КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные категории статистики 1 страница
Предмет статистики В определении статистики как науки присутствует несколько характерных особенностей. Статистика изучает: · массовые явления при помощи статистических показателей (численность населения, кол-во произведенной продукции в стране промышленной, с/х, строительной и др. за определенный период) и их динамику; · количественную сторону массовых явлений и дает количественную, цифровую сторону явлений; · количественную сторону общественных явлений в конкретных условиях места и времени (динамику численности населения и занятости его по секторам экономики, распределения доходов, объемам производства и т.д.).
Оснвные разделы статистической науки Теория статистики – рассматривает общие принципы и методы изучения социально-экономических явлений и процессов. Социально-экономическая статистика – изучает методологию построения макроэкономических показателей и их анализ, а также социальных условий жизни и труда населения, потребления им материальных благ и услуг. Отраслевая статистика – изучает отдельные отрасли н\х или общественной жизни. Статистика оперирует категориями, т.е. понятиями, отражающими существенные, всеобщие свойства и основные отношения явлений действительности. Статистика изучает закономерности массовых явлений. Объект конкретного статистического исследования называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это множество объектов, явлений, объединенных единой закономерностью и изменяющихся в пределах общего качества. Например: совокупность предприятий, производимых однотипную продукцию, но различающихся объемами производства и реализации продукции, численностью работников, доходами, прибылью и т.д. (Например, совокупность студентов, различающихся чем?). При организации статистического наблюдения различают генеральную и выборочную совокупность. Генеральная совокупность – это вся совокупность реально существующих статистических объектов. Генеральная совокупность может быть конечная или бесконечная. Выборочная совокупность – это совокупность единиц, отобранных из генеральной совокупности по определенным правилам, признакам. Статистическая совокупность может быть однородной и неоднородной. Однородная – это совокупность, в которой ее элементы сходны между собой по каким-то существенным признакам, но различаются по каким-либо другим признакам. Отдельные объекты, составляющие статистическую совокупность, называются единицами совокупности. Например: отдельно взятое предприятие, работник предприятия, автомобиль, станок и др. Единицы статистической совокупности обладают множеством качеств, свойств, по которым устанавливается их сходство или различие и которые называются признаками. Например: единица статистической совокупности – «предприятие» - имеет след признаки: объемы произведенной и реализованной продукции, издержки производства, соотношение собственных и заемных средств и т.д. Значение каждого признака отдельной единицы совокупности называется вариантой. А различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц статистической совокупности вариацией. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом конкретном случае. Например: успеваемость определенного студента зависит от базового образования, способностей, желания, затрат времени на подготовку, умение организовать свой рабочий день и отдых, стимула и других факторов. Варьирующие признаки могут быть количественными, если их варианты выражаются числовыми значениями (возраст, стаж работы, зарплата) и неколичественными (атрибутивными, качественными) не имеющими числового значения и представляющими собой смысловые понятия (профессия, социальная принадлежность). В случае, когда варианты признака могут принимать одно из двух противоположных значений говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например: продукция может быть годной или бракованной. Признаки подразделяются на существенные или главные, выражающие существенную сторону явлений, и несущественные. Статистическому изучению подлежат существенные признаки. Признаки, характеризующие статистическую совокупность, взаимосвязаны между собой, поэтому следует различать факторные (признаки-факторы) и результативные признаки. Факторные – это независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаками. Результативные – это зависимые признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков. Так, квалификация, стаж работы – факторные признаки, производительность труда – результативный. 2. Статистическое наблюдение — это специфический метод и одновременно первая стадия (этап) любого конкретного юридическо-статистического изучения, представляющего собой научно организованный по единой программе учет интересующих фактов о правовых и юридически значимых явлениях и процессах и сбор полученных на основе этого учета массовых первичных данных в какую-то совокупность. Любое юридическо-статистическое исследование начинается, во-первых. с получения исходной социально-статистической информации, т. е. с учета преступлений, правонарушений, гражданских споров, приговоров, судебных решений, видов наказания и других юридически значимых фактов. Во-вторых, с обобщения учтенных фактов в соответствующую сумму, массив, совокупность. На практике эти два аспекта статистического наблюдения составляют единый процесс учета и отчетности: вначале учитываются уголовные или гражданские дела, обвиняемые или ответчики по каким-то необходимым нам признакам, а затем полученные сведение представляются в различных формах отчетности. Содержание учета и отчетности предопределяется целями и задачами наблюдения. Если, например, надо установить возрастное распределение лиц, арестованных в порядке избрания мер пресечения и находившихся в следственных изоляторах, то в основе учета арестованных будет значиться их возраст. Если нужны обобщенные сведения о «цене» дорожно-транспортных происшествий, то учету подлежит сумма ущерба по каждому ДТП. Если же изучается влияние пьянства на семейные отношения, то за основу учета могут быть взяты разводы, обусловленные пьянством одного из супругов, факты лишения родительских прав отца или матери в связи с их алкогольной деградацией, случаи отклоняющегося поведения несовершеннолетних, воспитывающихся родителями-пьяницами, и другие показательные явления. Во всех случаях статистическое наблюдение будет представлять собой количественную регистрацию отдельных явлений, отбираемых по качественно-определенным признакам. При статистическом наблюдении в криминологическом исследовании регистрируются индивидуальные явления изучаемой совокупности (преступления, преступники, причины) или отдельные их признаки (юридическая квалификация преступления, социально-демографические данные преступников, виды и сроки наказания и т. д.) Как бы ни проводились учет фактов и их суммирование, этот двуединый процесс должен быть организован таким образом, чтобы опираясь на полученный первичный материал, можно было бы сделать более или менее объективные выводы об изучаемом явлении. Поэтому одним из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению, — это достоверность и полнота собираемой исходной информации. Умышленное или неосторожное нарушение этих требований может свести на нет результаты статистического наблюдения, нередко организованного на территории всей страны. Лживые статистические сведения могут быть общественно опасными. Неслучайно в УК РСФСР существовала уголовная ответственность за приписки в государственной отчетности и представление других умышленно искаженных отчетных данных (ст. 152-1). Она была введена в 1962 г. и просуществовала около 30 лет, т. е. в те самые годы, когда статистические показатели и фактические реалии строительства коммунизма стали существенно расходиться между собой и официальный обман становился очевидным. Аналогичная ситуация в настоящее время складывается с учетом преступности, когда фактическая преступность растет, а регистрируемая сокращается. К подобным случаям приемлем афоризм: есть ложь, есть большая ложь и есть статистика. Статистическое наблюдение проводится не в праздных целях. На основе его результатов принимаются важные практические и нередко дорогостоящие решения. Если результаты наблюдения не отражают реалий, решения будут бесполезны, ошибочны и даже вредны. Предположим, что сведения об учтенной преступности в городе или области не отражают реалий. Правоохранительные органы или отдельные должностные лица из карьеристских побуждений, желая показать свою способность контролировать преступность, ведут направленно-выборочный учет преступлений, о которых им стало известно: регистрируют мелкие, легко раскрываемые и «публичные» (ставшие общеизвестными) деяния и укрывают преступления, которые трудно раскрыть. Согласно отчетности этих органов, преступность в городе может сокращаться, а ее раскрываемость расти. На самом же деле преступность растет, а раскрываемость снижается. Принимаемые на основе официального учета и отчетности меры будут загонять криминальные проблемы города вглубь до тех пор, пока этот статистический обман не станет очевидным или выявленным, либо пока не наступит социальный взрыв на криминальной основе. При всей противоправности и даже преступности поведения соответствующих должностных лиц при организации учета и отчетности в приведенном примере, подобные факты в отечественной статистической действительности почти традиционны. Сейчас важно уяснить одно: статистическое наблюдение — начальный и исходный этап любого юридическо-статистичес-кого изучения и его конечные результаты зависят от его правильной научной организации. Организация статистического наблюдения включает в себя: — определение его целей и задач; — выбор надлежащего объекта; — установление единиц наблюдения, совокупности, измерения; — составление программы наблюдения. 1. Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, из жизненно необходимых нужд, которыми обременены правоохранительные и другие юридические учреждения или государство в целом. Например, отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости и общего числа заключенных во всех странах мира становится нормой, показателем цивилизованности, базовыми данными, на основе которых организуется борьба с преступностью и оценивается безопасность общества. Другие, более детальные или частные сведения о преступности или судимости, собираются в связи с возникающими потребностями. До 60-х гг. в СССР почти не было учета предупредительной деятельности, проводимой правоохранительными органами и судами. Возобновление криминологичеких исследований в середине 60-х гг., внедрение профилактической направленности в уголовную политику, введение в уголовно-процессуальное законодательство положений, обязывающих следователя, прокурора и суд изучать причины и условия, способствующие совершению преступлений, и вносить соответствующие представления и частные определения потребовали необходимого учета профилактической деятельности и отчетности по ней. Появление массовой организованной преступности в СССР и России во второй половине 80-х гг. потребовало ввести соответствующий ведомственный учет. Он был внедрен еще до принятия необходимых изменений и дополнений к УК РСФСР, определивших понятие «совершение преступления организованной группой». Организация борьбы с мафиозной преступностью в последующие годы требовала постоянного совершенствования и расширения этого учета. Он стал еще более углубленным в связи с принятием нового УК, в котором криминализирована деятельность по организации преступных формирований и расширена уголовная ответственность за совершение преступлений преступным сообществом и организованной преступной группой. Аналогичная ситуация сложилась в связи с распространением коррупции среди государственных служащих в России в 90-е гг. Правоохранительные ведомства были вынуждены ввести специальный учет коррупционных преступлений, совершаемых государственными служащими. Только при таком подходе можно как-то судить о реальной деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией и в меньшей мере (в связи с высокой латентностью этих деяний) — о распространенности коррупции и эффективности социально-правового контроля над ней. Вступление в действие с января 1997 г. нового УК РФ, Особенная часть которого существенно отличается от прежнего уголовного законодательства, потребовало кардинального пересмотра всей системы уголовного учета и отчетности о преступности и борьбе с ней. На уровне республик, краев, областей, городов и районов могут возникнуть свои специфические потребности в мониторинге тех или иных юридически значимых явлений и процессов. Они отслеживаются в интересах дела сверх общеобязательных и общегосударственных форм учета и отчетности. Однако и здесь должна соблюдаться соответствующая мера. Требование все новых и новых сведений, в которых нет особой нужды, с нижестоящих организаций может парализовать их реальную деятельность или исказить ее. Например, увлечение формальными показателями по профилактике преступлений в 80-е гг. (попросту говоря, приписками) привело к разрушению реальной профилактической деятельности, а потом и всей системы профилактики в органах внутренних дел. Характер статистического наблюдения определяется его целями, которые в свою очередь должны формулироваться, исходя из реальных потребностей юридической деятельности и практических возможностей тех организаций, на которые возлагается статистическое наблюдение. 2. За выбором целей статистического наблюдения следует выбор объекта наблюдения, включающий в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленных целей. Если мы определили цель наблюдения — выработку более эффективной борьбы с коррупцией среди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений в сфере государственной службы: уровень совершаемых коррупционных действий, фактическая доля их выявления правоохранительными органами, обстоятельства латентности коррупции, причины и условия, способствующие коррупции государственных служащих, удельный вес коррупционеров, которые несут реальную уголовную ответственность за свои действия, уровень криминализации реальных коррупционных действий и т. д. Всякий круг социально-правовых отношений, которые выступают объектом статистического наблюдения, может быть практически безграничен. Поэтому, определив содержание объекта, следует четко обозначить его пространственные, временные и количественные пределы: на какой территории (район, город, субъект Федерации), за какой период (квартал, год, несколько лет), в каком объеме (100, 1000 или более единиц наблюдения) предполагается изучить нужные явления, процессы, события, признаки, чтобы достичь поставленной цели. Без определения указанных пределов статистического наблюдения трудно организовать его проведение и еще труднее оценить представительность полученных данных. 3. Определив цель и объект статистического наблюдения, необходимо решить вопрос о единицах наблюдения, единицах совокупности и единицах измерения. Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Применительно к уголовной статистике это могут быть отделения милиции, районная или городская прокуратуры, районные суды или мировые судьи, учреждения исполнения наказаний. Относительно сведений гражданско-правовой статистики такими единицами наблюдения выступают районные суды, мировые судьи, арбитражные суды, районные прокуратуры, нотариальные учреждения, различные отделы местных администраций. Единицами наблюдения административно-правовой статистики могут быть районные суды, мировые судьи, органы внутренних дел, ГАИ, пожарный надзор и десятки других контрольных и надзорных учреждений, наделенных правом административной юрисдикции. Единицей совокупности считается первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. К таким элементам относятся преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик, причина, иск и т. д. Сумма данных явлений образует совокупность преступлений, преступников, причин, потерпевших, исков. Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые юридической статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юстиции в качестве единиц измерения преступности применяют три показателя: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) — подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный. Умение правильно провести границу между единицами измерения имеет важное научно-практическое значение. Например, нельзя сопоставлять преступность, измеренную в преступлениях, уголовных делах и лицах, поскольку в конкретном уголовном деле возможно несколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц или одно и то же лицо может совершить ряд преступлений. Более того, в процессе следственной и оперативной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших зарегистрированные преступления. Субъекты преступлений на разных стадиях уголовного правосудия также несопоставимы: не всякий подозреваемый становится обвиняемым, не всякий обвиняемый может быть подсудимым, не всякий подсудимый может быть осужден и не каждый осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы. Сопоставимость единиц измерения — важнейшее требование статистического наблюдения. Данное требование в определенной мере относится к единицам наблюдения и единицам совокупности. 4. Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. А. Кетле в свое время сформулировал три правила составления программы статистического наблюдения. Он полагал, что в нее: 1) желательно включать только те вопросы, на которые необходимо получить ответы для решения поставленной задачи; 2) не следует включать вопросы, на которые невозможно получить ответы удовлетворительного качества; 3) не должны включаться вопросы, которые могут вызвать недоверие обследуемых субъектов относительно целей проводимого обследования. Эти правила не утратили своего значения. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение проверки данных -- важные условия успешной статистики. Программа статистического наблюдения составляется при организации каждого юридическо-статистического изучения. Своеобразными, относительно стабильными программами статистических наблюдений являются официальные формы учета и отчетности, государственные и ведомственные. Более углубленное изучение судебной практики по гражданским и уголовным делам, преступности, ее территориальных различий, причин преступности и других проблем требует специальных программ. Требования к программе статистического наблюдения: § Программа должна содержать существенные признаки непосредственно характеризующие изучаемые явления. § В программу не следует включать второстепенные вопросы, которые затрудняют работу по сбору информации, ее обработке и анализу. § В программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения информации. Для записи ответов на вопросы программы наблюдения разрабатывается формуляр наблюдения. В процессе статистического наблюдения собирается первичная информация, которая затем подвергается систематизации обобщению и анализу. От качества первичной информации зависит успех всего исследования, поэтому к информации предъявляется ряд требований: § Статиста — профессиональная подготовка, организационные навыки, добросовестность. § Качества инструментария наблюдения — программа наблюдения, формуляр, инструкция по заполнению. 2. Сопоставимость - сравнимость данных с прошлыми исследованиями. Сопоставимость обеспечивается использованием одних и тех же единиц измерения, наблюдением в одно и тоже время и по единой методологии.
3. В статистической практике применяются различные формы статистических наблюдений С точки зрения организации наблюдения различают две его основные формы: отчетность и специально организованное статистическое сп постереження Отчетность как форма статистического наблюдения характеризуется тем, что статистические органы систематически получают от предприятий и организаций (учреждений и т.д.) в установленные сроки сведения об условиях и результаты работы за истекший период Объем и содержание такой информации определяются утвержденным формам отчета качестве источников данных для отчетности используют документы оперативно-технического и бухгалтер ского учета Учетно-статистический аппарат предприятий обрабатывает первичные записи в документах и??результаты заносит в формы отчететів. В нашей стране отчетность е основной формой статистического наблюдения Основную массу сведений, необходимых для управления народным хозяйством, а также для научных исследований, статистические органы получи жуют в форме отчетностиі. Таким образом, отчетность - это форма статистического наблюдения, при которой статистические данные поступают в статистические органы от предприятий и учреждений в виде обязательных и имеющих юридическую силу в отчетов об их работе Организацию статистической отчетности осуществляет Государственный комитет статистики Украины Он утверждает форму, порядок и сроки представления отчетноститі. Перечень всех форм с указанием их реквизитов называют табелем отчетности Каждая форма отчетности должна содержать следующие сведения: название, номер и дату утверждения, название предприятия, его адрес и подчиненность; адреса, куда подается отчетность, периодичность, дату представления, способ передачи; содержательную часть в виде таблицы; должностной состав лиц, ответственных за разработку и достоверность отчетных данных, т.е. обязанных подписать уво. Статистическая отчетность характеризуется строгой регламентацией и относительной стабильностью решение всех программно-методологических и организационных вопросов наблюдения Представление ее по предусмотренным адресам мы и сроками является обязательным для предприятий и организаций Категорически запрещается всем государственным органам управления требовать, а предприятиям и организациям подавать любые отчеты, не предусмотренные государственную отчетностьтю. Статистическая отчетность является основным источником информации, которая обеспечивает руководство экономикой на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях управления Следует различать отчетности: обще - и в внутриведомственную; межотраслевую и отраслевую; типичную и специализированную; первичную и сводную; особенно выделяется отчетность временная оперативнна. По способу, представления различают отчетность почтовыйі срочную Последняя передается по телеграфу, телетайпу, радио и другими быстрыми средствами По, периодичностью различают отчетность периодическую и одночасовое Периодическая подается через равные промежутки времени или в строго определенные даты (например, 5-го числа каждого месяца не позднее 1 октября каждого года и т др.) одночасовое отчетность подается в меру не еобхидности без определенной периодичности Периодическая отчетность делится на на текущую - период подачи меньше года (неделя, месяц, квартал и т.д.) и годовую-период представления календарный год
Существует также статистическая отчетность, подается раз в год вне связи с началом или окончанием календарного года и отчетность с периодом больше года (два раза в 5 лет, один раз в 2 года и т.д.) Так называемая типичная отчетность содержит показатели, общие для различных видов деятельности (или производства) Если собирают данные, специфические для отдельных видов деятельности (или производства), их отображают показатели икамы в соответствующей специализированной отчетности Как отмечалось выше, второй по значению организационной формой наблюдения является специально организованное статистическое наблюдение Иногда его называют (кстати, ошибочно) просто \"перепись\" Применяют специально организованное статистическое наблюдение в следующих случаях: 1) когда нельзя применить отчетность (например, учет ди ияльности фермерских и личных хозяйств населения) 2) составлять отчетность нерационально, 3) необходимо детально изучить явление наряду с изучением его в форме отчетности; 4) нужно проверить е рогиднисть данных отчетности; 5) для решения самостоятельных научно-практических заданих завдань. Специально организованное статистическое наблюдение объединяет, в себе следующие организационные формы: а) перепись, б) сплошное и несплошное обследования Перепись как вид специально организованного статистического обследования проводится с целью получить данные о явлении на определенный момент времени есть вычислить численность и состав объекта статистического наблюдения за г рядом характерных для него признаков, которые не собираются в порядке статистической отчетности (например, перепись населения, перепись производственного оборудования и т др.) В ряде случаев переписи дополняют (существенно уточняют) данные текущего учета Они требуют тщательной предварительной подготовки Характерными особенностями переписи являются: одновременность проведения ее на всей предусмотренной территории; единство программы с постереженняення; краткость сроков статистического наблюдения по состоянию на один и тот же момент времени - критический момент переписи Существует два типа переписей: одни переписи проводят на основании данных учета и отчетности предприятий и организаций, другие - на основании специально организованной регистрации фактов Переписи первого типа, как правило, проводят рабочие предприятий и учреждений под руководством органов государственной статистики Этот тип переписи называют одночасовое учетом Примером первого типа могут быть переписи промышленного оборудования, остатков важных видов материалов (черных, цветных металлов, строительных материалов и т.п.), учет тракторного парка в сельском хозяйстве, заключительный учет посевных площадей по видам предприятий и т и ін. Примером второго типа переписей, при которых статистические формуляры заполняются путем специально организованной регистрации фактов, является перепись населения Это специально организованное статистическое наблюдение ния, целью которого является получение информации о численности, размещении и составе населения Регистрация нужных фактов осуществляется путем опроса Научные принципы проведения переписей предусматривают уст овлення критический момент переписи, периода переписи, способа сбора возведенииень. зависимости от полноты охвата статистической совокупности различают сплошное и несплошное статистическое наблюдение При сплошном статистическом наблюдении обследованию подлежат все единицы, входящие в состав изучаемой совокупности Однако не следует понимать так, что сплошное наблюдение обязательно во всех случаях должно охватывать изучаемое явление по всей стране Исследуемая совокупность может ограничиться территориальными, ведомственными, отраслевыми и другими рамками Важным здесь является то, что в рамках этой совокупности обязательно регистрируются сведения о каждом единицу исследуемого объекта Примером сплошного наблюдения является перепись населениялення.
При сплошные наблюдении обследуется только часть единиц статистической совокупности При его организации ставится задача (как правило) распространить результаты наблюдения на всю совокупность Примером такого вида наблюдения м может быть обследование: потери урожая сельскохозяйственных культур, всхожести семян, степени засоренности посевов, бюджета семей населения и т и ін. Основные виды несплошного наблюдения такие: выборочное, обследование способом основного массива, монографическое и анкетный Выборочным называют такое статистическое наблюдение, при котором обследованию подлежит часть статистической совокупности, отобранной на основе научно разработанных принципов отбора Это самый простой и наиболее совершенной й вид несплошного обследованиия. Обследование основного массива (или способом основного массива) представляет собой такое несплошное обследование, при котором из всей совокупности единиц для наблюдения отбирается такая их часть, в которой объем исследуемого признака составляет ь удельный вес, превышающий 50% общего объема совокупности (табл. 1). Как свидетельствуют данные таблицы 1, в 33 предприятиях среднегодовой уровень зарплаты одного рабочего варьирует от 3200 до 4408 гривен Основным массивом в данной совокупности можно считать 21 предприятие с равно ем среднегодовой зарплаты более 3700 грн; поскольку удельный вес их в общем количестве превышает 50% (36,4 18,2 9,1 = 63,77).
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |