Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности древнегреческой элегии VII - VI вв. до н. э. на примерах Тиртея и Мимнерма




Тиртей (Τιρταϊος) - элегический певец военной доблести спартанцев. По распространенному в древности преданию, спартанцы, угнетаемые поражениями во Второй Мессенской войне, обратились по внушению оракула к Афинам с просьбою дать им полководца; афиняне в насмешку послали им хромого школьного учителя Т., но он сумел воспламенить сердца спартанцев своими песнями, вдохнул в них несокрушимую отвагу и тем доставил им торжество над врагами. Стихотворения Т., по свидетельству древних грамматиков, были изданы в 5 книгах. "Благоустройство" (ευνομία), наиболее прославленная элегия Т. - поэма на ионийском наречии, состоявшая из длинного ряда элегических двустиший. От нее уцелели небольшие отрывки, восполняемые сведениями о ее содержании у Аристотеля (Политика, V, 6, 2) и Павсания (IV, 18, 1). Поэма прославляла законность и благоустройство, установленное издревле самими богами и потрясенное мессенскими войнами и раздорами внутри спартанской общины. Распределение власти между царями, старейшинами и народом исходит от Аполлона и было возвещено дельфийским оракулом (фрагм. 4). Заключением поэмы служило воззвание к патриотизму и мужеству всего спартанского народа во имя благ, неразлучных с царством закона и порядка. "Корыстолюбие, ничто иное погубит Спарту", - гласит один из стихов поэмы. По содержанию к "Благоустройству" Т. близка политическая элегия Солона. Другие элегии Т. известны под именем "Увещаний" (υποθηκαί), как назывались и некоторые из Солоновских стихотворений. Благодаря оратору Ликургу и Стобею до нас дошли три значительных отрывка элегий в 30-40 стихов каждый. Они близки друг к другу не только по общему воинственному тону, но и по отдельным чертам, какими рисуются храбрый воин и трус на поле брани, участь того и другого при жизни и по смерти, участь детей обоих и всего их потомства; советы, предостережения и обещания перемежаются с ярко очерченными образами сражающихся, или павших в бою, или бежавших с поля сражения, или благополучно возвратившихся домой после победы. Основной мотив двух "увещаний" - противопоставление героя и труса, превознесение одного и беспощадное осуждение другого. В элегиях Т. слышится звон оружия, смятение битвы, но вместе с тем и уверенность в победе, если воины последуют внушению поэта. В историческое время не одни спартанцы, но и афиняне находили эти стихотворения пригодными для воспитания в юношах военной доблести и неустрашимости перед врагом. В издании Берка это фрагменты 10, 11 и 12-й.

Ни в одном из стихотворений поэт не зовет воинов нападать на чужое достояние, расхищать его, обогащаться грабежом, не сулит владычества над побежденным народом. Защищать родную землю, родных детей и старцев - вот обязанность гражданина в военное время. Благодаря этому "увещания" Т. получают общее значение гражданских песен на случай войны, а не исключительно спартанских; древний грек считал позором дорожить жизнью больше, нежели честью и славным именем. В двух первых отрывках поэт рисует жалкий удел трусов и беглецов и наряду с этим красоту юных воинов:

Ногу с ногою поставив и щит о щит опирая

Грозный султан - об султан, шлем - об товарища шлем

Плотно сомкнувшись грудь с грудью, пусть борется каждый с врагами

Стиснув рукою копье или меча рукоять.

Тиртей писал "воинственные элегии" и "эмбатерии" - маршевые песни, исполненные высокого гражданского чувства.

[ВОИНСТВЕННАЯ ЭЛЕГИЯ]

Славное дело - в передних рядах со врагами сражаясь,

Храброму мужу в бою смерть за отчизну принять!

Доля ж постыднее всех - в нищете побираться по свету,

Город покинув родной, тучные бросив поля,

Да побираться с отцом престарелым и матерью милой,

Взяв малолетних детей, взяв и супругу с собой.

Взором неласковым встретит скитальца такого хозяин,

Если, покорный нужде, вступит под кров он его.

Род позорит он свой, позорит цветущую юность:

Вслед неотступно за ним срам и бесчестье идут.

Если ж воистину нет снисхожденья бежавшему мужу,

Нет состраданья, нет чести ему и любви, -

Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,

Грудью удары встречать, в сече души не щадя...

Перевод Ф.Ф, Зелинского

 

МИМНЕРМ (расцвет между 650 и 600 до н.э.), греческий поэт и музыкант, возможно, уроженец города Колофон в Малой Азии. Сохранились немногочисленные фрагменты стихов Мимнерма, всего ок. 90 строк. Главная его заслуга – введение новых тем в жанр элегического стихотворения. Мимнерм использовал элегию для того, чтобы передавать радости и разочарования любви, излагать свои меланхолические взгляды по поводу краткости юности и горестей старости. Воинственный тон звучит лишь в связи с сожалениями об ушедшей в прошлое доблести былых поколений. Упоминается принадлежащий Мимнерму сборник «Нанно», посвященный, согласно традиции, флейтистке, возлюбленной поэта. Впрочем, эта книга могла явиться результатом обработки александрийцами, а фрагменты показывают, что там содержалось немало повествовательного материала, как мифологического, так и исторического. Уважение, которым пользовался Мимнерм у эллинистических и римских поэтов, связано с изысканностью и музыкальностью его стиха. Мимнерм является первым известным нам представителем типичной для Греции так называемой объективной любовной элегии, то есть такой, в которой поэт рассказывает о любовных переживаниях героев мифа или местных преданий, опосредованно выражая и свои собственные чувства (вместо того чтобы говорить от своего лица, как это делается в субъективной элегии). В дошедших до нас фрагментах элегии поэт размышляет о бренности человеческой жизни. Ее смысл и ценность он видит только в молодости и пользовании ее благами, прекраснейшее из которых — любовь. Остаток жизни полон страданий и бед, а старый уродливый человек, немилый людям, уже не может ничему радоваться, ему остается лишь смерть (с этими убеждениями Мимнерма спорил Солон). Вслед за Гомером Мимнерм сравнивает человеческую жизнь с быстро падающими с деревьев листьями. Хрупкость и недолговечность жизни заставляют лучше ее использовать. Сохранились также фрагменты повествовательных элегий Мимнерма, чаще всего мифологического содержания. Лучший из них рассказывает о золотом ложе, выкованном Гефестом, на котором Гелиос (Солнце) совершает свое еженощное путешествие по океану на Восток. В других фрагментах описывается поход Ясона за золотым руном и помощь Медеи. Мимнерму приписывали и военные элегии. Но похоже, что отрывки данного содержания не относятся к эпохе Мимнерма, но созданы гораздо раньше и ведут свое происхождение от произведений мифологического содержания. Такой элегической поэмой была История Смирны (Smyrneis), посвященная легендарному и историческому прошлому этого города. Возможно, к этой поэме относится фрагмент о неустрашимом герое, который в одиночку преследует убегающие в беспорядке отряды лидийцев. Произведения Мимнерма отличались музыкальностью стиха, искренними и живыми чувствами, яркой образностью. В эллинистическую эпоху творчество Мимнерма было разделено на 2 книги. Одна из них получила название Нанно (Nanno), по имени флейтистки, возлюбленной поэта. Александрийские поэты высоко ценили Мимнерма, ошибочно считая его изобретателем элегии. Это заблуждение возникло, вероятно, потому, что Мимнерм был создателем нарративной (повествовательной) элегии, то есть такой, какие писали они сами. Высокое мнение о Мимнерме позаимствовали у александрийцев римские элегики.

Что за жизнь, что за радость, коль нет золотой Афродиты!

Смерти я жаждать начну, если мне скажут «прости»

Прелести тайной любви, и нежные ласки, и ложе.

Только ведь юности цвет людям желанен и мил;

Старость же горе несет, красавца с уродом равняя.

Стоит приблизится ей, сразу томиться начнет

Черными думами сердце, и солнца лучи золотые

Старца не радуют взор, старцу не нужны они:

Юношам он опостылел и девам внушает презренье.

Вот сколь тяжелым ярмом старость ложится на нас.

Мораль сей басни: Тиртей воспевал войну, битвы, героизм. Мимнерм – любовь, жизнь. Тиртей – поэт-воин. он за ОБЩЕСТВЕННЫЙ идеал. Мимнерм – поэт-философ, его стихи затрагивают проблемы ЛИЧНОСТИ. Стихи Мимнерма – индивидуалистичные, он говорит о внутреннем мире.

 

24. Солон (VII – VI вв. до н.э.), будучи не только поэтом, но и политическим деятелем видит смысл своего поэтического творчества в воздействии на граждан.

Биография. Афинский политический деятель, реформатор и поэт; происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. В молодости С. занимался торговлей, много путешествовал, посетил Египет, Кипр, Лидию и многие города Эллады. После избрания его на должность архонта в 594 г. он провел ряд реформ социально-политического и экономического содержания в интересах афинского демоса: ликвидировал долговое рабство, ввел закон о свободе завещания, унифицировал меры веса и денежную систему, запретил вывоз из Афин хлеба и поощрял занятия ремеслами. Желая оставить все высшие должности за богатыми и одновременно привлечь к участию в гос. делах простой народ, С. ввел оценку имущества граждан. Он разделил их, независимо от происхождения, на четыре имущественных разряда (филы), определив их права и обязанности по величине дохода. Лица, получавшие доход не менее 500 мер (1 мера - 52,5 л) зерном, вином или маслом, относились к 1-му разряду - их называли пятисотмерниками; 2-й разряд (всадники) составили те, кто получал доход не менее 300 мер; граждане 3-го разряда (зевгиты) имели доход не менее 200 мер; 4-й разряд состоял из фетов, доход которых был ниже 200 мер. Представители первых двух разрядов служили в коннице и имели право занимать высшие должности в государстве; граждане 3-го разряда призывались в тяжеловооруженную пехоту, а феты служили легковооруженными пехотинцами и гребцами во флоте.

Новое деление афинских граждан, провозглашенное право зевгитов и фетов участвовать в народном собрании (экклесии), повышение социального статуса средних производителей привели к росту авторитета и полномочий экклесии как гос. органа. С. учредил совет 400, куда избирались по 100 человек от каждой из четырех разрядовых фил. Совет занимался подготовкой дел, обсуждаемых в народном собрании, разбирал текущие дела управления государством, что привело, в свою очередь, к ограничению функций аристократического совета - ареопага. К упомянутым органам управления присоединялся еще один - суд присяжных (гелиэя). Реформаторская деятельность С. стала важным этапом на пути становления афинской рабовладельческой демократии. С. известен и как автор элегий. Древние греки причисляли его к семи мудрецам.)

По широко распространенному в древности воззрению, опиравшемуся на существование среди Солоновых элегий элегии о Саламине, Солон приобрел известность завоеванием у мегарян острова Саламина.

Вследствие нескольких неудач, которые понесли афиняне в борьбе с мегарянами из-за Саламина, предложения, клонившиеся к возобновлению борьбы за «желанный» остров, были, будто бы, запрещены под страхом смертной казни. Тогда Солон притворился помешанным и прочел на площади свою элегию. Воодушевленные ею афиняне начали войну и, под начальством Солона, завоевали остров. Этот рассказ представляет легенду: остров Саламин был завоеван, вероятно, позднее.

Вероятнее всего, что действительной причиной возвышения Солона и его широкой популярности была его поэтическая деятельность. Солон писал преимущественно элегии, темами для которых он брал нравственные, социальные и политические вопросы. По сохранившимся (главным образом у биографов Солона, напр. у Плутарха, и у Аристотеля в «Афинской политии») отрывкам его элегии мы можем составить себе понятие о его личности и нравственной философии.

В своих наставительных элегиях автор призывает к честному труду, стремлению к добродетели. Кроме того, в произведениях Солона одно из ведущих мест занимают политические мотивы. Например, он писал о правильном устройстве полиса:

Сердце велит мне афинян наставить в одном убежденье, -

Что беззаконье грозит городу тучей бед,

Благозаконье же всюду являет порядок и стройность.

(перевод В.В. Вересаева)

Солон превращает обратные следствия чрезмерного подъема людей в кару за их преступления перед обществом. Закон возмездия принимает теперь более нравственный и вместе с тем более объективный характер, независимый от зависти бессмертных.

Боги не виноваты в бедствиях человека — сами люди навлекают на себя страшную кару своей бесчинной дерзостью, говорит уже Гомер. У Солона (стихи его должен был знать наизусть каждый афинский школьник) вопрос о неизбежности воздаяния за черные дела людей перенесен в сердце общественного мира, как принадлежащая ему самому внутренняя логика событий. Временами кажется, что автоматизм кары, подтверждающей требование равенства, в античном его понимании, может действовать даже без особого вмешательства свыше. Все сказанное впоследствии защитниками демократии и социализма о Немезиде, преследующей за социальные преступления, в сущности, сказано уже Солоном. Жажда денег и безрассудство ведут к обратным последствиям, граждане становятся рабами тиранов. «Если вы в силу слабости испытали худшее, не возлагайте за это вину на богов. Вы сами подняли этих людей, вручив им власть, и тем самым осудили себя на постыднейшую зависимость» (фр. 8).

Слишком сильные люди — источник опасности для государства. Их притязания невыносимы, но из ненависти к ним демос отдает себя в руки единодержавному властителю; этими словами круговорот древнего общества намечен с пророческой ясностью. Большая элегия Солона рисует фатальную цепь общественного зла. Правда, есть разница между невольной и вменяемой слепотой, есть две Аты, и одна из них — дело самих людей. Но свобода человеческой воли ограничена иллюзией достижения цели и круговой порукой. «Все мы, хорошие и дурные, рассчитываем достигнуть того, на что мы надеемся, пока не приходит несчастье, и тогда предаемся горю. Больной хочет выздороветь. Бедный думает разбогатеть. Каждый стремится к деньгам и прибыли — всяк своим путем, один как ремесленник, другой как певец, а третий как предсказатель. Но даже тот, кто предвидит грядущее несчастье, не может предотвратить его» (фр. 1).

В конце этой элегии Солон обращается к древней идее Мойры — перед велением судьбы ничтожны все расчеты людей. Так, «мифологическая апперцепция» общественных сил приводит в конце концов к религиозному подчинению.

Феогнида см. в вопросе до

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.