Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие исторического процесса в истории философского знания. Проблема свободы и несвободы в истории




Философия истории – раздел социальной философии, ориентированный напостижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин введен Вольтером. Стали изучать, якобы потому что просветители придавали особое значение историческому прогрессу.

Основные проблемы: прогресс как смысл истории, един ли исторический процесс для всего человечества, имеет ли научную объективность знание истории.

Классическая философия (Вико, Вольтер, Тюрго, Гегель) основывалась на абсолютной вере в прогресс, его гарантии видела в развитии науки, законы истории признавала всеобщими и объективно познаваемыми.

Согласно неклассической философии исторические законы принципиально отличаются от естественнонаучных, они индивидуализированы и неповторимы для каждой цивилизации (нации), историография неискоренимо пристрастна и дает лишь повествование, а не объяснение (Шпенглер, Данилевский и Тойнби).

Постнеклассическая философия (Робертсон, Бжезинский), учитывая укрепление международных связей (глобализацию), стремится соединить всеобщее и частное в понимании истории. При этом технократы объявляют историю, подчиненной единым законам технологического прогресса, а постмодернисты видят закат всеобщей истории и необходимость поддержки-сохранения всего существующего разнообразия.

Структура философии истории: онтологический и эпистемологический уровни.

Историческая онтология изучает реальный процесс истории, в том числе его законы, направленность, периодизацию, субъекты и движущие силы, соотношение объективного и субъективного, факторы, источники и механизмы исторического развития, единство и многообразие истории, ее смысл.

Историческая эпистемология изучает развитие исторической науки: специфику данного вида познания, соотношение субъекта-объекта познания, объективность исторических знаний, статус понимания и объяснения в истории, особенности исторического описания и интерпретации, методологические программы познания.

 

Направленность исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории.

Одна из важнейших проблем философии истории ‑ направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).

Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.

В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы.

Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм.

Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов.

В зависимости от единицы периодизации выделяют:

- формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй);

- цивилизационно-стадийный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.