Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития информационных систем. 1 страница




Первые ИС появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать з/пл.

В 70-х - начале 80-х ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

 

11. Цели и задачи АИС.

Главным результатом функционирования Автоматизированной Информационной Системы должны быть выдача и предоставления операторам управления информации, которая им нужна в процессе их деятельности для решения экономических задач.

Цели АИС:

· Обеспечение специалистов информацией для решения экономических задач. Одна из форм результата информационная продукция и услуги, предоставляемые потребителям. Кроме того, результатом работы ИС должно быть требуемое качество информационной продукции.

· Повышение уровня качества информации, выдаваемой специалистам пользователей АИС.

Задача АИС – это совокупность методов, средств и процедур, реализацию которых обеспечивает достижение цели АИС.

Задачи АИС:

1. Универсальные задачи

1.1. Выполнение процесса преобразования информации и выдача ее в удобном для восприятия виде

1.2. Экономия ресурсов при выполнении процесса преобразования информации

1.3. Развитие социального статуса работника, занятого в контуре функционирования АИС

2. Специальные задачи

2.1. Обеспечение производства необходимым объемом продукции

2.2. Обеспечение ритмичности производства продукции

2.3. Проведение мероприятий по обеспечению заданного уровня качества продукции

2.4. Проведение технико-экономического анализа

2.5. Выполнение материально-технического снабжения предприятия

2.6. Обеспечение маркетинговой деятельности предприятия

2.7. Обеспечение организационно-технических мероприятий

В системе управления специальные задачи приоритетны. Успешность функционирования АИС зависит от того, насколько эффективно система будет обеспечивать управленческий персонал информацией. АИС, прежде всего, должна выдавать пользователю адекватную информацию.

 

12. Персонал информационной системы.

· ИС-менеджер – руководитель информационных служащих (введен в 80-х гг. в соответствии с потребностью руководителя информационных служащих).

· Администратор системы – специалист/группа специалистов, отвечающих за эксплуатацию системы, обеспечение ее работоспособности, понимающих потребность пользователей, работающих с ними в тесном контакте, отвечающих за загрузку, защиту, эффективность работы банка данных.

· Прикладные программисты – занимаются разработкой программ для решения задач для реализации запросов к БД.

· Системные программисты – осуществляют поддержку информационной системы и обеспечивают ее работоспособность, занимаются разработкой и сопровождением базового программного обеспечения (СУБД, операционных систем)

· Конечный пользователь – потребитель информации – лицо или коллектив, в интересах которых работает операционная система. Он работает с информационной системой повседневно, связан с ограниченной областью деятельности, как правило, не программист (бухгалтер, маркетолог).

 

13. Влияние информационных систем и технологий на информационное обеспечение управленческой деятельности.

Современная среда функционирования организации и информационное обеспечение управления находится под воздействием революционных изменений и технологий, в том числе и информационных. В настоящее время информационная сфера приобретает системно-образующее значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Информационная составляющая в деятельности людей постепенно выходит на передний план. Построение глобальных информационных сетей, систем открывают не только технические, но экономические возможности для объединения информационных ресурсов цивилизации и объединения доступа массового пользования. Это влечет за собой изменение во всех сферах человеческой деятельности и формирование информационного общества. Сейчас образовался ряд тенденций, который приводит к изменению организации и характеру управления в них, вызывает потребность в изменении информационных систем организаций и построение на их основе новых систем информационного обеспечения в обществе управленческой деятельности.

14. Особенности экономических систем.

Ø Появление и развитие новых бизнес-моделей (способов организаций внутренней и внешней деятельности компаний) – электронная коммерция

Ø Изменение форм конкуренции (раньше конкуренция заключалась в соревновании по цене и качеству). В новых условиях конкуренция по скорости изменения бизнес-моделей. Технология – основная ведущая сила, определяет развитие рынка.

Ø Возрастание необходимой актуальной современной информации для управления по мере увеличения скорости изменения

Ø Создание локальных многофункциональных, проблемно-ориентированных, на основе мощных ПК, сетей

Ø Способность к взаимодействию – с повышением значимости информации продукта возможность провести идеальный обмен этим продуктом между человеком и компьютером или информационными системами, приобретающей значение ведущей технологической проблемы.

Ø Новые витки в глобализации и интернационализации

Ø Сокращение срочности планирования.(Во многих отраслях планирование от 3 до 5 месяцев)

Ø Разделение труда на уровне управленческих функций за пределами организации (Передача функции управления из одной организации нескольким другим. Организации стремятся развиваться в цепочке других организаций).

Ø Протекание аналогичных процессов на технологическом и производственном уровнях. Организации перешли к организациям сетей технологических цепочек. Они объединяются для того, чтобы каждая организация могла осуществлять свою деятельность н6а высоком уровне и передавать подрядчикам те операции, которые могут быть выполнены быстрее и эффективнее.

Ø Размывание границ между отраслями

Ø Рост удельного веса отраслей, относящихся к созданию, использованию и пересдачу информации

Ø Усложнение и интеллектуализация информационных продуктов.

Ø Интеграция всех бизнес-функций в одну модель

Ø Изменение роли информации

Ø Влияние информационных систем на организацию

15. Классификация информационных систем.

1. По функциональному признаку.

В хозяйственной практике экономических объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификаций информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая и кадровая деятельность.

Маркетинговая деятельность включает в себя:

v Анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж

v Организация рекламной кампании по продвижению продукции

v Рациональная организация реального технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической и оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирм-специалистов, а также ведение служебной документации.

Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:

Производственные

Маркетинга

Финансовые и учетные

Кадровые

Прочие типы, выполняющие вспомогательные функции, зависящие от специфики фирмы

В крупных фирмах основная информационная система функционального назначения может состоять из нескольких подсистем для выполнения подфункций.

2. По уровню управления

Организация разделена на уровни:

Стратегически

Управленческий

Уровень знаний

Эксплуатационный

Далее разделена на функциональные области:

Продажа и маркетинг

Производство

Финансы, бухгалтерские ресурсы

Людские ресурсы

Все вышесказанное можно представить в виде следующей схемы:

Из данной схемы видно, что чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемый специалистом и менеджером с помощью ИС. При этом возрастает сложность и интеллектуальные возможности ИС, и ее роль в принятии менеджером решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функционирующих систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения. Основанием пирамиды составляют информационные системы, с помощью которых сотрудники-исполнители занимаются операционной обработкой данных, а менеджеры низшего звена – оперативного управления. Наверху пирамиды, на стратегическом уровне, ИС изменит свою роль и становится стратегической, поддерживающей деятельность менеджера высшего звена по условию плохой структурированности поставленных задач.

Различные организационные уровни обслуживают типы ИС:

Система эксплуатационного уровня

Система уровня знаний

Система уровня управления

Система со стратегическим уклоном.

 

16. Системы диалоговой обработки запросов (TPS)

Системы диалоговой обработки запросов – основные деловые системы, которые обслуживают эксплуатационный уровень организации. Система диалоговой обработки запросов – компьютеризированная система, которая выполняет и рассчитывает рутинные транзакции, необходимые для проведения бизнеса. Примеры – коммерческие расчеты продаж, системы бронирования мест в гостинице, платежная ведомость, хранение отчетов служащих и отгрузка.
На эксплуатационном уровне задачи, ресурсы и цели предопределены и высокоформализованы. Например, решение о предоставлении кредита клиенту принимается управляющим низшего уровня согласно предопределенным критериям. Единственно, что должно быть определено – соответствует ли клиент критериям.

17. Система автоматизации делопроизводства (KWS)

Системы работы знания (KWS) и системы автоматизации делопроизводства (OAS) обслуживают информационные потребности на уровне знаний организации. Системы работы знания помогают работникам знания, в то время как системы автоматизации делопроизводства, прежде всего, помогают обработчикам данных.

Вообще, работники знания – это люди, обладающие учеными степенями, которые часто имеют такие профессии, как инженер, врач, адвокат и ученые. Их работа состоит прежде всего в создании новой информации и знания. Системы работы знания типа научных или инженерных рабочих станций (мест), а также автоматизированных рабочих мест (АРМ) способствуют созданию новых знаний и гарантируют, что новые знания и технический опыт должным образом интегрируются в бизнес.

Обработчики данных обычно имеют меньшее образование и ближе к обработке, чем к созданию информации. Они состоят прежде всего из секретарей, бухгалтеров или менеджеров, чья работа должна главным образом использовать или распространять информацию.

Системы автоматизации делопроизводства – информационные приложения технологии, разработанные, чтобы увеличить производительность труда обработчиков данных в офисе.

18. Управляющие информационные системы (MIS).

Управляющие информационные системы обслуживают управленческий уровень организации, обеспечивая менеджеров докладами, в некоторых случаях с интерактивным доступом к текущей работе организации и историческим отчетам. Обычно они ориентируются почти исключительно на внутренние, не относящиеся к окружающей среде результаты. MIS прежде всего обслуживают функции планирования, управления и принятия решений на управленческом уровне. MIS суммируют результаты и докладывают относительно основных действий компании.

Характеристика управляющих информационных систем:

 

· УИС поддерживают структурированные и слабоструктурированные решения на эксплуатационном и управленческом уровнях. Они также полезны для планирования штата главных менеджеров;

· УИС ориентированы для отчетов и контроля. Они разработаны, чтобы помогать обеспечивать текущий учет действий;

· полагаются на существующие общие данные и потоки данных;

· имеют немного аналитических возможностей;

· помогают в принятии решений, используя прошлые и настоящие данные;

· относительно негибки;

· имеют скорее внутреннюю, чем внешнюю ориентацию;

· информационные требования известны и устойчивы;

· часто требуют длинного анализа и проектирования процесса.

MIS обычно обслуживают менеджеров, заинтересованных в еженедельных, ежемесячных и ежегодных результатах. Эти системы вообще негибки и имеют немного аналитических возможностей. Большинство MIS используют простую установившуюся практику типа резюме и сравнения в противоположность сложным математическим моделям и статистическим методам.

 
 

 


1. Система обработки транзакции

2. Файлы приказов

3. Система обработки приказов

4. Данные продаж

5. Файлы управления

6. Система материальных ресурсов

7. Общая стоимость

8. Данные изменения производства

9. Файлы бухгалтерии

10. Система общего бухучета

11. Данные затрат

12. Управляющие информационные системы

 

19. Системы поддержки принятия решений (DSS).

В 70-е годы ряд компаний начал развивать информационные системы, которые совершенно отличались от традиционных MIS-систем. Эти новые системы были меньшими, интерактивными и были разработаны с целью помочь конечным пользователям использовать данные и модели, чтобы решать слабоструктурированные и неструктурированные проблемы. В 80-е годы эти системы были использованы для групп и целых организаций.

Эти системы названы системами поддержки принятия решений (DSS). Как мы отмечали ранее, системы поддержки принятия решений помогают принятию решений управления, объединяя данные, сложные аналитические модели и удобное для пользователя программное обеспечение в единую мощную систему, которая может поддерживать слабоструктурированное и не структурированное принятие решений. DSS находятся под управлением пользователя от начала до реализации и используются ежедневно.

Основная концепция DSS – дать пользователям инструментальные средства, необходимые для анализа важных блоков данных, используя легкоуправляемые сложные модели гибким способом. DSS разработаны, чтобы предоставить возможности, а не просто, чтобы ответить на информационные потребности.

Имеется существенное различие между структурированными, неструктурированными и частично структурированными решениями. Структурированные проблемы повторяемы и обычны, для них обеспечивают решения известные алгоритмы. Неструктурированные проблемы оригинальны и необычны, для них не имеется никаких алгоритмов для решения: каждый находит свой ответ. Частично структурированные проблемы находятся между структурированными и неструктурированными проблемами. DSS разработаны, чтобы поддерживать слабоструктурированный и неструктурированный прикладной анализ.

Принятие решений включает четыре стадии: распознавание, проект, выбор и реализация. DSS предназначены, чтобы помогать проектировать, оценивать альтернативы и контролировать процесс реализации.

Ошибочно думать, что решения принимаются в больших организациях только отдельными личностями. Фактически большинство решений принимается коллективно. В большой организации принятие решений по существу групповой процесс, и DSS могут быть разработаны, чтобы облегчить принятие решений группой.

Компоненты DSS.

Система поддержки принятия решений имеет три основных компонента: базу данных, модель и систему программного обеспечения DSS. База данных DSS – собрание текущих или исторических данных из ряда приложений или групп, организованных для легкого доступа к областям применения. Система управления базой данных DSS защищает целостность данных при управлении, которое хранит поток данных, а также сохраняет исторические данные. DSS используют организационные данные (из таких систем, как производство и продажа) так, чтобы личности и группы были способны принять решения, основанные на фактических данных. Данные обычно извлекаются из соответствующих баз данных и запасены специально для использования DSS. Модель – собрание математических и аналитических моделей, которые могут быть сделаны легко доступными для пользователя DSS. Модель – абстрактное представление, которое поясняет компоненты или связи явления.

Анализ моделей часто используется, чтобы предсказать продажу. Пользователь этого типа модели мог быть снабжен набором предыдущих данных, чтобы оценить будущие условия и продажу, которые могли бы следовать из этих условий. Изготовитель решения может затем изменить эти будущие условия (например, повышение затрат сырья или появление новых конкурентов на рынке), чтобы определить, как эти новые могли бы влиять на продажу. Компании часто используют это программное обеспечение, чтобы попытаться предсказывать действия конкурентов.

Третий компонент DSS – система программного обеспечения DSS, которая обеспечивает простое взаимодействие между пользователями системы, базой данных DSS и эталонным вариантом. Система программного обеспечения DSS управляет созданием, хранением и восстановлением моделей в образцовой основе и интегрирует их с данными в базе данных DSS. Система программного обеспечения DSS также обеспечивает графический, легкий в использовании, гибкий интерфейс пользователя, которые поддерживает диалог между пользователем и DSS. Пользователи DSS – обычно исполнители или менеджеры. Часто они имеют малый опыт работы с компьютером или вообще не имеют его, поэтому интерфейс должен быть дружественным.

Системы поддержки принятия решений (DSS) также обслуживают уровень управления организацией. DSS помогают менеджерам принимать решения, которые являются слабоструктурированными, уникальными или быстро изменяющимися и которые не могут быть легко указаны заранее. DSS должны быть достаточно гибкими, чтобы использоваться несколько раз в день, соответствуя изменяющимся условиям. DSS в основном используют внутреннюю информацию из TPS и MIS, но часто вводят информацию из внешних источников типа текущих цен на бирже или цен изделия конкурентов.

Ясно, что в соответствии с замыслом DSS имеют большую аналитическую мощность, чем другие системы: они построены с рядом моделей, чтобы анализировать данные. DSS построены так, чтобы пользователи могли работать с ними непосредственно; эти системы явно включают удобное для пользователя программное обеспечение. Системы DSS интерактивны; пользователь может изменять предположения и включать новые данные.

1. БД DSS

2. Базовые модели

3. Финансы, бухгалтерия, производство, персонал

4. ПО DSS:

· Управление БД

· Управление базовыми моделями

· Управление интерфейсом конечного пользователя

5. Пользовательский интерфейс

 

6. пользователь

20. Исполнительные системы (ESS).

Старшие менеджеры используют класс информационных систем, названных исполнительными системами поддержки принятия решений (ESS), которые обслуживают стратегический уровень организации. Они ориентированы на неструктурные решения и проводят системный анализ окружающей среды лучше, чем любые прикладные и специфические системы. ESS разработаны, чтобы включить данные относительно внешних результатов типа новых налоговых законов или конкурентов, но они также выбирают суммарные данные из внутренних MIS и DSS. Они фильтруют, сжимают и выявляют критические данные, сокращая время и усилия, требуемые, чтобы получить информацию, полезную для руководителей. ESS используют наиболее продвинутое графическое программное обеспечение и могут поставлять графики и данные из многих источников немедленно в офис старшего менеджера или в зал заседаний.

В отличие от других типов информационных систем ESS не предназначены для решения определенных проблем. Вместо этого ESS обеспечивают обобщенные вычисления и передачу данных, которые могут применяться к изменяющемуся набору проблем. ESS имеют тенденцию использовать меньшее количество аналитических моделей, чем DSS.

ESS помогают найти ответы на следующие вопросы:

 

  • В каком бизнесе мы должны быть?
  • Что делают конкуренты?
  • Какие новые приобретения защитили бы нас от циклических деловых колебаний?
  • Какие подразделения мы должны продать, чтобы увеличить наличность?

ESS состоит из рабочих станций с меню, интерактивной графикой и возможностями связи, которым могут быть доступны исторические и конкурентоспособные данные из внутренних систем и внешних баз данных. Так как ESS разработаны, чтобы использоваться старшими менеджерами, которые часто имеют немного прямых контактов с машинными информационными системами, ESS имеют легкий в использовании интерфейс.

21. Назначение и состав автоматизированных рабочих мест.

Деятельность различных категорий работников в сфере органи­зационно-экономического управления опирается в современных ус­ловиях на широкое использование автоматизированных рабочих мест (АРМ) как базовых инструментов повышения эффективности их труда.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – сово­купность информационно-программно-технических ресурсов, обес­печивающих пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

АРМ всегда имеет проблемно-профессиональную ориентацию и позволяет пользователю перенести на компьютер выполнение типовых повторяющихся операций, связанных с накоплением, систематизацией, хранением, поиском, обработкой, защитой и передачей данных.

Технологическое обеспечение АРМ включает в себя следующие 8 видов обеспечения:

1. Организационное обеспечение формируется комплексом документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании АРМ в соответствии со своими служебными обязанностями.

2. Техническое обеспечение АРМ предназначено для непосредствен­ного выполнения всех операций в рамках используемых ИТ, гарантируя при этом обработку заданных объемов данных к требуемому моменту времени. Кроме того, техническое обеспечение является основой реализации надежного обмена данными как в локальных, так и в глобальных ИС. Основную часть технического обеспечения АРМ составляют ПК универсального назначения, обладающие значительной вычислительной мощностью. Устойчивой тенденцией развития АРМ в составе корпоративных ИС является постепенный переход от реализации рабочего места в виде «толстого» клиента к простому решению в виде «тонкого» клиента с минимально достаточным объемом функциональных возможностей (терминалы).

3. Информационное обеспечение АРМ ориентировано на поддержку привычных пользователям особенностей структуризации используемых данных, позволяющих осуществлять быстрый поиск, внесение необходимых изменений, подготовку документов и отчетов. Типовым решением является обеспечение доступа пользователей с различных АРМ к информационно-справочной системе, например КонсультантПлюс.

4. Лингвистическое обеспечение объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц, ориентированных в целом на эффек­тную реализацию пользовательского интерфейса.

5. Математическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, обеспечивающих обработку данных с получением требуемых результатов.

6. Программное обеспечение (ПО) формируется совокупностью про­грамм, позволяющих организовать решение задач на компьютере. Во взаимодействии с техническими средствами оно непосредствен­но обеспечивает решение задач того или иного класса, при этом используется как системное, так и специальное (прикладное) ПО. Основу системного ПО для АРМ различного назначения составля­ют обычно ОС семейства (клона). В большинстве случаев конкретная специализация АРМ задается функционально ориенти­рованными пакетами прикладных программ. Перепрофилирование АРМ для другой предметной области осуществляется, как правило, изменением состава прикладного ПО. Традиционно использование в качестве прикладного ПО широкого назначения интегрированного пакета программ, обычно, в составе редактора, электронных таблиц, СУБД, системы подготовки презентаций, почтовой программы.

7. Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационных систем и АРМ.

8. Эргономическое обеспечение формируется совокупностью методов, средств, предназначенных для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной и безошибочной деятельности пользователей (например, соответствие стандарту.

В целом АРМ, реализуя широкие возможности современных ИТ, позволяют резко повысить эффективность деятельности различных категорий пользователей посредством расширения объема используемых данных, увеличения скорости их обработки, повышения качества подготавливаемых управленческих решений, оперативности обмена данными и результатами их обработки.

22. Примеры информационных систем в экономике (от локальных до корпоративных).

Региональная вычислительная сеть связывает абонентов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Она может включать абонентов внутри большого города, экономического региона, отдельной страны. Обычно расстояние между абонентами региональной вычислительной сети составляет десятки - сотни километров.

Локальная вычислительная сеть объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. В настоящее время не существует четких ограничений на территориальный разброс абонентов локальной вычислительной сети. Обычно такая сеть привязана к конкретному месту. К классу локальных вычислительных сетей относятся сети отдельных предприятий, фирм, банков, офисов и т. д. Протяженность такой сети можно ограничить пределами 2-2,5 км.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.