Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и цивилизация. Концепция типологии культур А.Тойнби, О.Шпенглера, Н.Данилевского, П.Сорокина




Философия культуры ‑ философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры как специфического феномена: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX вв. в философии Просвещения и немецкого романтизма.

Культура – сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком путем преобразования природы.

2 базовых подхода:

- универсально-рационалистический: культура ‑ царство разума, справедливости и закона; синоним цивилизации;

- эстетико-мифологический: культура – иррационально-мистическая, индивидуально-множественна; синоним творчества.

У Ницше культура – синтез двух начал аполлонического (упорядочивающего) и дионисийского (спонтанно-творческого).

Современные стратегии (достаточно условно):

- аксиологическая (Виндельбанд, Шелер): культура – система общезначимых самодостаточных ценностей, значим не предмет, а ценность, которую он представляет;

- семиотическая (Леви-Стросс, Фуко): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая рамки всей культуре и каждому человеку;

- психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и сублимации бессознательной энергии, система значимых эталонов и запретов;

- деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом;

- игровая (Гадамер, Финк): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая опыт и радующая каждого из нас;

- экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов.

Цивилизация (от латинского «civilis» - гражданский, государственный) – это:

1) синоним культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, где как минимум имеются города, государство и письменность, а также значительное разделение (специализация) труда, развитый религиозный культ, экономический обмен, наука и искусство;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством;

4) в некоторых теориях эпоха деградации и разложение человеческой естественности.

Французские просветители использовали термин «цивилизация» для общества, основанного на разуме и справедливости, а XIX веке тот же термин использовался для восхваления развитых (западных) стран на фоне отсталых. Сегодня принято считать, что видов и типов цивилизаций много, и каждая из них смесь общих закономерностей и уникальных особенностей.

 

 

52Аксиология – учение о ценностях. Природа и принципы классификации ценностей. Функции ценностей.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

Классификация ценностей и их виды:

1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

- природные объекты, процессы и явления;

- социальные объекты;

б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

- установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

- просто ценности;

- групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

- общечеловеческие.

4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

- внешние ценности;

- внутренние ценности.

5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

- абсолютные или вечные ценности (константы);

- ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

 

53Мораль как философская категория. Основные моральные понятия: добро, долг, совесть.

Мораль как философская категория.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) – второй основной способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Моральные нормы закрепляются в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.

В отличие от права исполнение требований морали обеспечивается лишь средствами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

Мораль зачастую отличают от нравственности как должное поведение от реально существующих нравов.

Правовые и нравственные нормы закрепляют и запреты, и нормы должного поведения. После появления права, оно развивалось во взаимодействии с моралью, они дополняли и обогащали друг друга.

В современной философии различают обыденно-практическое и нормативно-теоретическое состояние морали и права.

 

Доброи зло, нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности. В интерпретации природы Д. и з. в истории этики, начиная с древности, сталкивались материалистические и идеалистические тенденции. Первая связывала эти понятия с человеческими потребностями и интересами, с законами природы или фактическими желаниями и устремлениями людей (натурализм), с наслаждением и страданием, счастьем и несчастьем человека (гедонизм, эвдемонизм), с реальным социальным значением действий индивидов для их совместной жизни. Вторая же выводила понятия Д. и з. из божественного веления или разума (и отклонений от них), из некоторых потусторонних миру сущего идей, сущностей, законов, в результате чего конфликту между Д. и з. придавался метафизически-онтологический смысл борьбы двух извечных начал в мире, или же сводила содержание данных понятий к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека.

Долг, категория этики, в которой выражается нравственная задача определённого индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия должного, обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм).

Совесть, психолог., нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла. О происхождении С. существуют две теории: интуитивная и эволюционная. Первая утверждает, что С. не есть производное свойство человека, а природное, априорное; у богословов - голос Божий в человеке, у метафизиков - сила, стоящая выше человека, выражение объективно существующего нравственного мирового порядка, у Канта - категорический императив практического разума. По теории эволюционизма С. есть продукт многовекового воздействия общественной среды на развитие альтруистических чувств и поступков. Общество, одобряя альтруистич. действия и осуждая эгоистические, устанавливает ассоциацию между альтруизмом и одобрением, эгоизмом и осуждением. Путем наследственной передачи эта ассоциация укрепляется и превращается во внутренний голос С.- Обе теории С. оставляют много неясного и сомнительного в понимании основ С.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.