КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатизация Государственной Думы
Информатизация Совета Федерации. Состав и структура. Нормативно-правовые акты действующего законодательства федерального уровня Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 28.07.2012) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) Указы Президента от 1993 года Закон о государственной тайне
С 1994 г. ведется трудоемкая работа по созданию информационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федерации. Данная система предназначена для обеспечения индивидуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата. Она призвана:
· повышать эффективность законотворческой деятельности Совета Федерации; · обеспечивать эффективность принятия стратегических решений, совершенствовать взаимодействие руководства Совета Федерации и депутатов с гражданами и органами государственной власти.
Информатизация законопроектной деятельности Совета Федерации включает реализацию комплекса взаимосвязанных процессов отслеживания и процедур прохождения законопроектов в его комитетах, комиссиях. Это позволяет более оперативно планировать законопроектную деятельность, иметь полную и достоверную информацию о прохождении проекта. Задачи ИКС делятся на две части:
Ø общесистемные — централизованное информационное обеспечение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей;
Ø проблемно-ориентированные — информационное обслуживание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, структурных подразделении Аппарата.
Структура ИКС включает следующие компоненты:
· информационно-справочный центр; · информационно-коммуникационный центр; · информационно-аналитический центр; · ситуационный центр; · автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства; · информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях; · электронные офисы руководства и депутатов; · мобильные информационные системы; · систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации; · систему управления, администрирования и информационной безопасности ИКС; · технологическую систему сопровождения и развития ИКС.
Специфика базы данных Совета Федерации (как и Государственной Думы) определяется его главными задачами и функциями. В основе ИКС находится совокупность самых различных баз социальной и правовой информации. Каталог информационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 раздела: а) нормативно-правовая информация; б) экономическая информация; в) общественно-политическая информация; г) справочная информация. Всего свыше 150 баз данных.
Каталог включает: наименование базы данных; содержание всех баз; источник информации; средства доступа к базам данных.
Информационно-аналитическое управление предназначено для эффективной и всесторонней информационной и аналитической поддержки работы Совета Федерации. Основными целями такой поддержки являются:
Ø справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий, обеспечение членов Совета Федерации аналитическими материалами по вопросам ведения Совета;
Ø анализ наиболее важных законов, прогнозирование возможных последствий их принятия, выработка предложений для законодательной деятельности Совета Федерации;
Ø подготовка докладов, справочных, аналитических и рекомендательных материалов по кругу проблем, находящихся в ведении Совета Федерации, подготовка материалов по актуальным проблемам жизни государства, осуществления реформ, прогнозирование развития общества.
Рассмотрим информационную структуру справочных баз:
структура и состав Совета Федерации (список руководителей Совета Федерации; состав комитетов и комиссий Совета Федерации; список членов Совета Федерации с возможностью просмотра по фамилии или региону);
структура Аппарата Совета Федерации:
· регламент Совета Федерации; · материалы к предстоящему заседанию Совета Федерации; · информационный фонд Совета федерации; · постановления Совета Федерации; · стенограммы заседаний Совета Федерации;
информация о мероприятиях, проводимых в Совете Федерации в течение текущей недели и текущего месяца:
· информация о мероприятиях, проводимых в Государственной Думе; · информация комитетов Совета Федерации; · информация структурных подразделений Аппарата Совета Федерации; · пресс-служба Совета Федерации (бюллетени пресс-службы);
данные о субъектах Российской Федерации:
· информация о событиях; · информация о мероприятиях текущего месяца; · информация о выборах.
Основную функцию в обеспечении деятельности Государственной Думы (правовой, организационный, документальный, аналитический, информационный, финансовый, материально-технический аспекты) выполняет Аппарат Государственной Думы. Он не генерирует информацию, но создает и обеспечивает функционирование базовых механизмов всех информационных процессов.
Внутренние функции по упорядочению работы Государственной Думы выполняет Совет Государственной Думы, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты, генерирует информацию лишь постольку, поскольку необходимо координировать работу собственно Думы. Совет планирует деятельность палаты на основании оперативной информации.
В информационных процессах участвуют: субъекты права законодательной инициативы; комитеты Государственной Думы; депутаты Государственной Думы, принимающие участие в обсуждении законопроекта. Кроме того, к обсуждению законопроектов привлекаются эксперты, проводятся общественные обсуждения, "круглые столы" и т.п.
Аппарат Думы состоит из ряда структурных подразделений, каждое из которых выполняет свою функциональную роль.
^ Правовое управление оказывает юридическое содействие депутатам, ведет учет и систематизацию законодательства, осуществляет правовую и лингвистическую экспертизы текстов законопроектов и других официальных документов Государственной Думы.
^ Организационное управление обеспечивает подготовку и проведение пленарных заседаний, парламентских слушаний и других мероприятий с участием депутатов.
^ Аналитическое управление готовит для Государственной Думы материалы по актуальным проблемам общественно-политической жизни и деятельности палаты.
Управление документационного обеспечения регулирует централизованный документооборот в Государственной Думе, оперативно выпускает стенограммы заседаний. Обеспечивает учет, доставку, размножение и отправку парламентских документов.
^ Управление информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы организует бесперебойное функционирование и развитие общей компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую информацию.
В Думе введены в эксплуатацию общая компьютерная сеть палаты, локальные вычислительные сети (ЛВС) структурных подразделений, индивидуальные центры для депутатов и сотрудников аппарата, коммуникационный и информационно-справочные центры.
Автоматизации подлежат следующие этапы законопроектной работы:
подготовка и формирование текста законопроекта и сопутствующих документов; унифицированное оформление законопроектной документации; учет и контроль за условиями и сроками рассмотрения и прохождения законопроектов.
Автоматизированная система организационного управления предназначена для поддержки планирования законопроектной работы, координации деятельности комитетов, фракций и депутатских групп.
Указанные компьютерные системы строятся на базе ЛВС с применением оптоволокна, толстого и тонкого кабелей. Локальные сети создаются и в рамках структурных образований обеспечивающих служб (управлений, отделов, служб).
В аппарате Государственной Думы создана и функционирует электронная база нормативно-правовой информации "Закон". Объем базы — свыше 45 тыс. документов федеральных органов государственной власти и органов субъектов Федерации. Ежегодно их число возрастает на несколько тысяч. Нормативные акты поддерживаются в контрольном состоянии.
Другие мероприятия в рассматриваемой сфере:
1) образование единого "электронного архива" (переиндексированы по определенной системе более 2500 документов федеральных органов);
2) разработка методики составления стандартных документов, используемых в правотворческом процессе.
Вместе с тем практика выдвигает новые формы применения ЭВМ в законопроектной деятельности. К их числу относится компьютерный мониторинг (процедуры слежения) динамики законодательного процесса.
Конституция РФ установила достаточно сложный порядок подготовки и принятия законов. В системе конституционных установлении, регулирующих законодательный процесс, важное место занимают нормы, устанавливающие сроки для тех или иных стадий законодательного процесса (ст. 105, 107, 108).
Законопроектный и законодательный процессы состоят из ряда взаимосвязанных стадий и этапов. ^ Компьютерный мониторинг применяется с целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий.
Роль данного метода возрастает в связи с возобновлением полезной практики планирования правотворчества и приданием всему законотворческому процессу целенаправленного характера. Применение метода компьютерного мониторинга позволяет получить обширную информацию, необходимую для разработки планов правотворчества, "увязать" все данные о движении подготавливаемого законопроекта в единое целое.
Разработке системы мониторинга законодательной деятельности (включая законопроектную) предшествует создание качественной модели, отражающей самые существенные этапы, стадии, части всего процесса. В первом приближении.эта модель может быть представлена в следующем виде.
По каждому проекту нормативного акта лицами, ответственными за его подготовку, на каждой стадий ведется (в двух экземплярах) дело, которое отражает ход разработки законопроекта. По окончании законопроектных работ один экземпляр пересылается непосредственно в законодательный орган, где осуществляется его дальнейшее прохождение. Ведение дела начинается с момента внесения его в план законопроектных работ и завершается вступлением закона в силу.
Дело в законодательном органе (Государственная Дума, Совет Федерации) ведется в одном экземпляре. Для его хранения и использования в процессе правотворческой деятельности применяются средства электронно-вычислительной техники.
Законодательные и иные правотворческие органы вправе истребовать любые необходимые для решения задач материалы и данные. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Парламента, предоставлять необходимые материалы и документы.
В базе системы находятся: исходный вариант законопроекта, все остальные варианты вплоть до окончательного, этапы движения законопроекта во всех государственных органах; сведения о лицах, ответственных за состояние законопроекта, а также о лицах и органах (министерство, комитет), давших на него заключение, поступившие от заинтересованных и должностных лиц предложения. Кроме того, в память ЭВМ введены некоторые иные параметры — контрольные сроки, результаты рассмотрения законопроекта в первом и втором чтениях, реализация Президентом РФ права вето. Учетные карточки документов содержат: заголовки нормативного акта; дополнительные сведения о законопроекте, его вид (федеральный, федеральный конституционный); данные о разработке; инициативы и обоснования; порядок рассмотрения (внеочередной, плановый) и т. д.
Система выполняет следующие операции: ввод информации в базу данных, поиск и отбор информации о динамике законопроекта, ведение справочной информации.*
* Система разработана Управлением информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы выступило с инициативой создания национального электронного архива законодательства России. Национальный архив может быть использован для изучения истории правового регулирования, сравнительных правовых исследований, в кодификации законодательства.
Состав национального архива:
архив законодательства России; архив международного права; архив регионального законодательства; архив муниципального права; архив судебной практики; архив административной практики; вспомогательные и специализированные архивы (их число может быть увеличено); архив криминальной и судебной статистики; архив электоральной статистики; архив правовой библиографии; архив научных исследований (докторские и кандидатские диссертации); архив правовой публицистики; архив сопряженных с правом произведений литературы и искусства, обычаев, традиций, ритуалов, фольклора, мифов и т. д.
В национальный архив предполагается включение правовых документов в том виде, в каком они были приняты.
В базе данных помещаются сведения как об источнике опубликования, так и о месте хранения подлинника правового документа. Когда подлинник документа отличается от официально опубликованного текста или несет на себе важные дополнительные элементы, об этом сообщается в научно-вспомогательном комментарии либо путем подключения фотокопии подлинного текста.
В соответствии со ст. 96 Регламента Государственной Думы электронная система может быть использована для:
а) регистрации депутатов Государственной Думы; б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок; в) подсчета голосов и определения результатов голосования; г) накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседаний; д) формирования и распечатки списков и других документов заселении; е) информационного обеспечения заседаний палаты.
В Комитете по регламенту и организации работы Государственной Думы создана группа, которая осуществляет контроль за использованием электронной системы (в частности, в ходе голосования). Члены группы контроля за голосованием на заседаниях Государственной Думы имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для осуществления указанного контроля. Группа контроля обязана до начала тайного голосования проверить исправность электронной системы.
Соблюдение правил работы электронной системы в режиме тайного голосования оформляется протоколом. Группа контроля рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов о неточностях в результатах поименного голосования, записи на выступления и о других ошибках в работе электронной системы.
Группа контроля за голосованием с использованием электронной системы может привлекать к своей работе экспертов и специалистов.*
Результаты регистрации депутатов, записи их на выступление, результаты голосования и другие данные о ходе заседания Государственной Думы, за исключением данных о ходе закрытого заседания, представляются депутатам в виде цифровых данных, списков, иных материалов и подлежат включению в стенографический отчет заседания.
Законодательная деятельность связана с использованием большого числа различных документов, обработка которых (поиск, просмотр, редактирование, выписка нужных сведений) является монотонной и трудоемкой, требующей значительных затрат времени. Поэтому возникла необходимость создания таких систем, которые используют информационные банки и обеспечивают автоматизацию обработки документов.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |