КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Б. Восточная экономическая макрозона
А. Западная экономическая макрозона. 1. Центральный экономический район. 2. Северо-Западный экономический район. 3. Центрально-Черноземный экономический район. 4. Волго-Вятский экономический район. 5. Европейский Север. 6. Европейский Юг. 7. Поволжский экономический район. 8. Уральский экономический район. 9. Западно-Сибирский экономический район. 10. Восточно-Сибирский экономический район. 11. Дальневосточный экономический район.
Вопрос 21 Региональная политика Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны. Методы проведения региональной политики Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:
Вопрос 22. Типология проблемных регионов России Проблемные регионы — это регионы, в которых наблюдается ряд проблем социально-экономического развития, например, перегруженные крупногородские; депрессивные старопромышленные; отсталые аграрные. Для каждого типа проблемных регионов выработаны особые подходы к регулированию и организации территорий. По мнению таких известных специалистов, как М.К.Бандман, Г.М.Лаппо и Я.Г.Машбиц, проблемный регион— это такой регион, который не в состоянии сам (без помощи со стороны государства, извне) решить свои обостряющиеся проблемы. Проблемный регион выделяется масштабами и особой кризисностью проявления той или иной крупной проблемы. Их нерешенность создает угрозу социально-экономическому механизму всей страны... Проблемный регион отличается наличием проблем, по масштабам и степени остроты выделяющим данный регион, большим значением их решения для страны в целом. Типология: Экономические реформы, провод с начала 90-х гг, были не возможны без учета территориальных факторов. В настоящее время все регионы страны так или иначе представляются проблемными. Различают 2 основных подхода к типологизации проблемных регионов: 1) оценка регионов по степени остроты основных проблем. В настоящее время на территории РФ возникло 4 кризисных пояса. Центральный (включает часть Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических регионов). Проблемы – неблагоприятная экологическая ситуация, растущая безработица, демографический кризис. Южный (сопредельные регионы Сев Кавказа и южная часть Поволжья). Проблемы: Спад производсьтва, межэтнические конфликты, падает уровень жизни, ухудшается финансовое положение. Уральский регион. Проблемы – спад производства, кризисное состояние по техногенной нагрузке, увеличение безработицы, неудовлитворительное финанасовое положение. Восточный, точнее южно-сибирский до юга Дальнего Востока. 2) направлен на политику оздоровления регионов. Здесь выдел след основные типы проблемных регионов: а)отсталые, б)депрессивные, в) преграничные. К отсталым относят регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется мало диверсифицированной структурой промышленности, а также слаборазвитой инфраструктурой и социальной сферой.В эту категорию входят более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тува), ряд республик Северного Кавказа, ряд областей европейской части и большинство автономных округов (за исключением нефтегазодобывающих). Депрессивные регионы — территории с устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также с растущей безработицей, локальные зоны старопромышленных, аграрно-промышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока.. К ним относятся Псковская, Ивановская и Костромская области, республики Калмыкия, Мордовия и Чувашия, Алтайский край, Новосибирская и Читинская области, республики Алтай и Тува. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т.д. Однако ряд регионов с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки. Приграничные – имеют особую роль в международном сотрудничестве. РФ заним 1-ое место по протяженности государственной границы и по числу преганичных стран (16). После расспада СССР длина границ почти не изменилась. Но Россия потеряла прямой выход к границам 6-ти государств Восточной Европы и Ближнего Востока. Проблемы связанные с этим: увеличение неконтролируемых трансграничных контактов; недостаточное обустройство таможенной и пограничной служб; слабое развитие транспортной инфраструктуры. На их территории формируются свободные экономические зоны (СЭЗ), для кот характерен промышленный спад, уменьшение ВРП на душу насел. В наибольшей степени продвинулись только СЭЗ ''Находка'' – Приморский край и ''Янтарь'' – Калининградская область. В отдельную группу можно отнести регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов (Чеченская Республика), экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушения накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения. В группу проблемных регионов входит также значительная часть северных территорий, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т. п.) в настоящее время не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.). Бедственное положение ряда регионов Крайнего Севера (свертывание основных и обслуживающих производств, значительная безработица, низкие доходы населения, трудности с завозом топлива и продовольствия) требуют специальных мер государственной помощи. Методы и критерии выделения проблемных регионов. При выделении проблемных регионов может использоваться один из следующих 2-х методических подходов. При статистическом подходе необходимо задать единые формализованные критерии, на основе которых должен производиться отбор проблемных регионов. В качестве основных показателей оценки социально-экономической ситуации в регионах (административных районах и городах) целесообразно использовать: а) "накопленный" (по сравнению с 1990-1991 гг.) и "текущий" (за последние 1-2 года) спад промышленного производства; б) уровень официальной (или рассчитанной по методике МОТ) безработицы и темпы ее роста (с выделением последнего года); в) реальные доходы населения (отношение среднедушевого дохода к стоимости потребительской корзины) и темпы их изменения (в том числе за последний год). Обоснование этих показателей (с привязкой к существующей на районном и городском уровне статистической базе), выбор их критериальных значений (с ориентацией на средние по России или по специально выделенной зоне со сходными условиями переходного периода) и разработка формализованной методики их интегрирования (в простейшем случае - на основе определения суммарного или среднего ранга по всем используемым параметрам) должны стать одним из первоочередных шагов в подготовке программы исследования проблемных регионов. При структурном подходе выделение проблемных регионов проводится не на базе сопоставления формально-статистических параметров, а путем анализа и оценки структуры занятости и состояния предприятий промышленных узлов и районов, претендующих на получение статуса проблемных регионов. При этом предварительно выделяются по единой методике "проблемные" подотрасли и сферы производства (текстильная, угольная, ВПК и т.д.). Достаточно широкий круг потенциально проблемных регионов может быть определен на основе оценки доли занятых на предприятиях этих подотраслей (особенно в случаях, когда эти предприятия отнесены к градообразующим) в общем числе занятых данного региона. Особо выделяются промышленные узлы и районы "моноотраслевой" специализации экономика и социальная сфера которых зависит от 1-2 крупных предприятий и/или предприятий одних и тех же "депрессивных" подотраслей. На втором этапе силами федеральных ведомств (прежде всего, Министерства экономики с участием Федерального агентства по делам несостоятельности предприятий) или местных органов власти и управления планируется более детальный анализ и оценка финансово-экономического состояния предприятий выделенных территорий (городов, промузлов) с оценкой перспектив их сохранения (реструктуризации) в ближайшие 2-3 года. Территории с концентрацией неблагополучных предприятий получат статус депрессивного региона. Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Статистический метод менее трудоемок и субъективен, однако при его использовании трудно добиться выделения реально (а не формально) проблемных регионов, более других нуждающихся в поддержке. Структурный подход требует значительно больших усилий и трудозатрат, чреват обвинениями в субъективизме и более подвержен лоббированию, однако обеспечивает, при должной организации и контроле, более точное выделение структурно уязвимых регионов и, соответственно, большую эффективность использования федеральной поддержки для проведения "точечной" структурной перестройки экономики. Для выделения кризисных регионов могут быть также рекомендованы качественные и количественные критерии, которые должны отвечать следующим требованиям и условиям рассмотрения: 1. Кризисный регион рассматривается и выделяется применительно к двум уровням: страна в целом и "свой” субъект Федерации. Такой подход позволяет, с одной стороны, оценить остроту проблем региона как на фоне страны в целом, так и применительно к конкретному субъекту Федерации. Это создаст возможность более объективной оценки ситуации и более целенаправленного выделения средств и о азание помощи как со стороны федеральных, так и региональных органов. Достаточно типичными могут быть две ситуации: кризисный регион в составе депрессивной территории (субъекта Федерации), кризисный регион в составе относительно благополучной территории. В первом случае возможна поддержка федеральных органов, во втором — преимущественно региональных. 2. Критерии должны характеризовать устойчивые, длительные по времени процессы (не менее трех лет). Число критериев должно быть жестко ограничено, но при обязательном условии, что они наиболее точно отражают кризисные явления, иными словами, — играют роль наиболее информативных индикаторов. Важным требованием является обеспеченность отобранных показателей регулярно разрабатываемой информацией. Критерии должны быть понятны населению, так как без общественной поддержки трудно рассчитывать на выделение средств налогоплательщиков, которые должны быть уверены в объективности выбора регионов для такой помощи. Выполнение приведенных выше требований представляется достаточно сложным и в методическом, и в информационном аспектах. В качестве основных критериев выделения "проблемных” регионов могут быть рекомендованы следующие: 1) Относительно высокий уровень падения объемов производства и услуг. Лучше было бы использовать показатель душевого производства валового внутреннего продукта (ВВП), но применительно к уровню региона требуется методическое обеспечение такого показателя и введение его в систему постоянной разработки статистическими органами. Целесообразность введения показателя объема производства (услуг) объясняется не только тем, что этот показатель отражает уровень хозяйственной деятельности предприятия. Не менее существенно, что состояние таких объектов оказывает непосредственное влияние на занятость населения и его доходы, уровень безработицы, поступления в бюджет и соответственно — на возможность нормального функционирования муниципального жилья, общегородских учреждений (школы, больницы и т.д.). Кроме того, необходимо учитывать, что на балансе предприятий до сих пор сохраняются объекты социальной инфраструктуры, а отдельные предприятия обеспечивают потребность города в тепле, воде и водоотведении. В качестве количественной характеристики такого показателя может быть предложено его значение относительно соответствующих показателей по стране и по конкретному субъекту Федерации. Учитывая высокий уровень падения производства в стране и большинстве регионов, предлагается принять для кризисных регионов показатель выше средних данных не менее чем на 30%. Применительно к большинству предприятий это свидетельствует практически об их остановке и необходимости применения процедуры банкротства. 2) Высокий уровень безработицы. Выше указывалось, что падение производства сопровождается нарастанием безработицы. Вместе с тем, как показывает анализ по стране в целом, по регионам и конкретным городам можно говорить об однонаправленной тенденции, т.е. повышение уровня спада вызывает повышение уровня безработицы, однако при этом количественные характеристики не совпадают — падение производства опережает сокращение численности занятых. Это объясняется нередко искусственными мерами по сдерживанию официальной безработицы путем предоставления отпусков по инициативе администрации, перехода к работе на неполный рабочий день, дробления ставок и т.д. В связи с этим наряду с показателем, характеризующим уровень падения производства, введение показателя уровня безработицы представляется крайне необходимым. В современных условиях для этих целей можно использовать показатель официально зарегистрированной безработицы, регулярно разрабатываемый федеральным, региональными и городскими органами Министерства труда и социального развития. Этот показатель "уровень регистрируемой безработицы” характеризует удельный вес численности зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения. Лучше было бы использовать показатель "уровень безработицы”, разрабатываемый в соответствии с рекомендациями МОТ — удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. Однако в связи с тем, что на местах нет систематического учета всей совокупности безработных, а только тех, кто обращается в службу занятости, рекомендовать такой показатель в настоящее время не представляется возможным. В качестве количественного критерия для кризисных регионов рекомендуется принять уровень безработицы выше средних показателей по РФ не менее чем на 50%. 3) Сокращение численности населения. Длительное сохранение негативных процессов в регионах — падение производства и уровня жизни, рост безработицы — приводит к нежелательным социально-демографическим последствиям: оттоку населения, прежде всего, его наиболее активной части, росту смертности, сокращению рождаемости. езультатом этих процессов становится сокращение численности населения городов. В качестве количественного критерия можно принять сокращение населения за последние 3 года не менее чем на 5 процентов. 4) Показатель экологической напряженности. Для определения этого показателя могут быть приняты критерии, рекомендованные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (ныне Госкомэкология). При этом важно отметить официально принятые названия территорий экологического неблагополучия: "зона чрезвычайной экологической ситуации”, "зона экологического бедствия”. 5) Показатель политической нестабильности. Для количественной характеристики этого показателя могут быть приняты масштабы миграции (массовый отток населения) и соответственно — сокращение численности населения города.
Вопрос 26. УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН Площадь района – 824 тыс. км2 Численность постоянного населения – 20190 тыс. чел. Экономико-географическое положение. Уральский район расположен между старыми промышленными районами Территория района ввиду ее внутреннего положения между Начальный период промышленного развития района относится к началу XVIII в., когда его экономико-географическое Через Урал проходят транспортные магистрали, пересекающие всю территорию России от западных границ до Тихого океана. С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей промышленности — с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы РФ. Природные условия и ресурсы. Уральские горы — ось Высоты Среднего Урала составляют 600-800 м. В северной Климат Урала меняется как в направлении с севера на юг, Леса покрывают Уральские горы почти на всем протяжении. Лесная зона на севере района (есть промышленные разработки древесины) сменяется зоной лесостепей и степей на юге Уральского района. Урал — «кладовая» полезных ископаемых. Месторождения медных и других руд приурочены к магматическим породам восточного склона гор. Здесь же находятся месторождения асбеста, мрамора, талька, самоцветов. Имеются запасы железной Население. Численность населения Уральского района — Результат быстрого экономического развития Урала — высокий коэффициент урбанизации. Доля горожан — 75%, особенно высокий коэффициент урбанизации отмечается в Свердловской и Челябинской областях (87 и 81% соответственно). Крупнейшие города Уральского района: Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь. Хозяйство. Отраслями специализации хозяйства района Уральский регион является вторым по индустриальной За годы реформ пострадали практически все отрасли хозяйства, но особенно машиностроение. Объем производства В настоящее время район выживает в большей степени за Особенность промышленности Уральского региона — Первой по значению и старейшей отраслью специализации В составе черной металлургии видное место занимают трубопрокатная промышленность (Первоуральск и Челябинск) и Цветная металлургия района имеет республиканское значение. Выплавка меди — исконно уральское производство. Нефтеперерабатывающая промышленность (НПЗ в Уфе, Химическая промышленность. Помимо отходов предприятий черной и цветной металлургии эта отрасль использует По числу машиностроительных отраслей и подотраслей Транспортное машиностроение представлено в Нижнем в городах Екатеринбург, Пермь, Челябинск. В районе также Лесная промышленность в прежние времена обеспечивала Агропромышленный комплекс. Условия для ведения сельского хозяйства неодинаковы в северной, средней и южной На равнинах в Прикамье возделывают озимую рожь, овес, Топливно-энергетический комплекс. Большое значение для Крупное газовое месторождение в Оренбургской области Угольная промышленность имеет сугубо локальное значение. Добываются бурый уголь в Свердловской (Карпинск) и Однако имеющихся энергоносителей району не хватает и Транспорт района имеет исключительно важную роль, Внутренние и межрайонные перевозки в большей степени Река Кама пересекает территорию только на северо-западе Газ из Оренбурга транспортируется по газопроводу «Союз» через Самару, Стерлитамак, Заинск, Новопсков, Ужгород в страны Европы. Протяженность газопровода от Оренбурга до западной границы бывшего СССР — 2750 км. Через Уральский район проходят все трубопроводы из Западной Сибири. Эффективность развития Уральского экономического района в будущем связана с необходимостью подъема тяжелой промышленности, реструктуризации военно-промышленного комплекса, который был крупнейшим в России по масштабам производства, преодоления сырьевой ориентации экономики, приобретенной в результате приспособления к рыночным условиям хозяйствования, а главное, преодоления технической отсталости предприятий машиностроения, обновления технологий, основных фондов в ведущих отраслях хозяйства.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |