КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, структура, составляющие, назначение социально-экономической информации. Способы организации СЭИ в информационных системах
История развития информационных технологий 1 этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме. 2 этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами. 3 этап (40 - 60-е гг.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии — акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 4 этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Акцент смещается в сторону формирования более содержательной информации. 5 этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ (создание систем поддержки принятия решения для разных специалистов). В связи с переходом на микропроцессорную технологию существенным изменениям подвергается бытовая техника, приборы связи и коммуникации, оргтехника. Начинают широко развиваться компьютерные сети (локальные и глобальные). ТЕРМИН ИНФОРМАЦИЯ происходит от латинского слова information — разъяснение, изложение. Во второй половине XX века на фоне бурного развития средств связи и телекоммуникаций, возникновения и внедрения в различные сферы жизни электронно-вычислительной техники появились новые, расширенные трактовки понятия информация. Информацию в вероятностно-статистическом (или энтропийном) подходе стали трактовать как уменьшение степени неопределенности знания о каком-либо объекте, системе, процессе или явлении, или изменение неопределенности состояния самого объекта, системы, явления, процесса (автор амер матем К. Э. Шеннон). Информация имеет свойство относительности. Одна и та же информация для одного получателя имеет глубокий смысл и обладает чрезвычайной ценностью, а для другого — является либо давно уже известной, либо бесполезной. При оценке информации различают такие ее аспекты, как cинтаксический, семантический и прагматический. Синтаксический аспект связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления информации для ее передачи и хранения (Сообщение), часто называют данными. Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Смысловые связи между словами или другими элементами языка отражает тезаурус — словарь. Прагматический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации. Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий ее потребителю, что обусловлено самой сущностью и главным назначением информации — способностью снимать (снижать) неопределенность ситуации, в которой оказался или может оказаться субъект. К важнейшим свойствам информации, имеющим значение для развития постиндустриального общества, специалисты относят следующие: • информация не исчезает в процессе потребления и, следовательно, может быть использована многократно; • информация сравнительно быстро устаревает, т. е. подвержена моральному износу; • ценность информации в высшей степени субъективна, а потому ее ликвидность крайне ограничена; • в процессе потребления информация неделима — ее невозможно ни недоиспользовать, ни сверх меры употребить, для принятия решения необходим вполне определенный ее объем; • информация всегда абстрактна — для того чтобы ею обмениваться, необходимо постоянно заниматься ее кодированием (шифровкой) и декодированием, т. е. совершать переход от образов к определенному коду (письму, чертежу, электрическому сигналу) и обратно; • потребление информации требует определенных навыков и усилий (обусловлено предыдущим свойством): чем сложнее информация, тем большим интеллектом должен обладать ее потребитель; усвоение многих видов информации требует специальных знаний, поэтому ее трудно присвоить; • производство информации всегда должно быть адресным (следствие предыдущего и третьего свойств), иначе оно бессмысленно, как бессмысленно, к примеру, звуковое послание глухому; • стоимость производимой информации не зависит от масштабов ее использования; • содержание информационного продукта всегда важнее, чем его материальный носитель. Следует подчеркнуть, что любая информация (деловая, коммерческая, профессиональная и т. д.) всегда одновременно обладает в той или иной степени ВСЕМИ вышеуказанными свойствами, в то время как продукты материального производства — ЛИШЬ ОТДЕЛЬНЫМИ из них, причем эпизодически. Понятие информации является основополагающим в определении информационного обеспечения любой деятельности. При изучении экономических информационных систем предметом рассмотрения будет экономическая информация. Экономическая информация представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, анализа и т.п. Для экономической информации характерны: большие объемы; многократное повторение цикла (месяц, квартал, год, т.д.); многообразие источников и потребителей; большое количество логических операций при ее обработке. Основными свойствами экономической информации являются: Адекватность — степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание (то есть в данные). Достоверность — соответствие информации объективной реальности. Полнота информации — достаточность для принятия решения. Актуальность — степень соответствия информации текущему моменту времени. Доступность — мера возможности получить ту или иную информацию. Объективность и субъективность. Более объективной считается та информация, в которую методы не вносят свой субъективный элемент. Понятие «Данных» - признаки, или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, a только хранятся. Информацией являются использованные данные. Можно выделить неструктурированную(текст, фото) и структурированнуюанкета, график) форму представления данных. Способы сбора, анализа и обработки структурированных и неструктурированных данных существенно различаются. Наиболее развитыми в настоящее время, с точки зрения задач обработки и анализа информации, являются программные средства обработки структурированных данных, т. к. структуризацию можно считать первичной и наиболее трудно формализируемой и алгоритмизируемой обработкой. Экономическую информацию можно классифицировать по следующим направлениям. По месту возникновения информация делится на входную, выходную, внутреннюю и внешнюю. По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной. По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую. По признаку стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной). По признаку насыщенности информация подразделяется на недостаточную, достаточную, избыточную, полезную и бесполезную. По функциям управления экономическая информация подразделяется на плановую, учетную, нормативно-справочную и аналитическую. По отношению к информационным системам (ИС) информация подразделяется на входную и выходную (рис.1). Учетная информация имеет сложную иерархическую структуру, которая представлена: реквизитами, показателями, документами. Реквизиты — элементарные информационные единицы, которые не поддаются дальнейшему делению. реквизиты — основания характеризуют количественную сторону объекта, реквизиты-признаки характеризуют качественную сторону описываемого процесса или объекта. Над реквизитами-основаниями выполняются арифметические операции, а над реквизитами-признаками — логические. Из них формируются более сложные структуры — составные единицы информации (СЕИ), которые образуют документы. Показатель — составная единица информации, которая включает один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |