Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Симметрия-асимметрия




Пятно.

С помощью линий можно передать такие эффекты как переплетение фигур, или поворот их под разным углом. А также выявление линиями разного ритмического строя графической композиции, утяжеление верха, или облегчение низа.

Графика.

Используется как средство передачи на плоскости, той или иной информации, а также чисто художественной разработки формы.

Графические средства включают в себя такие компоненты как: точка, линия, пятно (или тон) и цвет.

Точка выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои малые размеры, имеет существенный вес при построении композиции.

Очень часто именно она является центром ее строя. Она может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами выражения композиции. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, то ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойств точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонически организованную плоскость.

Линия. По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении в длину. Характер линейно-графичесокй формы определяется материалом исполнения. Карандаш – линию свободного начертания, светлую. Перо – тонкую, утолщенную, живую линию. Соус «жирную», бархатную и т.д. Строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения.

При работе с компьютером проблема материала и техники исполнения линий устраняется. Дизайнер просто использует уже готовые линейно-графичесике формы. Табл 1.

В отличии от точки и линии пятно, как правило заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки.

Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает, ровную тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» мягкими затеками.

Композиционная задача здесь заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер. Разновидностью этой задачи может служить графически тоновая разработка плоскости с передачей текстур разных материалов. Она предполагает передачу характера материала.

Решение любой композиционной задачи требует использования своих приемов тоновой графики. Так достижение эффекта четкого сочетания силуэтных графических форм основывается на применении аппликации – черной и белой накладной бумаги.

Выразительное сочетание сложных по характеру графических форм достигается, например, за счет применения вырезок из газет.

5. Понятие форма.

Понятие форма трактуется как:

- очертания, контур предмета.

- определенная организованность вещи, комплекса вещей.

- внешнее или структурное выражение определенного содержания.

6. Виды форм в композиции.

- функциональная или утилитарная, определяемая предназначением предмета или утилитарными потребностями человека.

- конструктивная, требующая знания физических механических, химических и других свойств формы.

- эстетическая, отвечающая высокому художественному вкусу.

7. Геометрический вид формы.

Определяется 1. соотношением величин измерений формы по трем координатам.

2. прямолинейным, криволинейным, ломаным характером поверхности формы.

8.

- объемная форма - характеризуется относительным равенством величин протяженности по трем координатным осям. Куб, шар, где измерения по трем направлениям равны.

- плоскостная форма - характеризуется относительным равенством протяженности по двум координатам при подчиненной третьей координаты. Квадрат, где измерения по двум координатам равны а третье измерение мало.

- линейная форма - характеризуется преобладанием одного какого либо измерения над двумя другими измерениями предельно малыми, по величине по сравнению с первым.

9. динамичность – эмоциональная оценка изменения,нарастания массы внутри границ формы, преобладающего в каком-либо направлении развития формы.

10. статичность – эмоциональная оценка изменения неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития.

11. масса формы – это эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямо пропорциональна количеству материала и его плотности. Определяется размерами формы.

13. Размеры – объективное свойство формы, которое оценивается человеком одновременно по абсолютным и относительным критериям. В основе оценки лежит сравнение: при абсолютной оценке – сравнение размеров формы с общепринятыми единицами измерения, при относительной- с величинами различного назначения. При абсолютной оценке размеров одномерные формы измеряются длинами, двухмерные площадями, трехмерные объемами.

14. Относительная оценка размеров формы возникает в процессе восприятия благодаря ее целостности и соотносительности. При сопоставлении одних форм с другими возможно: сопоставление одних форм с другими, сопоставление форм противоположных видов.

Сопоставление расчлененной формы как целого с его элементами обычно дает обратный эффект корректировки оценки размеров целого – например, тем больше кажется целое, чем крупнее его элемент.

Неотъемлемым относительным критерием оценки размеров в процессе восприятия является также сравнение формы с размерами собственного человеческого тела воспринимающего и с размерами других людей.

15. Любая форма находится в среде. Взаимное расположение формы и среды представляет еще одно свойство композиции – ориентацию. Ориентация формы относительно горизонтальной плоскости может стать мощным средством эмоциональной выразительности, сообщая ей такие качества как устойчивость и неустойчивость. Например, статичные тела куб и шар, будучи наклонно ориентированы относительно горизонтальной плоскости, в силу нашего знания, полученного в результате жизненного опыта, воспринимаются как неустойчивые формы. Несмотря на то что форма статична, благодаря ориентации в среде она может казаться неустойчивой относительно среды. И наоборт, динамичная по своей геометрической характеристике форма может быть так ориентирована в среде, что создает эмоциональное ощущение устойчивости. Пирмида Хеопса- пример такой устойчивости.

Ориентация формы относительно сторон света предопределяет освещенность всех ее поверхностей естественным светом, от которго зависит эмоциональная оценка размеров, светлоты, цвета, фактуры. Так из двух одинаковых тел при различном их освещении большим по размерам воспринимается то, которое освещено более ярко.

16. Светлотой называется свойство структуры поверхности формы отражать часть падающего на нее свет.

Светлота обладает способностью эмоционально воздействовать на зрителя. При эмоциональной оценке размеров форм и расстояний до них теплые окраски их поверхностей иллюзорно приближают и увеличивают эти формы, а холодные уменьшают и отдаляют.

Светлота влияет на восприятие других свойств формы: размеров, массы. Напр. Темные поверхности кажутся меньше, светлые больше;

Темные формы воспринимаются более тяжелыми, светлые – более легкими.

17. Цветом называется свойство структуры поверхности формы избирательно отражать свтеовые лучи определенной длины волны. Характеристика каждого оттенка определяется тремя основными параметрами: длина волны, чистота цвета, яркость.

Цвет обладает эмоциональной выразительностью.

21. Крупная физическая структура поверхности формы, различаемая невооруженным глазом (кристаллы, крупинки песка, каменные крошки), дает возможность воспринимать физико-имичсекие свойства материала. Эти свойства проявляются в фактуре и текстуре.

Текстура выражает только физико-химичсекие свойства материала, а фактура – кроме того и выражает и характер обработки его поверхности.

22. это ее объективное свойство формы, заключающееся в том, что она как целое состоит из элементов.

24. Симметрия – это такой случай равновесия, при котором равнее не только по массе, но и по геометрической характеристике элементы располагаются относительно центра, оси или плоскости симметрии. Это наглядно проявляющееся средство композиции. Под ней понимают повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д. Как средство композиции симметрия используется очень давно. В разные времена она понималась по-разному - от строгих канонов до такой свободной трактовки, когда за симметрией сохранялась лишь роль организующего начала. В природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны и в технике, что обусловливается функциональными и конструктивными факторами. Такое отступление вполне допустимо, так как само по себе не дезорганизует форму. Однако в этом случае асимметричный элемент необходимо органически увязать с остальным объемом, композиционно уравновесить и тогда симметричная в своей основе композиция может стать еще более оригинальной.

Построение композиционного центра предполагает связывание отдельных разрозненных предметов мебели и оборудования и декоративного искусства в единое целое. Их объединение может проводиться по законам симметрии и асимметрии.

Симметрия как принцип группировки элементов на плоскости или в пространстве предполагает наличие одной или нескольких осей, по отношению к которым ведется построение.

Построение, симметричное по отношению к какой -либо одной оси, вертикальной или же горизонтальной, - относительная симметрия.

Когда принимаются две взаимно перпендикулярные оси симметрии и построение имеет четко выявленный точечный центр - это абсолютная симметрия.

В композициях, построенных по законам относительной симметрии, по-разному может выявляться центральная ось.

В композициях, построенных по законам относительной симметрии, по-разному может выявляться центральная ось.

Центральные оси активно выявлены архитектурным решением центральной зоны части камина и зоны кинотеатра.

Ось симметрии камина выведена в пространство комнаты и закреплена банкеткой и симметричным оформлением потолка.

Пример абсолютной симметрии:

в оформлении потолка приняты две взаимно перпендикулярные оси симметрии.

Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы, поэтому применение ее в жилом интерьере создает ощущение некотрой официальности, если применяется в общесемейных зонах. В то же время для ряда функциональных зон применение симметрии оказывается функционально оправданным. Очень часто именно с ее помощью выстраиваются интерьеры детских комнат для двоих детей, спальни родителей. В этих случаях симметричное построение, начатое группой парной мебели, может быть подчеркнуто и усилено симметричным расположением остальных элементов (картинами в изголовье кровати, светильниками. Эффект симметрии усиливается, если на противоположной от окна стене размещено зеркало.

Распространенным приемом в жилом интерьере является уравновешенная симметрия. В этом случае тоже присутствует центральная ось, по обе стороны от которой группируются разновеликие предметы.

Если симметричное построение в какой-то мере строго и парадно, то асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Уже незначительные отклонения, внесенные в симметричную схему, делают элемент интерьера или интерьер в целом более сложным и интересным. Например, когда изменены отметки нескольких горизонтальных полок при сохранении общей симметричной сетки стеллажа либо в композицию добавлен элемент, разбивающий симметрию.

В основе асимметричного построения жилого интерьера чаще всего лежит функциональная потребность, т.е. необходимость обеспечить площади для самых разных рабочих операций. При этом свобода и гибкость асимметричного построения особенно хорошо различима при сопоставлении с включеннными в его состав симметричными группами, если симметричная группа невелика по размеру и играет второстепенную роль. Часто оба приема сочетаются в композициях на равных.


Оформление зоны кинотеатра строго симметричено, а угловой диван, стоящий боком к консоли, отграничивающей прихожую - нарушает эту симметрию.

Здесь пример асимметричной формы (оформление потолка с подсветкой) на фоне строго симметричной декоративной композиции на задней стенке за сантехническим прибором.

В основе совмещения симметричных и асимметричных схем может лежать функциональная идея.

Применение асимметричных схем диктуют мансардные этажи, так как наклонные потолки заставляют вмещать объемную мебель в образовавшееся пространство неправильной формы.

25. Ритм, движение и покой

Ритм - универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости.

Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине - выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.

Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. Допустим, что мячик и книга ведут себя так:

· мячик спокойно лежит на книге.

· медленное движение мячика.

· быстрое движение мячика.

· мячик укатился.

Если немного наклонить книгу, то мячик начинает скатываться. Чем больше наклон книги, тем быстрее скользит по ней мячик, особенно быстрым становится его движение у самого края книги.

Почему же так происходит? Каждый может проделать такой несложный опыт и на его основании убедиться, что скорость движения мячика зависит от величины наклона книги. Если попытаться это изобразить, то в рисунке наклон книги является диагональю по отношению к его краям.

26. Визуальное сравнение количества одного и того же объективного свойства в разных формах может быть выражено в трех эмоциональных оценках-категориях: тождество, нюанс, контраст.

Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм.

Нюанс – незначительное отклонение объективных свойств у двух или нескольких форм при котором сходство их выражено значительно сильнее, чем различие.

Контраст – резкое количественное различие объективного свойства у форм, различие, доведенное до степени противопоставления. (черное-белое).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.