Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология уроков в ро




Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Методы и технологические основы развивающего обучения

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использования в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, педагог конструирует педагогическое воздействие на основе учета зоны ближайшего развития ребенка и имеющихся у него знаний и навыков.

Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющие того метода, который адекватен целям и содержанию развивающего обучения.

Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на его способности регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Большое распространение в условиях развивающего обучения получил исследовательский метод из классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина Технологические основы развивающего обучения:

1) наблюдение изучаемых предметов и анализ фактов, постановка учебных задач;

2) выдвижение гипотез по разрешению задач;

3) построение плана исследования проблемы;

4) осуществление этого плана;

5) анализ и проверка достоверности полученных результатов, рефлексия, оценка.

Тип урока Структура урока
1. Урок постановки учебной задачи 1.Создание ситуации успеха. 2.Создание ситуации разрыва. 3.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. 4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. 5.Рефлексия.
2. Урок решения учебной задачи. Часто этот тип урока тесно переплетается с уроком моделирования в ситуации,когда уже в ходе анализа условий дети обращаются к модели (строят или преобразовывают ее) 1.Анализ условий решения задачи. 2.Собственно решение задачи, конструирование нового способа действий. 3.Рефлексия.
3. Урок моделирования и преобразования модели. 1.Преобразование условия задачи. 2.Собственно моделирование. 3.Преобразование модели. 4.Рефлексия.
4. Урок решения частных задач: - уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи; - уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. 1.Анализ условий решения задачи. 2.Собственно решение задачи, конструирование нового способа действий. 3.Рефлексия.
5. Урок контроля и оценки. 1. Создание учебной ситуации. 2.Контроль и оценка использования способа действия. 3.Рефлексия.
  1. Сущность личностно-ориентированного образования школьников.

Сущность личностно-ориентированного образования в школе (определение, цель, принципы)

Определение. Личностно-ориентированный образовательный процесс представляет собой не аккумулятивный процесс (простое сложение) обучения и воспитания, а единый процесс развития индивидуальности личности, в котором личность становится субъектом собственного становления и развития, созидательной деятельности по отношению к культуре, природе, человеку и социуму в целом.

Дидактические основы личностно-ориентированного образования в средней школе лежат в гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, развивающем обучении Д.Б. Эльконика и В.В. Давыдова и находят продолжение в трудах Д.А. Белухина, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.

Целями личностно-ориентированного образования в средней школе выступают создание психолого-педагогических и организационно-управленческих условий для личностной самореализации учащихся; формирования у них потребности в самообразовании и саморазвитии; а также оказание каждому ученику помощи и поддержки в освоении общечеловеческих ценностей и принятии социально-правовых норм общества.

Принципами личностно-ориентированного образования школьников являются:

1. Принцип субъектности. Личность ребенка в системе личностно-ориентированного образования является не объектом воздействия со стороны учителя, а субъектом разнообразных видов деятельности, выступает в качестве высшей цели школьного образования и ее результата.

В работах ряда авторов категория субъект трактуется различно. В концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности только за счет включения в специальным образом организованную деятельность. Учебная деятельность школьников строится в соответствии с логикой изложения научных знаний, со способами восхождения от абстрактного к конкретному. Присваивая понятия, выполняя действия, сходные с деятельностью ученого, представляя результаты своих исследований посредством содержательных абстракций и обобщений теоретических понятий, ученик становится субъектом обучения. Однако ученику не предоставляется право самому выбирать способы и формы учебной деятельности. Критикуя этот подход, И.С. Якиманская обращает внимание на то, что «ученик познает окружающий мир таким, каким его организовали для восприятия взрослые, каким его описывает наука». Становление ученика субъектом учебно-познавательной деяетльности рассматривается как производная от организации предметного содержания образования. И.С. Якиманская рассматривает ученика как субъекта познания. Согласно ее концепции личностно-ориентированного образования, педагогическое взаимодействие учителя и ученика строится на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. Развитие познавательных способностей учеников по И.С. Якиманской происходит через формирование у них индивидуальных способов учебной работы, которые вырабатываются у учащихся самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром.

В.В.Сериков исходит из того, что ученик является субъектом жизнедеятельности. В данной концепции личностно-ориентированного образования автор предлагает строить обучение на основе жизненного опыта ученика, который включает не только опыт познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества.

Е.В. Бондаревская рассматривает ученика не только как субъекта учебно-познавательной деятельности и собственной жизнедеятельности, но и как субъекта культуры в целом. Е.В. Бондаревская подчеркивает, что ребенок развивается не только как субъект познания и субъект жизнедеятельности, но и как носитель и созидатель культуры.

2. Опора на опыт личности. Работа с субъектным опытом обучающегося является одним из главных факторов эффективности образовательного процесса в школе.

Развивая идеи разработанной Ш.А. Амонашвили концепции гуманно-личностного подхода к ребенку, многие исследователи (А.С. Белкин, Д.А. Белухин, Е.В. Бондареская, И.С. Якиманская) подчеркивают, что субъектный (личностный) опыт обучающегося в процессе образования не заменяется, а используется, адаптируется и дополняется новыми смыслами, опытом межличностного общения в коллективной деятельности и рефлексии. Таким образом, опыт выступает важнейшей категорией и структурным элементом личностно-ориентированного образования.

Понятие субъектный (личный, индивидуальный, житейский, стихийный) опыт является ключевым при проектировании личностно-ориентированной системы образования. Субъектный опыт по И.С. Якиманской – опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социального окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. В содержание субъектного опыта входят: предметы, представления, понятия; операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических); эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы). Субъектный опыт в процессе познания выполняет роль фильтра, в соответствии с которым воспринимается действительность, и обеспечивает избирательность и индивидуальное видение бытия.

Из вышесказанного можно заключить, что важнейшей особенностью педагогической деятельности в системе личностно-ориентированного образования выступает взаимодействие опыта учителя и учащегося. Работа с опытом личности по М.В. Кларину включает несколько этапов: обращение к опыту и его актуализация; обращение к чувствам, переживаниям, сопровождавших данный фрагмент жизненного опыта, их обзорная констатация (аксиологизация и рефлексия опыта); концептуализация (анализ опыта партнеров и переосмысление собственного); активное экспериментирование с опытом; повторное обращение к опыту, его переосмысление, обогащение опыта научным смыслом.

3. Психотерапевтический характер взаимодействия. Психотерапевтический характер педагогического взаимодействия учащихся и педагога, основанный на партнерстве и сотрудничестве в совместной деятельности и общении учеников и учителя, является необходимым условием реализации личностно-ориентированного образования.

Результатом реализации данного принципа, по мнению Д.А. Белухина, К. Роджерса, выступает положительный эмоциональный фон и диалоговая сущность взаимодействия всех участников педагогического процесса, смыслотворчество учащихся, предполагающее творческую интеллектуальную деятельность по созданию нового смысла через представление индивидуальных смыслов и обмен ими. При оценке достижений обучающихся процессуальная сторона выходит на первое место, учитывается не только конечный результат, но и способ его достижения. Оценка достигнутого тем выше, чем сильнее отличается полученный материальный или идеальный продукт от традиционного, чем сильнее выражено в процессе и результате творческое начало. Оценка также включает в себя анализ динамики развития личности в сравнении не столько с другими, сколько с самой личностью.

Диалог и полилог во взаимодействии способствуют успешной социализации личности через формирование умений: представлять свою позицию в ясной и последовательной форме; воспринимать позицию партнера; переосмысливать собственную позицию, анализируя мнения партнеров; корректировать деятельность на основе ее результатов. Дискуссионность и диалогичность обучения способствует развитию у учащихся критического и плюралистического способов мышления.

Итак, реализации принципа психотерапевтического взаимодействия создает условия для обмена опытом познавательной деятельности учащихся и рефлексии ими собственных ценностных установок, целей, способов мышления и деятельности, достигнутых результатов, их сравнения с целевыми установками и способами деятельности партнеров, что создает предпосылки для личностного самоопределения. Последнее и выступает одной из задач личностно-ориентированного образования.

4. Сотрудничество в совместной деятельности. Совместная деятельность на основе сотрудничества и партнерства, в которую включаются обучающиеся в соответствии со своими потребностями, возможностями и интересами, способствует сохранению оптимального баланса между процессами социализации личности в коллективе и социуме и развитием ее индивидуальности.

В личностно-ориентированном образовании, как и в дидактической концепции развивающего обучения по В.В. Давыдову, уделяется значительное внимание не только индивидуальному, но и коллективному субъекту учебно-познавательной деятельности, что предполагает включение школьников в коллективно-распределенную деятельность. Согласно Л.С. Выготскому, исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группа людей. Именно в их социально-культурной деятельности формируется индивидуальный субъект. Коллективно-распределенная деятельность в развивающем обучении предполагает включение учащихся в изложение мнений, построение гипотез и их проверку в диалоге с оппонентами, формулирование выводов. Реализация коллективно-распределенной деятельности в системе личностно-ориентированного образования способствует развитию у обучающихся умений формулировать вопросы, строить гипотезы, искать аргументацию, подтверждать или опровергать гипотезы, анализировать собственную деятельность.

5. Развивающий характер обучения, который обеспечивается за счет его деятельностного характера, применения в учебном процессе школы развивающих личностно-ориентированных технологий, направленных не только на усвоение школьниками знаний, умений и навыков, но на овладение способами мышления и деятельности. Формы и методы, технологии обучения и воспитания выбираются педагогами, исходя из потребностей, возможностей и способностей обучающихся, с учетом прогнозирования их дальнейшего развития. Благодаря этому обучение ведется в зоне ближайшего развития учащихся.

6. Системно-ситуационное управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Особенностями такого типа управления являются наличие непрерывной обратной связи, позволяющей судить об эффективности применяемых педагогом форм, методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся, гибкая и оперативная коррекция деятельности преподавателя на основе рефлексии ее результатов, с учетом личностных особенностей обучающихся. Главным условием выполнения данного принципа является непрерывная рефлексия педагогом и самими обучающимися результатов их учебной деятельности и успешности деятельности коллектива в целом.

Интеграция принципов рефлексивного, психотерапевтического взаимодействия субъектов образовательного процесса формирует у обучающихся конструктивное отношение к критике, побуждает их к саморегуляции, самовоспитанию, что оказывает значительное влияние на формирование субъектного опыта обучающихся.

7. Принцип вариативности. Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, предполагающем разнообразие содержания и форм учебного процесса, предоставление образовательного выбора как педагогам, так и самим обучающимся.

Признание за учеником права на самоопределение и самореализацию через овладение разнообразными способами учебной работы, способствует применению учащимися полученных знаний в ситуациях, не заданных обучением. Вариативность целей и задач обучения и воспитания обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, способствует осмыслению и принятию учениками ценностей образования.

8. Культуросообразность личностно-ориентированного образования. Национально-культурные традиции, широкое приобщение к богатствам духовной и материальной культуры Беларуси и других стран, овладение родным языком выступают основой саморазвития и самовоспитания школьников.

Процесс развития личности неразрывно связан с ее приобщением к родной культуре и заключается не только в развитии ее индивидуальных способностей, но и в позитивной национально-культурной идентификации, освоении как родной культуры, так и культур народов мира. Важная роль в концепциях личностно-ориентированного образования отводится языковому образованию, а одной из главных задач является организация процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы родной язык стал средством и способом формирования личности ученика-носителя языка, субъекта, способного пользоваться языком во всех жизненных ситуациях.

Итак, необходимым условием культуросообразного личностно-ориентированного образования является осваивание учащимися не только предметного содержание учебных дисциплин, но и их общекультурного значения, общечеловеческих ценностей.

 

  1. Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в школе.

Технологии личностно-ориентированного образования. Понятие личностно-ориентированной ситуации

Приведенный анализ целей, принципов построения личностно-ориентированного образования предполагает внедрение в учебно-воспитательный процесс школы личностно-ориентированных или развивающих технологий обучения и воспитания.

Под педагогической технологией по М.М. Левиной понимается строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, направленных на воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. В связи с тем, что технологии разрабатываются под конкретный педагогический замысел, различают технологии передачи знаний, умений и навыков и развивающие технологии. Характерной особенностью технологий передачи знаний является то, что на учителя возлагается ответственность за деятельность учащихся по воспроизведению полученных знаний; деятельность ученика строго регламентирована инструкциями учителя или учебника. При реализации развивающих педагогических технологий учитель осуществляет косвенное управление самостоятельной учебно-поисковой деятельностью учащегося. Внедрение в учебно-воспитательный процесс развивающих технологий обеспечивает:

эффективное развитие личности учащегося, превращение его в субъект учебно-познавательной деятельности;

формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к содержанию образования;

усвоение учащимися не только знаний, умений и навыков, но и способов мышления и деятельности; творческих способностей;

развитие потребностно-мотивационной сферы личности учащегося;

формирование у школьников коммуникативных умений;

обеспечение дифференцированного подхода к ученикам с учетом их интеллектуального развития, уровня подготовленности, потребностей и интересов.

Личностно-ориентированные педагогические технологии наиболее полно реализуют принципы гуманистической психологии и педагогики. Под личностно-ориентированными педагогическими технологиями мы будем понимать развивающие педагогические технологии, основанные на активных (рефлексивно-деятельностных) методах обучения, которые обеспечивают более эффективное развитие личности учащегося. Основным отличием личностно-ориентированных педагогических технологий от педагогических технологий передачи знаний является концентрация внимания педагога на целостной личности обучающегося, развитии не только памяти, но и творческого, критического склада мышления учащегося, его потребностно-мотивационной сферы, коммуникативных умений, способностей к самообразованию и саморазвитию.

Среди методов обучения, которые могут быть использованы учителем в рамках реализации личностно-ориентированных технологий, выделяются: методы проблемного и развивающего обучения, методы психологической активизации творчества (метод мозгового штурма, метод синектики), игровые формы и методы, метод проектов и др. Эти методы способствуют рефлексивно-деятельностному освоению учащимися содержания образования, способствуют их включению в проектно-исследовательскую деятельность, что обеспечивают не только формирование у них знаний и умений, но и развитие креативного мышления, способностей к самосовершенствованию. Кроме того, использование названных методов предполагают совместную учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, в результате чего у них формируются умения работать в группе и продуктивно общаться.

Личностно-ориентированная ситуация как элемент педагогической технологии

Структурной единицей личностно-ориентированной педагогической технологии является личностно-ориентированная ситуация, которая является ситуацией развития личности учащегося. Она представляет собой некоторый момент взаимодействия субъектов педагогического процесса, который носит преднамеренный характер. Назначение личностно-ориентированной ситуации – включить воспитанника в такую жизнедеятельность (коллизию, проблему), в которой бы востребовалось проявление личностных функций учащегося – избирательности, смыслоопределения, рефлексии и др.

Проектирование личностно-ориентированной ситуации направлено на создание условий, в которых, не выявляя личностной позиции, человек не может адекватно сориентироваться и действовать эффективно. В этой ситуации ученику предоставляется возможность сделать вывод из собственного опыта, преодолеть внутренний кризис, наметить жизненную программу. В личностно-ориентированной ситуации учащийся может столкнуться с необходимостью преодолеть собственные эмоции, овладеть переживаниями, сделать из них собственный вывод. Таким образом личностно-ориентированная ситуация – это образовательное средство, несущее личностно-развивающую функцию. По мнению В.В. Серикова личностно-ориентированная ситуация лишь предоставляет возможность развития личности, однако этого не произойдет без осознанного участия, свободного волеизъявления учащегося. В состав личностно-ориентированной ситуации входят: ориентировачная информация, стимулы саморазвития индивида, предметная сфера и стоящая в ней задача, предметно-коммуникативная деятельность (деловое общение), ценностное содержание деятельности и общения, технология организационно-педагогических действий (целеполагание, стимулирование, ориентирование).

Технология личностно-ориентированного обучения рассматривается как организация предметной деятельности учеников через адекватное варьирование учебных ситуаций.

Особое место в реализации личностно-ориентированной технологии занимает работа с опытом личности. В.В. Сериков предлагает следующие формы для обращения к опыту личности:

а) непосредственное обсуждение с учащимися их личностных проблем, а также гуманитарных проблем изучаемой дисциплины – проблем экологии, жизнеобеспечения, космогенеза и ответственности человека, философии души и тела, мировоззрения и т.д. Такое обсуждение имеет форму «воспитательной ситуации» на уроке, имеющей личностный аспект;

б) опосредованное подведение учащихся к осознанию и осмыслению этих проблем через различные способы создания личностно-ориентированной ситуации. Среди таких способов можно выделить диалог, имитационное моделирование, игру, жизненные парадоксы, мыследеятельность, проектирование педагогических коллизий.

Условия, обеспечивающие создание личностно-ориентированных ситуаций:

§ проектирование для конкретного ребенка ситуации учебной деятельности или внеучебного общения, которая бы побуждала его к избирательности, рефлексии самостоятельных и ответственных решений по проблемам, касающегося его жизненного статуса;

§ определение наиболее эффективных источников личностного опыта для детей с различным личностным потенциалом;

§ нахождение оптимальных способов обращения к личностной сфере ребенка;

§ изучение специфики переживания учащимися их личностных коллизий через включение их в деятельность по вербализации собственных «кризисов», переживанию ролевых конфликтов,

§ применение техники контекстных учебных задач, диалога, имитационных игровых ситуаций;

§ нахождение оптимальных для различных групп учащихся способов самореализации, использование командно-ролевой формы общения как наиболее оптимальной для подростков формы их личностной самореализации;

§ целенаправленное формирование у воспитанников представления о ценности (смысле) учебной деятельности;

§ презентация учителем самого себя в глазах детей, своей способности эффективно поддерживать их личностное развитие.

Для успешной реализации личностно-ориентированных педагогических технологий необходимо, чтобы деятельность педагога соответствовала следующим требованиям, а именно: плюралистическая направленность мировоззрения учителя; использование педагогом активных методов обучения, умение работать в интерактивном режиме; владение учителем межпредметными знаниями и умениями реализовывать межпредметные связи на учебных занятиях; учет и использование индивидуальных особенностей учащихся.

Необходимым условием, при котором происходит эффективная реализация личностно-ориентированного образования в школе, является создание в учебном заведении развивающей социально-образовательной среды.

По мнению ряда ученых (В.В Сериков, В.В. Давыдов, И.С.Якиманская, Д.А.Белухин, Е.В.Бондаревская и др.) личность, как и другое качество человеческой психики, развивается только при включении в ситуации, в которых могут проявиться ее специфические функции – избирательность, рефлексия, смыслоопределение, воля, саморегуляция, социальная ответственность, креативность, автономность. В этой связи значительное внимание следует уделить образовательной среде учебного заведения, которая представляет собой не просто обучающую среду, а специально организованное образовательное пространство для освоения разных видов и форм человеческой деятельности, где ученик овладевает научными знаниями, опытом межличностного общения, эмоционально-ценностного отношения к социуму.

Однако личностно-ориентированное образование предполагает не только создание условий для личностно-ориентированной направленности учебного процесса, но и придания личностно-ориентированного характера взаимоотношениям ученика с социумом. Наиболее эффективное развитие личности возможно только при интеграции всех факторов социализации личности, а именно: макрофакторов (космос, планета, страна, общество, государство); мезафакторов (этнос, тип и место поселения, средства массовой коммуникации, религиозные конфессии); микрофакторов (семья, группа сверстников, различные организации, например школа, общественные объединения). Особое значение в этой связи уделяется комплексному взаимодействию школы и социального окружения. Школа, семья, общественные организации объединяются общими целями обучения и воспитания школьников, что способствует превращению школы в социальный комплекс, в часть целостной воспитательной системы, которая обеспечивает социализацию учащихся.

 


* Синергетика – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря стабильным факторам и хаосу.

* Диверсификация – от латинского слова изменение, разнообразие.

* Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качественных результатов (например, измерить умственное развитие или нравственную воспитанность личности).

* Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

* Антропология – 1) наука о происхождении и эволюции человека; 2) изучение физиологических, биохимических, генетических, социальных, педагогических факторов, влияющих на развитие человека.

* Материал по психологическим особенностям школьников различных возрастных групп заимствован из кн.: Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д, 2000.

* Материал в п. 4.4. взят из кн.: Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д, 2000.

[1] Образовательная парадигма – совокупность научно-теоретических и методологических установок, принятых педагогическим сообществом на определенном этапе развития образовательной науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели) при решении проблем образования.

 

* таблица взята из кн. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения. – Мн., 1994.

* Представленный в п. 9.4. материал разработан на основе кн. Жук А.И., Кашель Н.Н. «Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения». – Мн., 1994. – 96 с.

* Таблица заимствована из кн.: «Управленческие и дидактические аспекты технологизации образования: Учеб.-метод. пособие; под ред. А.И. Жука. – Минск, 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.