КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познание и его сущность
Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обладания человеком уникальными способностями. Человек оперирует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Человек познает мир благодаря в чувствованию, объяснению, пониманию. Уже в чувствование дает человеку обширную информацию: о холодном, горячем, свежем, остром, тупом. Даже в общении с другим человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.Объяснение — это наращивание сведений о чем-либо на основе мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: факты оцениваются с позиций законов теории. Когда студент решает задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют чтобы он подвел переменные под закон. Это и есть объяснение.Понимание относится не к чувствам и мыслям, а к практике. Познание человеком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и что эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти. Познавательные процессы различаются между собой в зависимости от того, какие психические явления возникают при их помощи, что и как эти психические явления отражают.Каждый из познавательных процессов обеспечивает определенную сторону познания человеком окружающего мира. Восприятие доставляет первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Память сохраняет эти образы и дает возможность дальнейшей работы над ними. Эта дальнейшая работа совершается при помощи мышления и воображения, которые анализируют то, что получено в восприятии и сохранено памятью, открывают за внешними качествами вещей их внутренние, скрытые свойства и отношения, выводят законы, определяющие разные стороны действительности, строят новые образы, позволяющие изменять и преобразовывать действительность. И снова результаты работы мышления и воображения берутся на сохранение памятью, что позволяет использовать их для дальнейшего познания. Необходимо различать противоположности чувственное и рациональное познания с одной стороны, и эмпирическое и теоретическое с другой стороны. Противоположность эмпирического и теоретического познания это противоположность внутри самого рационального познания. Но эмпирическое познание связано с такой ступенью рационального познания как рассудок. В свою очередь рассудок связан с определенной деятельностью в применении к данным чувственных восприятий таких операций, как сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ, индукция, дедукция, выдвижение гипотез, выявление эмпирических законов и др. Таким образом, содержанием рассудка являются материалы чувственного отражения действительности и способность оперировать полученным таким образом знанием. Рассудок ограничен показаниями органов чувств. Более высоким уровнем в рациональном познании выступает разум, который представляет из себя диалектическое познание, т.е. познание объектов действительности в их взаимосвязях, противоречиях, движении, изменении, развитии. Разум объединяет результаты познания и выдвигает новые идеи. Он представляет из себя определенное творчество по получению качественно нового знания, т.е. рассудок это исходный уровень познания, а разум – его высший уровень. Само эмпирическое познание направлено прямо на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое же познание уже связано с развитием понятийного, категориального аппарата в науке и направлено на глубокое и всестороннее исследование объектов, процессов, явлений действительности в их взаимосвязях, движении, изменении, развитии. Эмпирическое и теоретическое познание также нельзя отрывать друг от друга и противопоставлять, как это делают с одной стороны представители «чистого» эмпиризма, а с другой стороны – схоластического, абстрактного теоретизирования. Представители эмпиризма в познании сводят целостное научное познание к его эмпирическому уровню и принижают, а то и вообще отвергают теоретическое познание, т.е. они абсолютизируют роль конкретных фактов и недооценивают роль абстрактного мышления. Единственным источником знания представители эмпиризма объявляют живое созерцание, чувственное познание, опыт, а потому эмпиризм всегда связан с сенсуализмом. Абстрактное схоластическое теоретизирование понимается в двух основных смыслах: 1. как конкретный тип религиозной философии, прежде всего средневековой, который был связан с толкованием религиозных постулатов, догм; 2. как абсолютно формальное знание, оторванное от конкретной реальной действительности. Схоластика представляет догматический способ мышления, оперирующий неизменными вечными понятиями, категориями, и опирающийся не на конкретную реальную жизнь, а на формально логическую правильность словесных рассуждений, которые являются односторонними. При таком подходе человеку уже навязывается готовый результат и, как правило, подводятся определенные доводы под желаемые выводы. Схоластика оторвана от экспериментов, в целом от эмпирического познания, и она проявляется в псевдоноваторстве, конструировании совершенно оторванных от жизни схем, формулировании и доказательстве давно доказанного, игре слов, начетничестве, цитатничестве, игре понятий.
3)Картина мира как понятие. Её конкретно –исторические формы и содержание Научная картина мира может быть 2 видов: специальная (физическая, химическая, биологическая) и общая. Термин «специальная научная картина мира» следует признать неудачным, так как мир – это все, а не только физическое, химическое и т.д.Специальная научная картина мира – это картина части реальности, которая исследуется определенными науками. Специальная научная картина мира включает представления: 1) о фундаментальных объектах, из которых все построено; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих законах их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности. Пример: классическая и неклассическая физические картины мира. Научная картина мира – это компонент в структуре научного познания. Функции специальной научной картины мира: 1) систематизирующая; 2) функции исследовательской программы (норматива). Общая научная картина мира – обобщенное представление об устройстве мира, созданное усилиями все на конкретную историческую эпоху наук. Выделяют: 1) некое теоретическое ядро (теория эволюции, квантовая теория и т.д.) какой либо концепции, теории; 2) принципы, допущения, которые условно принимаются за неопровержимые; 3) частные теоретические модели; 4) философские установки. Функции: 1) Систематизирующая. Противоречия: возрастание энтропии, в социальном мире – возрастание упорядоченности – это и есть пример противоречия. 2) Нормативная. Исторические формы научной картины мира. В отечественной практике принято выделять 3 основные формы: классическая (17 – 19 вв.), неклассическая (19 – 20 вв.) и постнеклассическая (конец 20 в.). Можно также выделить и натурфилософскую научную картину мира (до 17 в.).
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |