КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое положение зависимого населения ДРГ
Вопрос 10. Правовое положение свободного населения ДРГ -знать(князья великие и светлые, дружинники старшие и младшие, княжьи слуг, «лучшие люди») -духовенство (церк. Иерархи, приходское духовенство- белое, монахи- черное) -городское население (купцы, ремесленники) -люди (своб. общинники, изгои)
Все свободное население являлось субъектами права. Духовенство. Церковь имела право на приобретение земли, деревень с населением, могла осуществлять суд по некоторым делам. Привилегии: освобождение от уплаты податей и исполнения повинностей, право на получение «десятины». Имели особый суд и свою администрацию, церковь издавала акты, которые носили форму соборных постановлений и канонических посланий. Личность знатного человека защищалась очень хорошо(большие штрафы за убийство, князь осуществлял суд, князь не наследовал после смерти бояр или дружинников -если нет сыновей, наследуют дочери. Бояре управляли городами, волостями, входили в дружину князя (княжьи мужи)) Городское население (купцы имели особые привилегии – на получение и выдачу в долг денег на торговые операции. При отказе в их возврате представлять свидетелей займа ему не надо, а достаточно самому дать показания под присягой. Банкротство, утрата купцом взятых в долг денег не влечет за собой уголовной ответственности. Купец может восполнить утраченное и в рассрочку выплатить долг. Городское население уплачивало пошлины.) Люди(уплачивали налоги и несли повинность в пользу государства)
1 смерды (крестьяне-общинники); 2 закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу"); 3 рядовичи (лица, служившие феодалам по ряду (договору) 4 изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом); 5 челядь и холопы (придворные рабы) Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом. Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество,землю, которую могли передавать по наследству только сыновьям, вели общественное хозяйство, жили общинами, по обязательствам и договорам, за совершенные преступления нес личную и имущественную ответственность, выступал полноправным участником в судебном процессе. По мнению историков Б.Д. Грекова и М.Б. Свердлова, смерды были свободные и зависимые. Зависимыми смердами были те, которые получили землю у феодала и работали на него, самоуправство относительно смерда со стороны не правителей гос. власти, а рядовых лично свободных смердов карается штрафом, имущество смердов после смерти переходит князю, дочерям выдел, если не замужем. "закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась, но он сохранял элементы прав лично свободного человека. Он не мог без разрешения господина покидать двор, но мог отлучаться в поисках денег для выкупа. За попытку бегства превращался в холопа. Закупы имели защиту от произвола феодала, ответственность нес за него господин, но в некоторых случаях он мог быть сам выдан «головой», в исключительных случаях мог принимать участие в суде. За порчу имущества господина возмещал стоимость, Рядовичи - лица, служившие феодалам по ряду (договору как правило попавшие в зависимость от феодала за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда, вынужденные отрабатывать у господина часть своего времени; близки к закупам...По Русской Правде за убийство рядовича назначалась такая же вира, то есть штраф, как и за убийство смерда или холопа - 5 гривен. "Изгои" бывали свободные и зависимые. Это были: 1 бывшие закупы; 2 выкупившиеся на волю холопы; 3 выходцы из свободных слоев общества. Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен. На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь (вся совокупность работающих в хозяйстве феодала зависимых людей). Они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу. Холопы (по русской правде, устав о холопстве): 1 холоп не мог брать от своего имени деньги или материальные ценности, только с согласия господина, т.е. в феодальном городе холопы могли заниматься торговлей и финансовыми операциями, но только с разрешения господ.(мог участвовать в торговле от имени господина) 2 господин отвечал за своего холопа (платил за его долги и не мог отказаться от холопа, в случае участия холопа в воровстве, господин должен выдать его с головой) 3 Закон запрещал укрывать беглых холопов. 4 Все, чем холоп обладал, являлось собственностью господина. 5 показания холопа в суде, использовались в редких случаях, когда на этом настаивал истец и то не для определения виновности, а для возбуждения уголовного дела) 6 за убийство холопа или рабы вира не уплачивалась, господину платилась урочная цена, в князю 12 гривен. 7 За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп. 8 Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления).
12. Холопы в киевской Руси: источники, особенности статуса. Холопы (челядины) по сути являлись рабами. В Киевской Руси в холопство попадали путем самопродажи (например, для уплаты виры), рождения от рабыни, купли-продажи (например, из-за границы), женитьбы на рабе (рабыни), поступления в ключничество (услужение, например, в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения преступления ("поток и разграбление", "выдача головой"). В холопство переходили несостоятельные закупы. Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако, в Русской правде, был плен (прежде всего, военный). Холоп являлся не субъектом, а объектом права. Все, чем обладал холоп, считалось собственностью его господина. Личность холопа не защищалась законом. За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества. Штрафную ответственность за холопа нес его господин. Холоп не мог выступать в качестве стороны в судебном процессе. Впоследствии источники холопства были ограничены: отменено холопство по городскому ключничеству; в 1550 холопам-родителям было запрещено холопить своих детей, рожденных на свободе; с 1589 ставится под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа; постепенно холопами перестали становиться несостоятельные закупы и преступники; также было запрещено холопить детей боярских, участились случаи отпуска холопов на волю. В XVв. выделилась категория больших (докладных) холопов, т.е. княжеских или боярских слуг, ведавших отдельными отраслями хозяйства – ключников, тиунов, огнищан, конюших, старост, пашенных. Со временем большая часть этих холопов получала свободу. С XVв. особо выделяется кабальное холопство. В отличие от полного холопа, его кабальный коллега не мог отчуждаться как обычное имущество, его дети не становились холопами. Кабальные люди часто сами стремились в полное холопство к господам, закон же ограничивал кабальные отношения уплатой или отработкой долга. Отношения господина и холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство. Развитие кабального холопства привело к вытеснению им полного холопства, а затем к уравниванию статуса холопов с крепостными (к XVIIв.).
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |