КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дилектика чувственного и рационального познания
Гносеология - изучает общие закономерности познания. Обыденное познание-основано на использовании социального опыта(трудового, семейного и т.д.). Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизненных потребностей людей. Использует обыденный язык. Основной метод классификации знания-здравый смысл. Носит рецептурный характер, дает предписания, результат его предписаний - этикет. Обыденное знание очень субъективно. Научное познание- отличается по уровню, глубине проникновения в сущность вещей, стремится выявить законы для мира и его компонент. Основное отличие О.П. от Н.П.-научное познание предполагает своим результатом систему знания, которая носит концептуальный характер: процедура доказательства, обоснования знания. Наиболее совершенная форма знания-теория-выступает как обобщение(не все обобщения-теория). Познание-разновидность духовного воспроизводства. Задействованы: чувства и разум, мышление, интуиция и т.д. Виды познания: Чувственно - сенситивное (на чувственном уровне) Абстрактно - логическое (способность человека) Интуиция (способность человека) С одной стороны знание обусловлено познавательной способностью человека. С другой стороны знание - как резюме, итог всей человеческой деятельности. Соотношение чувственного и рационального Существуют: сенсуализм(«чувство») и рационализм(«разум»). Сенсуализм. В основе познавательной деятельности-чувства человека, ощущение-источник(Гоббс, Локк, Фейербах-в той или иной мере сенсуалисты). Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувственного опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель). Интуитивистские направления философии. Интуиция может восприниматься по-разному: Как божественное озарение Чувственное озарение Как особое психическое состояние В современной философии-рационалистическая традиция Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала-нет познания). Наличие органов чувств - необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности. Формы чувственного познания: Ощущение-отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета. Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. Представление-чувственно-наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее). Воображение-способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы. Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок т разум. Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека. Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача-постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики-разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |