скрещивания особей разных популяций, популяции все больше начинают отличаться друг от друга — расходятся по признакам, и со временем мо­гут стать новыми видами.

На протяжении сотен и тысяч лет эволюции происходило не только образование новых видов, но и вымирание видов, в случае когда они не могли приспособиться к изменениям среды обитания. Современное состояние биосферы отлича­ется тем, что хозяйственная деятельность человека быстро изменяет среду обитания живых организмов, уменьшает их численность в результате прямого истребления, сокращения ареалов распространения. Многие виды не выдерживают давления антропогенных факторов и встают на путь выми­рания.

К 1900 году на Земле исчезли 65 видов млекопитающих, 140 видов птиц. В настоящее время порядка 600 видов по­звоночных находятся на грани полного истребления (не­которые киты, носороги, черепахи). Десятая часть всех рас­тений находится в угрожающем состоянии. Скорость выми­рания резко возрастает, сегодня в год в среднем вымирают 20—30 видов.

Редкие и исчезающие виды занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Это пятнистый олень, амурский тигр, дальневосточный леопард; растения — венерин баш­мачок, сибирский кедр, европейский тис, железное дерево. Редкие виды — виды, численность которых относительно ве­лика, но быстро сокращается. Исчезающие виды — виды, ко­торые находятся под угрозой исчезновения, если не будут приняты специальные меры.

Меры сохранения редких и исчезающих видов.

1. Создание заповедников, заказников, национальных парков, ботанических садов.

2. Управление численностью природных популяций.

3. Переход на новые промышленные технологии, препят­ствующие загрязнению среды.

4. Правовая ответственность за нарушение природоох­ранного законодательства.

2. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека

По определению Всемирной организации здравоохране­ния, здоровье — это объективное состояние и субъективное чувство полного телесного, душевного и социального благо­получия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Сегодня наблюдается видимое ухудшение состоя­ния здоровья людей, которое происходит из-за действия факторов риска, разрушающих здоровье.

Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья:

Факторы, вли­яющие на здо­ровье и их удельный вес Группы факторов риска
Образ жизни — 49-53% Употребление психоактивных веществ, нера­циональное питание, гиподинамия, стрессы, низкий уровень образования и культуры
Наследствен­ность — 18— 22% Предрасположенность к наследственным заболеваниям
Среда жизни — 17-20% Загрязнение воздуха, почвы, воды
Здравоохране­ние- 8-10% Низкий уровень профилактики и медицинской помощи

 

1. Образ жизни — главный фактор, влияющий на здо­ровье. В образе жизни выделяют четыре фактора риска:

/. Несбалансированное питание. В рационе современного человека содержится вдвое больше нормы животных жиров, значительно больше сахара и соли, но в три раза меньше пи­щевых волокон, микроэлементов и биологически активных веществ, осуществляющих регуляторные процессы. Такое питание приводят к нарушению обмена веществ и может со­провождаться заболеваниями сердца, инсультом, сахарным диабетом и другими хроническими заболеваниями.

2. Недостаточная физическая активность (гиподинамия). Дефицит энерготрат вызывает снижение устойчивости орга­низма к стрессам, травмам, болезнетворным микроорганиз­мам. Гиподинамия выступает причиной роста самых распро­страненных заболеваний — заболеваний сердечно-сосудис­той системы.

3. Курение. Курильщики теряют в среднем 22 года нор­мальной продуктивной жизни из-за заболеваний дыхатель­ной и сердечно-сосудистой систем. Сегодня в табачном ды­ме найдено более 400 вредных для здоровья компонентов.

4. Психоэмоциональное напряжение. Стрессы увеличивают рост числа психических заболеваний, а также тех, в механиз­ме возникновения которых активное участие принимает нервная система: заболеваний желудочно-кишечного трак­та, сердечно-сосудистой системы. Психоэмоциональное на­пряжение проводит к снижению сопротивляемости орга­низма.

II. Другим важнейшим фактором здоровья является окру­жающая среда. Задача сохранения здоровья не может быть решена без оздоровления среды жизни. В силах каждого — не загрязнять воздух табачным дымом, использовать водо­очистители, исключить из употребления продукты с вред­ными пищевыми добавками, сократить воздействие шума, электромагнитного излучения.

III. Для сохранения здоровья необходимо знать свои ин­дивидуальные особенности, основу которых закладывает на­следственность. Так, для сохранения здоровья людей, в чьем роду были больные сахарным диабетом, необходимо соблю­дать диету: не переедать, ограничить потребление сахара, снизить нервно-психические нагрузки.

IV. Важным фактором, сохраняющим здоровье, является своевременная медицинская помощь, профилактические кон­сультации врачей.

Здоровье необходимо не только сохранять, но и улуч­шать, т.е. развивать сопротивляемость болезням. Тренирую­щими факторами являются интенсивные физические трени­ровки; закаливание организма, употребление сбалансированной ограниченной диеты. Эти факторы восстанавливают до опти­мального уровня механизмы саморегуляции, повышают со­противляемость стрессам, перепадам температур, радиации, гипоксии, болезнетворным микроорганизмам.

Определяющим в сохранении и развитии здоровья вы­ступает духовное развитие личности. И.П. Павлов писал, что мы сами сокращаем свою жизнь невоздержанностью, беспо­рядочностью, неуважительным отношением к потребностям собственного организма.


3. Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия света для процесса фотосинтеза

Доказать необходимость света для процесса фотосинтеза можно в ходе следующего опыта:

1. Взять комнатное растение и на несколько дней убрать его в темный шкаф. Растение следует поливать. При нахож­дении в темном месте произойдет отток крахмала из листьев в стебли и корни.

2. Выставить растение на освещенное место и закрыть часть листа с обеих сторон светонепроницаемой фотобума­гой на несколько дней (при естественном освещении), на несколько часов (при ярком искусственном).

3. Отрезать лист и обесцветить его. Для этого опустить лист в кипящую воду, а затем — в горячий спирт.

4. Промыть бесцветный лист водой и опустить его в сла­бый раствор йода. Та часть листа, которая была освещена, — посинеет, закрытая фотобумагой — нет. Известно, что синее окрашивание возникает при взаимодействии йода с крахма­лом, следовательно, для образования крахмала в процессе фотосинтеза необходим свет.

Билет № 22

1. Доказательства происхождения человека от животных

Положение человека в системе животного мира:

Тип — Хордовые

Класс — Млекопитающие

Отряд — Приматы

Семейство — Гоминиды

Род — Люди

Вид — Человек разумный (Homo sapiens). Человек — результат длительной эволюции позвоночных животных. Рассмотрим доказательства происхождения чело­века от млекопитающих и от своих ближайших предков — приматов.

1) Сравнительно-анатомические доказательства. • Единство плана строения: внутриутробное развитие за­родыша, выкармливание молоком, четырехкамерное сердце,

 

теплокровность, млечные, сальные, потовые железы, воло­сяной покров, дифференцированные зубы (резцы, клыки, коренные зубы), передний мозг с извилинами. Ближайшие родственные человеку млекопитающие — человекообразные обезьяны (шимпанзе, гориллы, орангутанги, гиббоны). Они имеют сходные с человеком группы крови (АВО), хромо­сомный набор (у шимпанзе — 48 хромосом), поведение, психику (например, сходство в выражении эмоций), болез­ни (дифтерию, брюшной тиф, туберкулез).

• Рудименты (признаки, утратившие в процессе эволю­ции свое первоначальное значение и сохранившиеся у всех особей в недоразвитом виде): копчик, плохо выраженный волосяной покров, аппендикс;

• Атавизмы (признаки, полностью утраченные в процес­се эволюции и редко проявляющиеся у единичных особей): густой волосяной покров на лице, многососковость, хвост.

2) Эмбриологические доказательства. На ранних эмбри­ональных стадиях у человека формируется бластула, гастру- ла, нейрула, закладывается хорда, нервная трубка. Как и у рыб, у человека закладывается двухкамерное сердце, хвосто­вой отдел позвоночника, который позже редуцируется в копчик, жаберные дуги. После рыб в своем эмбриогенезе че­ловек повторяет зародышевые стадии земноводных (закла­дываются конечности, трехкамерное сердце, два круга кро­вообращения), затем рептилий, затем — примитивных мле­копитающих (у зародышей закладывается несколько пар млечных желез, головной мозг раннего эмбриона не имеет извилин, как у примитивных млекопитающих). К трем ме­сяцам у эмбриона человека уже сформированы те же систе­мы органов, что и у высших млекопитающих.

3) Палеонтологические доказательства. Считается, что первыми предками человека были примитивные насекомо­ядные млекопитающие — тупайи. Палеонтологи составили относительно последовательный ряд переходных форм от предков к человеку. Австралопитеки, жили 5—3 млн лет на­зад. Небольшой череп, объем мозга около 500 см3, низкий лоб, выраженные надглазничные валики, массивные челюс­ти. Вид — Человек умелый, жил 2—1,5 млн лет назад. Не­большой череп, объем мозга около 650 см3, низкий лоб, над­глазничные валики, массивные челюсти. Древнейшие лю­ди — питекантропы, синантропы, вид — Человек прямохо­дящий, жил ок. 1 млн лет назад. Объем мозга ок. 1000 см3. Лоб выше, надглазничные валики, челюсти меньше. Древ­ние люди, вид — Человек неандертальский, жил около 200— 30 тыс. лет назад. Объем мозга около 1500 см3, извилин ма­ло. Появляется слабый подбородочный выступ — признак примитивной речи. Современные люди, вид — Человек раз­умный, появились около 40 тыс. лет назад. Объем мозга около 1800 см3. Высокий лоб, нет надглазничных валиков, челюсти небольшие, подбородочный выступ. Речь хорошо развита, сложная психика, развитое сознание.

2. Общая характеристика царства грибов

Грибы — это царство эукариотических организмов. Свое­образие грибов определяется сочетанием у них признаков как растений, так и животных.

Признаки сходства с растениями: прикрепленный образ жизни, неограниченный рост, наличие клеточной стенки, всасывание веществ из субстрата, размножение вегетатив­ное и спорами, синтез витаминов.

Признаки сходства с животными: отсутствие в клетках хлоропластов с хлорофиллом, гетеротрофный тип питания, наличие хитина в клеточных стенках, запасной углевод — гликоген, образование мочевины.

Строение грибов. Грибы бывают одноклеточные и много­клеточные. Вегетативное тело грибов — мицелий, состоит из системы ветвящихся нитей (гиф), развивающихся на по­верхности или внутри субстрата (организма). Низшие грибы имеют неклеточный мицелий — их гифы представляют одну клетку с большим количеством ядер (представитель — му- кор). Высшие грибы имеют многоклеточный мицелий, у не­которых грибов из мицелия образуется плодовое тело; пло­довое тело шляпочных грибов состоит из пенька и шляпки.

Особенности питания грибов. По типу питания все гри­бы — гетеротрофные организмы, большинство которых — сапрофиты, также есть симбионты и паразиты. Питание гри­бов происходит путем осмотического всасывания веществ. К грибам сапротрофам относятся плесневые грибы, шляпоч­ные грибы, они питаются органическим веществами мертвых тел. Многие шляпочные грибы живут в симбиозе с корнями высших растений, образуя микоризу. Симбиоз грибов с водо­рослями приводит к образованию лишайников. При симби- отических взаимоотношениях грибы поставляют воду и ми­неральные соли, а получают органические вещества. Грибы- паразиты питаются органическими веществами растений и животных, вызывая их заболевания. Паразитические гри­бы — трутовики, ржавчинные грибы, спорынья, головня.


Особенности размножения грибов. Грибы размножаются бесполым и половым путем. Бесполое размножение проис­ходит вегетативно, мицелием грибницы, и спорами. Легкие споры быстро распространяются и в благоприятных услови­ях дают начало новому мицелию. Для грибов характерен по­ловой процесс, в результате которого происходит половое спороношение.

Значение грибов в природе.

• Сапротрофные грибы играют роль редуцентов: они ми­нерализуют органические остатки, тем самым выступая поч- вообразователями, участниками круговорота веществ в эко­системах, биосфере.

• Симбиотические грибы способствуют произрастанию высших растений, образуют лишайники.

• Грибы-паразиты вызывают заболевания и гибель орга­низмов.

• Грибы служат пищей и лекарством для животных.

Значение грибов в жизни человека.

• Съедобные грибы служат продуктами питания. К съе­добным грибам относятся шляпочные грибы — шампиньо­ны, опята, белые грибы, лисички, подберезовики, подоси­новики, маслята, сыроежки и др.

• Грибы используют для получения лекарств, например, из плесневого гриба пеницилла получают антибиотик пени­циллин.

• Грибы, к примеру, дрожжи, используют для получения спиртных напитков, в хлебопечении, некоторые виды плес­невых грибов используют в производстве сыра.

• Грибы наносят вред человеку: грибы-сапрофиты портят продукты питания, разрушают деревянные строения, бумагу, произведения искусства. Грибы-паразиты вызывают болезни человека, например, кожные заболевания, от них страдают овощные, плодовые, зерновые культуры, лесные насажде­ния. Ядовитые грибы: бледная поганка, ложные опята, желчный гриб, мухомор могут стать причиной отравления или даже смерти.

3. Выполните задание. В лесу вырубили все дуплистые деревья, после чего крепкие молодые деревья были объедены вредителями, и лес погиб. Объясните, почему

Вырубка дуплистых деревьев имела такие последствия:

• В лесу уменьшилось количество насекомоядных птиц — дуплогнездников.

• Численность растительноядных насекомых перестала сдерживаться, они интенсивно размножились и стали унич­тожать молодые деревья

 

Билет № 23

1. Основные методы селекции растений и животных

Селекция — это наука о методах создания новых и улуч­шения существующих сортов растений и пород живот­ных. Селекция есть эволюция, направляемая человеком (Н.И. Вавилов).

Классические методы селекции:

I) подбор родительских пар (происходит с использованием материала банка семян растений из центров многообразия и происхождения культурных растений, банка спермы живот- ных-производителей, животных из племенных хозяйств, растений сортоиспытательных станций);

Центры происхождения культурных растений (выбороч­но, по Н.И. Вавилову):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.