КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мифы об Атрее и Агамемноне
Единая система классической греческой мифологии (космогония, теогония, мифы о героях). Античная мифология - отражение человеческой жизни, ее потребностей и стремлений. Периоды мифологии: древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движимым непонятными силами, земля - основа мифологии, хтонизм), олимпийская основа, связанная с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму.(ранняя классика и поздний героизм), затем наивная и нетронутая мифология гибнет(поздняя классика и декаданс). Классическая мифология. Космогония - они повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, о происхождении мира. превращение хаоса в космос – красоту. Изначально был мёртвый Хаос. Но над Хаосом властвовал Эрос (любовь). От этого слияния родилась Гея (земля). от их слияния рождаются и остальные боги - Титаны. Это второе поколение. Они были антропоморфны. Среди них был Кронос. Женясь на Рее, он производит потомство, которое после поедает, лишь Зевса мать скрыла, подложив Кроносу камень вместо сына. Зевс же устраивает заговор против своего отца Кронос, свергнув его в царство Аида. Братья и сёстры Зевса – четвёртое поколение. Теогония. Мифы о богах олимпийских. их происхождение. Старшее поколение богов (титаны, боги - дети Кроноса) Зевс (римское имя - Юпитер)отец богов и людей.В руках у Зевса молния, скипетр или держава Посейдон - брат Зевса(римское имя - Нептун)владеет морем В руках у Посейдона всегда изображается трезубец. Аид (Гадес) - брат Зевса(римское имя - Плутон)властелин подземного царства самый богатый бог. Детей Кроноса и Реи часто называют Кронионами Гера - жена (сестра) Зевса(римское имя - Юнона)богиня неба, правды, справедливости. иногда изображалась в виде коровы От имени богини Геры произошло русское "герань". Деметра - сестра Зевса(римское Церера) У Деметры была любимая дочь Персефона (Кора), которая полгода проводит полгода в царстве Аида, съев гранатовое зернышко. Жена Аида, похищенная богом. Деметра вечно скорбит по своей дочери, всегда изображается в черном – объяснение времен года. Богиня растительного мира (злаков). С Деметрой связано возникновение элливинских мистерий. Гестия (римское имя - Веста)покровительница дома и очага Младшее поколение богов Дети Зевса и Геры. Особенность мифологического сознания - если Зевс - отец богов и людей, значит, он должен быть очень любвеобилен, у него должно быть много женщин.Зевс являлся к своим возлюбленным в разных образах. К Гере - в образе мокрой курицы. Арес (римское имя - Марс) бог войны, причем несправедливой. кровожаден, очень смел, идеал храброго воина Гефест (римское имя Вулкан)родился хромым, покрытым черной шерстью, и мать Гера сбросила его с Олимпа. Он стал жить на земле и много трудиться, чтобы завоевать любовь богов. Он сделал для матери прекрасный трон, и, как только она туда села, сработал спрятанный механизм, и Гера не смогла пошевелиться. Так он отомстил матери. Единственный ремесленник, труженник среди богов. Искуснейший кузнец.Гефест - виночерпий на пирах, само добродушие и простота. Афродита - жена Гефеста.Дочь Урана. Когда Кронос оскопил Урана, его семя упало в волны Океана, и родилась прекрасная Афродита, богиня любви и красоты. Вечно юна. У Афродиты двое детей: Эрот (Купидон, Амур) - маленький мальчик, умеющий пускать стрелы любви и ненависти. Гименей - бог новобрачных. Дети нимфы Лотоны и Зевса Зевс влюбился в нимфу Лотону. Гера разозлилась и наслала на Лотону страшного дракона Пифона, которого убили, родившись, дети Лотоны - лучники Аполлон и Артемида. Артемида (римское имя - Диана)богиня-девственница. Охотница с ней всегда изображают лань, покровительствует дикой природе Аполлон (Феб)бог светалучезарный стреловержец(его стрелы - солнечные лучи)изображается с кифарой, в лавровом венце, в окружении муз Музы: Калиопа - муза эпической поэзии, Клио - муза истории, Эвтерпа - муза любовной лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талья - муза комедии, Терпсихора - муза танца, Полигимния - муза священных гимнов, Урания - муза астрономии Дети Метис и Зевса Зевс полюбил титаниду Метис - богиню разума. Метис ждала ребенка от Зевса, но вдруг он решил, что она родит мальчика, и сын свергнет его с престола, как это сделал он сам с отцом Кроносом. Зевс проглотил Метис, но поскольку его ребенок - бог, то он бессмертен, и однажды Зевс почувствовал страшную головную боль. Он позвал Гефеста, Гефест расколол ему голову, и появилась богиня Афина-Паллада. Афина-Паллада (римское имя - Минерва)хранительница городов. Воительница богиня справедливой и честной войны богиня мудростиизображалась с совой и змеей. Узнав о том, что Зевс "родил" Афину-Палладу без всякого участия женщины, Гера страшно разозлилась, сошла с Олимпа, стала бить кулаками о землю-Гею и просить ее помочь ей родить ребенка без мужчины. Гея помогла, и Гера родила страшное чудовище Тифона, от которого впоследствии произошли химеры, сфинксы и т.д. Нимфа Майя родила Зевсу сына Гермеса Гермес плут, покровитель стад, воришка, покровитель воров, торговцев и путешественников, очень любопытный (~бог журналистики) юноша-атлет, покровитель юношей, гимнастики. На дороге ставили столбы - гермы, им молились торговцы и воры (грабившие этих торговцев). Отсюда пошли верстовые столбы. Изображался в крылатых сандалиях, с жезлом. Однажды Зевс влюбился в царевну Симелу. Гера захотела уничтожить Симелу и нашептала (внушила) ей на ушко острое желание увидеть Зевса в его истинном обличье (ведь смертным нельзя видеть истинное лицо богов). Зевс сопротивлялся, но в конце концов согласился и предстал перед Симелой грозным громовержцем с молниями в руках. От молний загорелся дворец, Симела погибла, но ребенок, которого она носила в себе, был бессмертен. Зевс нашел его, спрятанного в плюще. Он родился недоношенным, и Зевс зашил его себе в бедро и доносил там. Дионис (пришел из древней фракийской мифологии) (римское имя - Вакх, Бахус) бог-страдалец По другой легенде - родился из виноградной косточки. С ним связано очень много противоречий, поскольку его придумали не греки. бог виноградарства, виноделия С ним связано зарождение греческих театров. Греческая религия - антропоморфная религия. Мифы о героях Герои - дети богов и смертных женщин. Функции героев - защищать смертных перед богами. Они стремятся облегчить и украсить жизнь смертных. Миф о титане Прометее. Прометей прорицатель, он знает, что его муки будут длиться тысячелетиями, но он идет на муки ради спасения человечества. Принес людям огонь, впервые выступив против богов. (Чем древнее сказка или миф, тем чаще и доблестнее люди побеждают природу.) Цикл мифов о Геракле. Геракл после смерти становится богом. Жизненный путь Геракла - вечное страдание. Он странник, скиталец, страдалец.Он никогда не пользуется поддержкой богов.Сын Зевса и Алкмены, которого Гера сразу же после рождения хотела убить.Постоянно преследуется богами.Служил Эврисфею. Геракл умирает от ревности жены Диониры, которая дала ему одежду пропитанную ядовитой кровью кентавра Несса.Геракл - не только блестящий победитель, но еще и неутомимый труженикОн проходит через все - сквозь подземное царство до райских высот. 12 подвигов (1.Битва с Немейским львом. 2.Битва с Лернейской гидрой. 3.Геракл у кентавров 4.Как Геракл ловил Керинейскую лань. 5. Геракл изгоняет стимфальских птиц. 6. Как Геракл в один день очистил стойла царя Авгия. 7.Критский бык и 8. Конь Диомеда. 9.Геракл в царстве амазонок. 10. Быки Гериона и хитрый великан Какос. 11. Путешествие Геракла за золотыми яблоками Гесперид. 12. Пленение трёхглавого пса Кербера.) Самые древние мифы. Мифы о Персее. У царя Акрисия была дочь Даная. Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына Данаи, и он запер ее в каменных покоях под землей, чтобы никто не видел ее. Но бог Зевс полюбил Данаю и проник в ее покои в виде золотого дождя. От их союза родился прелестный мальчик, которого назвали Персеем. Акрисий разозлился и заключил Данаю и Персея в ящик и выбросил в море. Но они спаслись, и Персей стал героем, совершил много подвигов (Медуза Горгона, спасение Андромеды). Мифы о Тезее. Настоящим отцом Тезея был Посейдон.Нить Ариадны, минотавр.История и сказка в мифах переплетаются в тесное единство. Мифы о Трое. Сказка о яблоке раздора.Елена - богиня растительного мира (связь с Персефоной) Одиссей. Завоевание окружающих земель, освоение мира.Нравственно-этические мифы. Колонизация греками новых земель. Герой-странник. Аргонавты. Тоже колонизация. Золотое руно. Мифы об Эдипе и его потомстве (экзистенциальные мифы) 7. Черты фетишизма, хтонизма и магии в классической греческой мифологии. ХТОНИЗМ – процесс жизни беспорядочно в нагромождённом виде. всё окружающее одушевлённое,но движимое непонятными силами. хаос. мир и природа – живое одушевленное тело. человек видит только землю и небо - основа мифологии эпохи матриархата. земля – источник всего живого, богов, демонов, людей. ФЕТИШИЗМ - поклонение предметам, защита. недостаток власти. божество. боги и герои в виде необработанных, грубых деревянных и каменных предметов. Богиня Латона на Делосе – полено, Геракл в гиетте – камень, Диоскуры в Спарте – 2 бревна с поперечными брусьями. Виноградная лоза и плющ – фетиш Диониса,. Афина – змея. Зевс – бык. В церкви Гера в форме колонны, а не бога. У Гомера – копьё ахилла, осталось от отца. Копьё, металл с копья может вылечить любую рану. копье Ахиллеса, исцелившее героя Телефа. Органы человека как сама душа в виде материального предмета. Диафрагма у Гомера. Вместе с кровью душа покидает тело. Например, голова растерзанного вакханками Орфея плывёт к Лесбосу, пророчествует и творит чудеса. Глаза Афины Паллады поражают своим диким и магнетическим выражением. Глаза Медузы, одной из горгон, превращают в камень всё, на что она устремляет свой взор. Из зубов дракона появляются спарты — родоначальники фиванских царей. когда начинают отделять само демоническое существо от предмета – переход к анимизму (душа) ПЕРВОБЫТНАЯ МАГИЯ - люди хотели управлять природой, но они не могли придумали способы, чтобы ощущать в себе сверхъествественные силы, наскальной живописью запечатляли предметы, это придавало им силы. весенние обряды, плохо переживали зиму, весна – земледелие Дионис – вечно перерождался. Бог оплодотворяющий. Большинство празднеств посвящались Персефоне и Дионису. Ещё перед тем, как хоронить бога, они должны помолиться ему. Если дерево прорастало, то бог воскресал. Классические период мифологии вырастает на основе патриархальной общины. Именно поэтому классическую мифологию часто называют мифологией патриархата. Но так же, как проихошла консолидация родового коллектива, возглавляемого вождем, так же произошло объединение греческих богов под властью одного владыки, Зевса, средоточие власти которого находится на горе Олимп в Фессалии. Именно поэтому классический период мифологии именуется Олимпийским и Фессалийским, в противовес доолимпийской архаике с ее развитой по всей природе магически-демонической силой. Классическая мифология не хтонична, это не мифология земли. Она борется с порождениями земли, утверждая себя на Олимпе, горе, чьи вершины сходятся с небом, так что еще не известно - гора ли Олимп или это само высокое и прекрасное небо. Если древнейшая мифология была мифологией фетишистской или фетишистски-анимистической, то мифологическая классика чисто анимистическая, когда божество мыслится бессмертным и вечно существующим. Классическая мифология в противовес архаике с ее зооморфными, фитоморфными (растения-чудовища) и миксантропическими (люди+всякая другая дрянь, какие-то чудовища. "антропос" - человек по-гречески) формами. Олимпийские боги - антропоморфны. Но одного антропоморфизма для них мало. В классической мифологии антропоморфизм основан на принципах гармонии, меры и всеобщей упорядоченности, являющейся предпосылкой прекрасного тела и прекрасного духа, свойственного героическому человеку. Отсюда - олимпийская мифология именуется не только антропоморфной, но и героической. Именно поэтому боги и герои олимпийской мифологии борются с тератоморфным и стихийным миром, побеждая чудовищ и устанавливая новые, прекрасные закономерности жизни. Классическая мифология во всех отношениях является антиподом архаики. Но это еще не значит, что древность ушла в небытие со всеми своими страхами, ужасами и своей таинственной связью с матерью-Землей. Архаика подспудно таится в глубинах нового мира, на его окраинах, в глухих уголках и дальних странах. В героической мифологии множество этих древних рудиментов, эти демонические силы непобедимы и велика их изворотливость, их жажда жизни, их магическая злая власть над человеком. Прекрасные и величественные боги Олимпа, прекрасные и мощные герои, дети и потомки богов, сами, зачастую, против своей воли, скрывают в себе нечто страшное, грубое, несправедливое, злое. Но эти тайники героической души зависят от ее кровной связи с темной архаикой, которую герой преодолевает всю жизнь и даже искупает своими страданиями и смертью. Олимпийская мифология является, таким образом, сложнейшим комплексом, в котором приходится выделять более древние пласты, уходящие в хтоническое прошлое рудименты. Они не характерны для принципов нового отношения к жизни и переживаются как некое наследие, закономерно оставшееся от глубокой архаики в исторически сложившихся мифах, а совсем не как случайное уродство или причудливость образа. Однако основное героическое ядро мифа включает в себя не только рудименты прошлого, но и то, что еще только намечается, что разовьется позже, на склоне мифологической истории, то есть включает в себя также и так называемые ферменты, свое будущее.
8. Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпоса. Лосев: у Гомера нет мифологии. вера в богов не отрицается, но существует в другой форме. Гера, Кирко, Калипсо – женщины в роскошных нарядах, боги такие же персонажи, как и самые обыкновенные люди. 1. миф – единство в картине мира 2. боги гомера очеловечены (страсти, человеческий облик) 3.имеют отрицательные черты. мелочны, капризны, жадны, несправедливы. между собой грубы. зевс на олимпе нередко угрожает побоями гере. (в одиссее - наоборот боги как блюстители порядка.) 4. действие иллиады параллельно на олимпе и земле. боги разделены на 2 лагеря. Мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду, нанесенную ее сыну. Исполняя это обещание, Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам. 5.постоянно вмешиваются в жизнь героев. Когда Менелай уже почти оказывается победителем, но покровительствующая Парису Афродита похищает его с поля боя, Афина наущает союзника троянцев Пандара пустить стрелу в Менелая. В пятой книге Диомед ранит Ареса и Афродиту, следовательно, иногда люди и боги показаны сражающимися как равные
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |