Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индекс человеческого развития




Показатель человеческого развития, который объединяет три показателя - ВВП (валовой внутренний продукт), грамотность и продолжительность жизни.

Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и начал использовался с 1993 г. ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

Кроме общего рассчитывается индекс человеческого развития для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, а так же географических регионов.

При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей:

Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении - оценивает долголетие.

Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);

Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения.

Индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении этих трех важнейших аспектов человеческого благополучия.

Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:

1. Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;

2. Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;

3. Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.

Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.

1.Индекс ожидаемой продолжительности жизни - фиксированные значения (определенные Программой развития ООН):

максимальное - 85 лет
минимальное - 25 лет

2. Индекс грамотности (15 лет и старше)

максимальное - 100%
минимальное - 0%

3. Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6-24 года), охват % образованием:

максимальное - 100%
минимальное - 0%

4.Совокупный индекс достигнутого уровня образования:

5.Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. США):

максимальное - 40000 долл. по ППС
минимальное - 100 долл. по ППС

6.Индекс развития человеческого потенциала

Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0.

Индекс развития человеческого потенциала равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам (это фиксированный верхний порог для всех стран), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долларам США (это также фиксированный верхний предел для всех стран), в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении (это также изначально неизменный индикатор для всех стран). Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

Индекс развития человеческого потенциала равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам (это установленный фиксированный нижний уровень), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США (это также фиксированный нижний предел для всех стран), в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Для глобальных отчетов статистика собирается из трех основных источников - отдела народонаселения ООН, статистического института ЮНЕСКО и Всемирного банка. Самая первичная информация берется из национальных источников статистики.

Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.

Альтернативным индексом является Индекс бедности - служит для оценки качества жизни населения в какой-либо стране. Он рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения.

Ежегодно Программа развития ООН издает "Доклад о развитии человека", освещающий этот вопрос в мировом масштабе. В России с 1995 г. издается "Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации".

Индекс человеческого развития меньше 0,5 принято считать "низким развитием", больше 0,8 принято считать "высоким развитием".

Недостатком показателя индекса человеческого развития является невозможность судить по его величине об относительной важности составляющих его элементов, о том, например, по какой именно причине та или иная страна изменила свое положение в общем списке - по причине изменения уровня душевого дохода или, например, уровня грамотности населения.

Место, занимаемое той или иной страной мира, по данному показателю может существенно отличается от ее места в списке стран, распределенных по величине ВВП на душу населения. Это свидетельствует о том, что в разных странах результаты экономического роста преобразуются в рост благосостояния их населения с неодинаковым успехом.

 

Вопрос 6. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени. Классификация затрат рабочего времени.

Цели и объекты исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени. Для научно-организационного труда и установления технически обоснованных норм в производстве необходимо изучить содержание работы и затраты времени на её выполнение рабочим и оборудованием. Это изучение позволяет:

  • выявлять и устранять потери рабочего времени вследствие более полного использования резервов техники, технологии, организации труда и производства;
  • достигать оптимальной взаимосвязи между человеком и машиной на рабочем месте;
  • обобщать и конкретизировать основные направления совершенствования организации труда и производства, а также мобилизовать инициативы трудящихся на повышение эффективности производства.

Объектами исследования затрат рабочего времени могут быть все виды затрат и потерь рабочего времени с выделением элементов операций и оперативного времени; подготовительно-заключительное время*; время работы по обслуживанию рабочих мест; отдельные виды потерь рабочего времени; время на выполнение отдельных элементов операций.

Методы исследования трудового процесса разделяют на две группы: однофакторные, при которых изучается и фиксируется один показатель (например, время), и многофакторные (комплексные), при которых изучается и фиксируется не один, а целый ряд производственных показателей, непосредственно связанных с изученным процессом. Например, при изучении трудового процесса бригады фиксируется качество продукции, занятость каждого члена бригады, степень использования оборудования. Такое комплексное изучение затрат рабочего времени является одним из основных средств выявления и использования резервов роста производительности труда за счет дальнейшего уплотнения рабочего дня, лучшего использования техники, совершенствования технологии, организации труда и производства.

В зависимости от целей и техники проведения наблюдения различают следующие основные методы: фотография рабочего времени*, метод моментных наблюдений, хронометраж*.

Классификация методов изучения затрат рабочего времени наблюдением представлена на рис. 8.2.

Классификация затрат рабочего времени. Назначение классификации затрат рабочего времени состоит в такой их группировке, которая позволяет объективно анализировать целесообразность использования рабочего времени по отношению к исполнению, оборудованию и производственному процессу.

По отношению к исполнителю все затраты рабочего времени могут быть сгруппированы так, чтобы выявить не только загруженность, но и характер занятости исполнителя в течение рабочего дня. По этой классификации рабочее время разделяется на время работы и время перерывов.

Время работы складывается из времени, идущего на выполнение производственного задания, а также на выполнение работ, не обусловленных заданием (излишнее время). Время работы, связанное с выполнением производственного задания, делится на подготовительно-заключительное* оперативное (основное*плюс вспомогательное*) и время обслуживания рабочего места* (техническое* и организационное*). Перерывы в работе могут быть двух видов: регламентированные (необходимые) и нерегламентированные (лишние).

К подготовительно-заключительному времени относится время, необходимое для ознакомления с предстоящей работой, подготовки к ней и завершение ее. Это время затрачивается однажды на всю партию обрабатываемых деталей или один раз на весь рабочий день. Доля затрат этого времени зависит от типа производства и характера выполняемой работы. Наибольшей величины оно достигает в условиях единичного производства, где частая сменяемость работ (деталеопераций) на рабочих местах. В массовом производстве подготовительно-заключительное время составляет малую величину.

Основное (технологическое) время представляет собой то время, в течение которого непосредственно осуществляется технологический процесс.

Вспомогательное время затрачивается на действия, связанные с подготовкой к основной (технологической) работе. Например: время установки и съема изделия, подвод и отвод инструмента, пуск и останов механизма, выборочные промеры изделия, проверка технологических режимов и др.

Время обслуживания рабочего места - это время, которое должно затрачиваться рабочим на уход за рабочим местом (механизмом, инструментом, приспособлением) на протяжении данной конкретной работы и рабочей смены.

Рис. 8.2. Классификация методов изучения затрат рабочего времени наблюдением.

Время технического обслуживания рабочего места * затрачивается на смену инструмента, на регулировку и подналадку механизма в процессе работы, на правку инструмента и тому подобные действия рабочего, связанные с уходом за рабочим местом на протяжении определенной заданной работы.

Время организационного обслуживания * рабочего места охватывает затраты времени рабочего по уходу за рабочим местом на протяжении рабочей смены (раскладка и уборка инструмента в начале и конце смены, смазка и чистка механизма, уборка рабочего места).

Время регламентированных перерывов складывается из времени на отдых и личные надобности, а также перерывов, обусловленных организационно-технологическими особенностями процесса.

Не регламентируемые перерывы в работе имеют место в основном из-за организационных или производственно-технических неполадок, вследствие нарушения трудовой дисциплины.

Классификация затрат рабочего времени рабочих представлена на рис. 8.3., руководителей и специалистов на рис. 8.4.

Рис. 8.3. Классификация затрат рабочего времени рабочих.

 

 

Вопрос 7. Потребительская корзина как социально-экономическая категория, ее структура и назначение.

Потребительская корзина — набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека.

 

В состав потребительской корзины включается следующий минимальный сбалансированный набор товаров и услуг:

продукты питания;

одежда, белье, обувь;

предметы хозяйственного обихода и культурно-бытового назначения;

предметы санитарии и гигиены, лекарства;

жилищно-коммунальные услуги;

транспортные услуги, связь;

бытовые услуги;

услуги детских дошкольных учреждений.

При формировании продовольственной корзины используются научно обоснованные нормы физиологических (основных) потребностей социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания.

При формировании набора непродовольственных товаров в составе потребительской корзины предусматривается удовлетворение минимальных (основных) потребностей социально-демографических групп населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта.

При формировании набора услуг в составе потребительской корзины предусматривается удовлетворение минимальных потребностей населения в жилищно-коммунальных и бытовых услугах, средствах передвижения и связи.

 

Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 по договорённости между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие «потребительская корзина», куда вошло 407 наименований товаров и услуг.

прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.