КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 57. Психологические проблемы воспитания на разных возрастных этапах
Главная цель психологического сопровождения воспитания - создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Период от зачатия до момента рождения. Первое, что формирует положительную установку ребенка на мир, - положительные чувства, которые испытывают родители, думая о нем на этапе планирования беременности. Для благополучия будущего ребенка немаловажным является, как мать переносит беременность. Младенческий возраст (до 1 года). Расставание ребенка с матерью, которая защищает и согревает его своим телом, болезненно для него. Чем более гуманизирован процесс рождения, тем более благополучна будет жизнь ребенка. Критерий перехода от стадии новорожденности к стадии младенчества: комплекс оживления, который проявляется в эмоционально-положительной реакции ребенка (движения, звуки) на взрослого. Разлука матери и ребенка в первый год жизни вызывает серьезные нарушения в психическом развитии ребенка и накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения в непосредственно-эмоциональном общении с матерью. Базой для развития личности в этом возрасте является образ телесного «Я». Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Важная задача - овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине. Кризис этого возраста связан с приучением ребенка к чистоплотности. Ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивная деятельность. Большое значение имеют взаимоотношения со сверстниками. Взрослые должны помочь ребенку уже в этом возрасте строить доброжелательные отношения с ними. К 2-м годам у ребенка появляется осознание принадлежности к определенному полу. К этому же времени в речи ребенок все чаще использует личные местоимения - «Я», «Мое». Ребенок начинает осознавать себя субъектом действия. Для ребенка важно подтвердить факт своего присутствия в окружающем его мире. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Чаще всего проблемы дошкольников связаны с неблагоприятной обстановкой в семье, а также могут быть обусловлены адаптационным этапом приобщения к предшкольным развивающим учреждениям. Однако иногда проблемы дошкольников могут быть вызваны и другими причинами. Проблемы дошкольников бывают: - связанные с умственным развитием (проблемы с памятью, вниманием, трудностью осваивания новых знаний, умений и навыков); - связанные с поведение детей 5-7 лет (недисциплинированность, агрессивное поведение, грубость); - связанные с эмоциональным фоном (депрессии, возбудимость, тревожность, низкая самооценка); - связанные с коммуникативностью детей (необщительность, заносчивость, обидчивость); - связанные с неврологией (утомляемость, боль в голове, бессонницу). Младший школьный возраст (7-11 лет). В 7 лет ребенок поступает учиться в школу, что кардинально меняет социальную ситуацию его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель - одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родителей. Особую роль в жизни первоклассника играет учитель. Именно от него во многом зависит эмоциональное самочувствие ребенка. Оценка учителя является для него главным мотивом и мерилом его усилий, стремлений к успеху. Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна, имеет тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей и во многом зависит от оценок учителя. Подростковый возраст (11-14 лет). Главная задача - самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Подросток приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, формирует более независимые отношения с родителями, пытается ставить задачи, связанные с будущим (семья, карьера, образование), осваивает «новое тело». Подростки стремятся быть самостоятельными и независимыми от мнения родителей. Центральная потребность подростка - быть и чувствовать себя взрослым. Чувство взрослости часто выражается в повышенной критичности по отношению к учителям и другим взрослым. Родители начинают раздражать подростка, возрастает количество конфликтов между родителями и детьми. Ведущий тип деятельности в этом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками. Подростки начинают формировать многочисленные группы. Один из смыслов существования компаний - защита своих интересов, протест взрослым законам жизни. Юношеский возраст (15-18 лет). Ведущий тип деятельности - учебно-профессиональная. Среди новообразований выделяют: психологическая готовность к самоопределению, формирование идентичности и устойчивого образа «Я», полоролевая идентификация. К концу этого возраста юноши и девушки обычно достигают физической зрелости, заканчивается половое созревание, гармонизируется работа внутренних органов. Кризис идентичности является нормативным для 15-17 лет. Он необходим для нормального взросления и проявляется в бурном росте самосознания. Меняется отношение к своей личности. Появляется осознание необратимости времени и конечности существования.В этом возрасте общее эмоциональное самочувствие становится более ровным.Значительное место имеют чувства, связанные с интимной сферой человеческих отношений. Велика потребность в самовоспитании, направленном на формирование целостной личности.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |