Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение административных наказаний




Место исполнительной власти в системе разделения властей.

Теория разделения властей (государственная власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу – угроза создания тоталитарного, антидемократического режима). Государственная власть должна строиться на функционально-компетенционной специализации, не нарушающей ее единства (власть в ее государственно-правовом выражении (юридически властные полномочия) – единая основа функционирования субъектов, олицетворяющих каждую ее ветвь). Разделение властных функций – необходимая потребность (3 ветви государственной власти, отличаются степенью самостоятельности, каждой из них соответствуют субъекты, выражающие ее (органы государственной власти)).

Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

Главные цели исполнительной власти:

 обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

 создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;

 создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

Признаки исполнительной власти:

 универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);

 предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);

 принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);

 организующий характер.

Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти:

 каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;

 приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам;

 не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;

 осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой;

 гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;

 для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов.

Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:

 отношения власти с гражданином;

 хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений;

 отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

31. Метод административного права: понятие, особенности.

Методы правового регулирования общественных отношений – совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия норм на управленческие отношения, на поведение их участников.

Все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства (любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности: предписание, запрет, дозволение – в совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения).

Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать конкретные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты – предписания (возложение прямой юридической обязанности не совершать конкретные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой).

Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, конкретные действия или воздерживаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений:

1) Наиболее характерны правовые средства распорядительного типа (предписания (включая запреты). Административно-правовое регулирование и его механизм – форма юридического опосредования отношений (одна сторона субъект, другая – объект), предполагающих подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является субъект исполнительной власти (исполнительный орган). Исключается юридическое равенство участников.

2) Односторонность волеизъявления одного из участников отношений (оно юридически властно, ему принадлежит решающее значение).

3) В конкретных управленческих отношениях, регулируемых АдП, существует взаимосвязь между управляющими и управляемыми (у управляющей стороны есть юридически властные полномочия, которыми не обладает управляемая сторона, или объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой). Административно-правовое регулирование исходит из наличия государственной инстанции, полномочной решать в одностороннем порядке возникающие в рамках регулируемых отношений вопросы.

4) Властность и односторонность не исключают использования дозволительных средств (могут возникать управленческие отношения равенства участников (их волеизъявлений)). Метод АдП используется на началах диспозитивности (предоставления управляющей или управляемой стороне возможности выбора (без предписаний и запретов) образа действия).

Суть методов административно-правового регулирования:

1) Установление определенного порядка действий (предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой). Несоблюдение порядка не влечет юридических последствий, на достижение которых направлена норма.

2) Запрещение определенных действий (под страхом применения юридических средств воздействия).

3) Предоставление возможности выбора (одного из вариантов поведения, предусмотренных административно-правовой нормой) (регулирование поведения должностных лиц – жесткий вариант выбора).

4) Предоставление возможности действовать (не действовать) по своему усмотрению (совершать (не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных этой нормой условиях) (имеет место при реализации субъективных прав – мягкий вариант дозволения).

5) Допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).

Назначение административного наказания определяется в гл.4 КоАП:

1) общие правила назначения административных наказаний;

2) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения;

3) исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности;

4) порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Наказание за административные правонарушения назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение (в точном соответствии с КоАП РФ, законодательными актами субъектов РФ).

Принципы общих правил назначения наказания:

1) Принцип равенства перед законом (лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом – подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям) (юридические лица – независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности).

Особые условия применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутаты, судьи, прокуроры), устанавливаются КРФ и ФЗ.

2) Принцип презумпции невиновности:

а) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

б) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

в) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;

г) неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

3) Принцип законности (судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции АдПН, предусматривающей ответственность за административное правонарушение).

Гарантии обеспечения законности:

а) в КоАП РФ закреплена система административных наказаний (за ее пределы не может выйти ни один правоприменитель);

б) в каждой правовой норме (статье КоАП РФ) закреплены вид и размеры наказаний;

в) за административное правонарушение может быть наложено только одно основное административное наказание (из предусмотренного санкцией АдПН ряда альтернативных наказаний);

г) назначение наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя;

д) за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное или основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение (не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами).

4) Принцип индивидуализации административного наказания (при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность).

Индивидуализация наказания предполагает его смягчение или усиление на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, первоначально избирает вид наказания, указанный в санкции нормы, после этого он определяет его размер (если он приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания, он вправе при наличии установленных законом условий освободить нарушителя от административной ответственности).

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

3) добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Орган (должностное лицо), решающий дело может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законе (преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на работе и в быту).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц о его прекращении;

2) повторное (в течение года) совершение однородного правонарушения, за которое лицо подвергалось административному наказанию;

3) вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия и при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения (может не быть признано отягчающим – в зависимости от характера правонарушения).

Указанные обстоятельства не могут признаваться отягчающими, если они определены как квалифицирующие признаки административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим (не может быть расширен).

При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности.

Если лицо совершило несколько правонарушений, дела о которых рассматриваются одним органом, наказание назначается в пределах одной санкции, установленной за более серьезное нарушение (к основному наказанию в этом случае может быть присоединено дополнительное, предусмотренное статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений).

Давностные сроки назначения административного наказания:

1) оно не может быть назначено позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения (при длящихся правонарушениях – 2 месяцев со дня их обнаружения);

2) эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, таможенного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и другие случаи, в которых предусмотрен годичный срок давности

3) за правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее 1 года со дня совершения правонарушения;

4) при отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения наказание может быть назначено в такие же сроки, исчисляемые с момента принятия решения об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Срок погашения административного наказания (прекращения состояния административной наказанности нарушителя) – лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения.

Правонарушитель обязан возместить причиненный им имущественный ущерб и моральный вред:

1) при отсутствии спора судья при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба;

2) споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства;

3) при рассмотрении дела иным уполномоченным органом (должностным лицом) вопрос о возмещении ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского судопроизводства

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.