КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В режиме повседневной деятельности
В целях предупреждения террористических актов Мероприятия, проводимые заблаговременно Обусловленных террористическими актами Специфика мероприятий по защите населения и территорий Обусловленные террористическими актами различного вида ОБУСЛОВЛЕННЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ АКТАМИ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, Возможные чрезвычайные ситуации, Источником терроризма любого вида является, как правило, социальная среда, но по критериям последствий чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами, могут носить характер техногенных, биологосоциальных или социальных. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на радиационно (ядерно) опасных объектах; создание зон комбинированных поражений в результате подрыва ядерных боеприпасов; радиоактивное загрязнение окружающей среды путем распыления радиоактивных аэрозолей и пыли, а также растворения радиоактивных веществ в водоисточниках; аварии с выбросом (разливом), угрозой выброса (разлива) АХОВ на химически опасных объектах; аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на объектах их хранения; химическое заражение окружающей среды различными способами; аварии и катастрофы на различных видах транспорта; аварии на магистральных трубопроводах; пожары, взрывы на объектах инфраструктуры; аварии на электроэнергетических сетях и на коммунальных сетях жизнеобеспечения, приводящие к массовому нарушению условий жизнедеятельности населения; гидродинамические аварии. Чрезвычайные ситуации биолого_социального характера: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, поражение сельскохозяйственных растений вредителями. Чрезвычайные ситуации социального характера: захват заложников; захват различных транспортных средств — наземных, морских, воздушных; провоцирование массовых беспорядков среди населения; дестабилизация обстановки в обществе с использованием СМИ и других информационных средств; создание условий для дестабилизации экономики и финансовой системы государства. Характер воздействия террористических актов на население и окружающую среду зависит от вида возможной ЧС, обусловленной данным террористическим актом, но с учетом тщательности его подготовки, что можетпривести к усилению негативных последствий. в чрезвычайных ситуациях, Правовые мероприятия Разработка и принятие правовых и нормативнотехнических документов в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами различного характера, является основой правовых мероприятий. Основными правовыми документами в области борьбы с терроризмом в настоящее время являются: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, объявленная Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300; Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.06.1998 г. № 130_ФЗ. Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом; ряд постановлений и распоряжений Правительства РФ: 1) «О мерах по противодействию терроризму», 2) «О федеральной антитеррористической комиссии» и др.; рекомендации МЧС РФ «О создании на территориях муниципальных образований гражданских организаций и их использовании в борьбе с терроризмом»; приказ Минздрава РФ и МЧС РФ «О совершенствовании системы оказания экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим от террористических актов»; различные правовые документы субъектов РФ, в том числе и г. Санкт_Петербурга, по вопросам борьбы с терроризмом с учетом специфики данных регионов. Организационные мероприятия Планирование защиты населения и территорий в ЧС, обусловленных террористическими актами, на любом уровне должно отражаться в «Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС». При планировании должно учитываться то обстоятельство, что любые ЧС, источникамикоторых являются причины техногенного или природного характера, имеют по критерию последствий определенную долю «случайности события», тогда как террористический акт, приводящий к подобной ситуации, готовится достаточно тщательно и сводит к минимуму фактор случайности, что в свою очередь приводит к более серьезным негативным последствиям. Данное положение должно особенно учитываться при планировании таких заблаговременных мероприятий, как инженернотехнические, повышение устойчивости функционирования объектов в различных условиях и медикопрофилактические мероприятия. Создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных терактами Для непосредственной борьбы с терроризмом на различных его этапах привлекаются, как правило, органы управления и структур_ ные подразделения следующих министерств и ведомств РФ: 1) Федеральной службы безопасности — предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности; предупреждение, выявление и пресечение попыток нарушения террористами государственной границы РФ и незаконное перемещение через границу РФ оружия, взрывчатых, опасных химических и радиоактивных веществ, а также предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических актов; участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства и в проведении контртеррористических операций; 2) Министерства внутренних дел — предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности с корыстными целями; 3) Службы внешней разведки РФ — обеспечение безопасности учреждений РФ за рубежом, сбор информации о международной деятельности террористов; 4) Федеральной службы охраны — обеспечение безопасности объектов особой важности; 5) Министерства обороны — защита от оружия различного назначения, в том числе ОМП, боеприпасов, взрывчатых веществ, участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства РФ, участие в проведении контртеррористических операций; 6) Министерства по делам гражданской обороныи чрезвычайных ситуаций — участие в ликвидации последствий ЧС, обусловленных террористическими актами. Средства, используемые для борьбы с террористической деятельностью, можно условно разделить на группы средств предупреждения террористических актов и средств, используемых при ликвидации последствий этих актов. Средства предупреждения террористических актов 1. Агентурные средства — специальные средства, используемые соответствующими спецслужбами и ведомствами. 2. Информационные и пропагандистские средства — СМИ и дру_ гие аналогичные средства. 3. Средства непосредственного контроля территории охраняемого объекта: комплекты оптических приборов; приборы ночного видения; тепловизионные системы наблюдения; разведывательные комплексы. Транспортно#разведывательный комплекс СВ#1355 предназначен для проведения аудио_ и видеоразведки объектов и территорий; поиска; обнаружения и уничтожения самодельных взрывных устройств. Обеспечивает проведение взрывотехнических операций путем доставки и применения разрушителей взрывных устройств типа СВ_1324, СВ_1353 и др. Оснащен дистанционным управлением. Размещается в двух чемоданах типа «атташе_кейс». Скорость передвижения 4–5 км/час. Мобильный робототехнический комплекс МРК#25 КУЗНЕЧИК предназначен для обнаружения, распознавания, передачи информации о предметах, подозреваемых на наличие взрывного устройства; предупреждения нарушений и борьбы с терроризмом; проведения радиационной разведки, ликвидации последствий аварий на предприятиях атомной и химической промышленности без участия личного состава. Управление работой комплекса осуществляется с поста оператора (или переносного пульта) по линии связи охраны различных объектов. Скорость передвижения 1 км/час. Масса 186 кг. Мобильный робототехнический комплекс МРК#01 предназначен для проведения инспекционных проверок, поиска и уничтожения взрывоопасных предметов. Состав комплекса: колесное 66 шасси, информационная система, линии связи, пост оператора, навесное технологическое и специальное оборудование. 4. Приборы и системы контроля персонала, посетителейи их ручной клади: стационарные металлоискатели — Поиск_ЗМ или Поиск ЗМР и портативные ручные металлоискатели Сфинкс ВМ_611. При_ меняются для выявления холодного и огнестрельного оружия, металлических элементов взрывных устройств, скрытых под одеждой персонала и посетителей, в строительных конструкциях и мебели, при проверке объекта. Сигнализация световая и звуковая. Стационарный металлоиска# тель Поиск#ЗМ (рис. 8.4) предназначен для обнаружения огнестрельного оружия и других металлический предметов, при проведении личного досмотра, масса не более 45 кг; вероятность обнаружения пистолета Макарова — 0,98; вероятность ложных тревог от предметов личного пользования общей массой не более 200 г — 0,02; время готовности после включения 10 секунд. Рентгенотелевизионная система Rapiscan XRD1000 автоматического обнаружения взрывчатых веществ. Технические характеристики: пропускная способность 160 багажей/ч; уровень ложных тревог < 10%. Состоит из двухпроекционной входной части и рентгеновской дифракционной системы — в выходной. Может применяться как автономно, так и на 3_м уровне автоматизированной системы обработки ба_ гажа. Оборудована средствами для подключения в локальную сеть. Портативный ручной металлоискатель Сфинкс ВМ#611 (рис. 8.6) предназначен для поиска металлических предметов в одежде и на теле человека, в багаже, корреспонденции, грунте и пр. Применяется для выявления холодного и огнестрельного оружия, металлических элементов взрывных устройств, скрытых под одеждой персонала и посетителей, в строительных конструкциях и мебели, при проверке объекта. Сигнализация световая и звуковая. Обнаружение скрытых металлических предметов вызывает изменения амплитуды установившихся колебаний автогенератора, которые усиливаются и детектируются в электронной схеме прибора. После детектирования сигнал постоянного тока подается через пороговое устройство на звуковой сигнализатор (зуммер), светодиодный индикатор (красный). Ручной металлодетектор SUPER SCANNER (рис. 8.7) является классическим досмотровым металлоискателем, пользующимся наибольшей популярностью у сотрудников правоохранительных органов и служб безопасности. Звуковой и световой сигнал тревоги при обнаружении металла на теле объекта. Максимальная глубина обнаружения, см: пистолет средних размеров — 23; бритвенное лезвие — 7,5. Стационарная рентгеновская ус# тановка КАЛАН#2 (рис. 8.8) предназначена для досмотра ручной клади посетителей: кейсов, сумок и различных упаковок, а также проверки почтовой корреспонденции (посылок, бандеролей, писем) для обнаружения в них оружия, взрывных устройств и контейнеров с опасными вложениями — отравляющими, раздражающими и радиоактивными веществами. Применение микрофокусных рентгеновских излучателей, а также возможность в широких пределах регулировать высокое напряжение на рентгеновской трубке излучателя позволяет детально изучать внутреннее устройство контролируемых объектов. Установка оборудована полной биологической защитой персонала и окружающих от воздействия рентгеновского излучения. Портативная рентгентелевизионная установка НОРКА незаменима при проведении мероприятий по выявлению взрывных устройств в оставленных свертках, сумках, ручной клади, багаже, а также для поиска скрыто установленных средств съема информа_ ции в предметах интерьера, мебели, различных бытовых приборах. Портативный детектор паров взрывчатых веществ ШЕЛЬФ ДС является газоанализатором паров взрывчатых веществ. Предназначен для выявления взрывных устройств и взрывчатых веществ, скрытых от досмотра в ручной клади. Обеспечивает высокую избирательность при анализе на наличие в пробе воздуха паров взрывчатых веществ (ЭДГН, НГ, ТНТ, динамит) на фоне естественных загрязнений атмосфе_ ры. Прост в эксплуатации и не требует специальной подготовки опе_ ратора, обладает высокими эргономическими характеристиками. Пороговый сигнализатор ионизирующего излучения НПС#3 предназначен для контроля за радиационной обстанов_ кой и сигнализации о превышении допустимого уровня мощности экспозиционной дозы. Состоит из блока индикации и выносного детектора, которые могут быть разнесены на расстояние до 200 метров. Предусмотрена возможность автоматического определения статистически достоверного порога срабатывания и непрерывной индикации мощности экспозиционной дозы. При превышении порога на дисплее высвечивается максимальная измеренная величина дозы. 5. Приборы противодействия срабатыванию взрывных устройств с радиовзрывателем — блокираторы. Блокираторы радиовзрывателей типа Персей предназначены для предотвращения террористических актов с использованием взрывных устройств, управляемых по радиоканалам. Прибор создает специальный помеховый сигнал в диапазонах частот, используемых в радиовзрывателях промышленного и самодельного производства. Переносной дистанционный блокиратор Персей#ЗС (рис. 8.12) размещается в стандартном атташе_кейсе. Дальность канала управления — до 100 м. Радиус надежного подавления радиовзрывателем — до 27 м. Разработан для оснащения служб безопасности и охранных агентств при проведении мероприятий по обеспечению безопасности особо важных персон с целью предотвращения проведения против них террористических актов с использованием радиоуправляемых взрывных устройств. Передвижной дистанционный блокира# тор Персей#4Т является транспортной версией семейства блокираторов серии Персей, предназначенной для установки на автомашины или бронетанковую технику для обеспечения их безопасности в условиях возможного осуществления против них террористических актов с использованием радиовзрывателей. За счет установки четырех штыревых антенн на крыше транспортного средства значительно увеличивается эффективность их функционирования — до 37 м. 6. Средства минимизации поражающих факторов взрывных устройств. Для локализации разрушительного действия обнаруженного взрывного устройства и для временного их хранения до прибытия специали_ стов_саперов могут использоваться устройства «Одеяло» и «Фонтан», «Одеяло» снижает разрушительное действие взрыва в 10–15 раз и удерживает до 90% осколков. «Фонтан» (рис. 8.14) предназначен для сни_ жения фугасного воздействия взрывных устройств с массой взрывча_ того вещества эквивалентной 0,8 кг и 1 кг тринитротолуола и оско_ лочно_фугасного воздействия при взрыве ручных гранат массой тро_ тилового эквивалента до 0,8 кг. Масса «Фонтана» 35 кг. 7. Средства поражения террористов и различных летательных объектов и устройств, используемых при проведении террористичес_ ких актов. Мобильная СВЧ — установка для вывода из строя электронных систем различных ле_ тательных аппаратов — самолетов, вертоле_ тов, крылатых ракет и т. д.; блокировка мин, заложенных террористами; нарушение рабо_ ты связи между преступными группами. Снайперский комплекс (СК) «Выхлоп» предназначен специально для по_ ражения террористов, защищенных индиви_ дуальными средствами бронезащиты (броне_ жилет, каски), а также находящихся за различными укрытиями. СК пробивает стальную стену толщиной до 10 мм. Состоит на воору_ жении только подразделений ФСБ России. Основным назначением комплекса «Выхлоп» является малошумное и беспламенное пора_ жение защищенных целей (автомобили, прочая небронированная техника, живая сила в тяжелых бронежилетах или укрывшаяся в транспортных средствах и т. п.) на дальностях до 600 м. Для указанных целей используются также обычное оружие, в том числе различные зенитные комплексы. Средства, используемые при ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами Виды и типы средств для ликвидации данных ЧС определяются исходя из их специфики и характера воздействия поражающих фак_ торов на население и объекты инфраструктуры. К ним могут относиться приборы, системы и средства радиацион_ ного, химического и биологического контроля; инженерная техни_ ка, в том числе и управляемая дистанционная; робототехника; сред_ ства пожаротушения; поисковая аппаратура для обнаружения лю_ дей, оказавшихся в завалах; медицинские средства для оказания первой медицинской помощи; средства локализации и ликвидации радиоактивного загрязнения, нейтрализациихимического и биоло_ гического заражения и т. д. Обеспечение населения СИЗ соответствующего типа следует пре_ дусматривать в зависимости от наличия в районах его проживания различных потенциально опасных объектов, в первую очередь, радиа_ ционно (ядерно) и химически опасных, которые могут стать объекта_ ми террористических актов. Кроме этого, населению, особенно в круп_ ных городах, где вероятность террористических актов более высока, чем в сельской местности, целесообразно иметь набор медикаментов и перевязочных средств первой необходимости. Контроль обстановки Основной целью контроля обстановки в предвидении возможных террористических актов является своевременное обнаружение их подготовки путем проведения мониторинга в данной сфере и после_ дующего прогнозирования событий. Ввиду того, что в настоящее время терроризм является глобаль_ ной проблемой, контроль должен осуществляться как на междуна_ родном уровне, так и внутри самого государства. Главными задачами контроля являются выявление источников и путей финансовых потоков, подпитывающих террористические группировки, и снабжение их оружием и другими средствами прове_ дения террористических актов. Для решения задач мониторинга в этой области на международ_ ном уровне могут привлекаться соответствующие структуры внеш_ ней разведки РФ, внутри страны — структуры ФСБ и МВД. Данные мониторинга направляются в структуры основного субъек_ та руководства борьбой с терроризмом — Правительства РФ, далее в антитеррористическую комиссию и в заинтересованные министер_ ства и ведомства для прогнозирования обстановки и принятия реше_ ния о необходимости тех или иных действий. Для непосредственного контроля с целью предотвращения прово_ за (проноса) оружия и различных средств терроризма на федераль_ ном, региональном и территориальном уровнях на таможнях госу_ дарственной границы, в аэропортах, на вокзалах и в других подоб_ ных местах организуются посты контроля пассажиров и их ручной клади, режимного контроля, почтового контроля, оснащенные со_ ответствующими приборами и системами. На объектах особойважности и потенциально опасных объектах организуется также контроль территорий, непосредственно приле_ гающих к объектам, с помощью приборов и систем дистанционного контроля. Оповещение и информация населения о террористических актах должна осуществляться по существующей системе оповещения о ЧС и по средствам массовой информации. При наличии достоверной информации о возможных террористических актах население дол_ жно быть информировано об этом в кратчайшие сроки и с соответ_ ствующими инструкциями о правилах поведения в данной обста_ новке. При ЧС, обусловленных крупномасштабными террористически_ ми актами, возможен вывод из строя энергетических систем и соот_ ветственно стационарных источников оповещения населения, в том числе и СМИ. Поэтому для оперативного оповещения населения дол_ жна быть заблаговременно организована дублирующая система мо_ бильных средств информации на автомашинах. Подготовка населения к действиям в условиях угрозы либо возникновения ЧС, обусловленной террористическими актами Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами, должна осуществлять_ ся с учетом особенностей в данной области защиты населения и тер_ ритории. В программах обучения, в соответствии со спецификой подготов_ ки групп (категории) населения, должны изучаться такие вопросы, как: общие сведения о терроризме, правовая база борьбы с этим соци_ альным явлением; подготовка населения по предупреждению и ми_ нимизации последствий возможных террористических актов на дан_ ном объекте; характеристика среды обитания (места жительства, работы) как объекта возможного террористического акта; действия при наличии угрозы проведения теракта; действия населения при совершении террористических актов различного характера и ликви_ дации их последствий. В группах (категориях) руководящего состава органов исполни_ тельной власти и органов управления РСЧС всех уровней должны отрабатываться вопросы организации защиты населения и террито_ рий по различным вариантам возможных террористических актов с учетом тесного взаимодействияс органами управления ФСБ, МВД и других ведомств, задействованных в этой области. По наиболее актуальным вопросам, касающимся защиты в усло_ виях проведения террористических актов, населению должны давать_ ся рекомендации по правилам поведения в данных ситуациях и про_ водиться практические занятия. Инженерно#технические мероприятия по защите персонала объектов, населения и территорий должны проводиться в первую оче_ редь на объектах «критических инфраструктур» (объекты, обеспе_ чивающие безопасность и жизнедеятельность государства), а также на потенциально опасных объектах в основном на этапах их проек_ тирования и размещения с учетом максимально возможного проти_ водействия поражающим факторам как обычных средств поражения, так и средств поражения на новых физических принципах (лазерное, электромагнитное оружие, компьютерные вирусы и т. д.). Кроме это_ го необходимо обеспечить инженерно_техническую защиту особо важ_ ных объектов от возможности проникновения террористов непосред_ ственно на объект. Инженерно_технические мероприятия по непосредственной защи_ те территории, зданий и помещений объектов должны соответство_ вать рекомендациям руководящих документов МВД РФ в этой обла_ сти РД 78.143_92, РД_78.147_93, Ш1Б_01_93; основным положе_ ниям других нормативных актов, определяющих порядок и способы оснащения средствами инженерной защиты и охранной сигнализа_ цией проектируемых, строящихся и реконструируемых зданий по_ мещений с учетом методов повышения технической защищенности действующих объектов. На территории расположения арсеналов, баз и складов Вооружен_ ных Сил РФ, других войск и воинских формирований в целях обеспе_ чения безопасности хранения вооружения, военной техники и друго_ го военного имущества, защиты населения и объектов при ЧС при_ родного и техногенного характера (в том числе обусловленных тер_ рористическими актами) должны устанавливаться запретные зоны и запретные районы с определенным статусом. Ширина запретной зоны в зависимости от вида хранения имущества может быть от 100 до 400 м. Запретный район шириной не менее 3 км от внешнего ог_ раждения территории военного склада устанавливается только для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и опасных хими_ ческих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. В целях повышения оперативности и качества оказания экстрен_ ной медицинской помощи, принятия своевременных и неотложных мер при ликвидации последствий террористических актов могут про_ водиться следующие медико_профилактические мероприятия: создание в субъектах РФ медицинских формирований и базовых медицинских учреждений, привлекаемых для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при террористических актах, обеспечение данных формирований необходимой медицинской аппа_ ратурой и имуществом; подготовка комплексного использования сил и средств скорой медицинской помощи, служб медицины катастроф территориально_ го и ведомственного подчинения для оказания экстренной медицин_ ской помощи пораженным при совершении крупномасштабных тер_ рористических актов с разрушением жилья и нарушением жизнеобес_ печивающих коммуникаций; создание в субъектах РФ в районах расположения радиационно (ядерно) и химически опасных объектов штатных бригад специали_ зированной медицинской помощи постоянной готовности радиаци_ онного, токсико_терапевтического и санитарно_токсикологического профиля для проведения профилактики и оказания экстренной ме_ дицинской помощи пораженным. Обеспечение зашиты определенных видов стратегических запасов государства Для исключения доступа террористов к исходным материалам, обеспечивающим проведение наиболее опасных и масштабных актов ядерного, химического и биологического терроризма, массового за_ ражения продовольствия и сырья, необходима надежная защита та_ ких видов стратегических запасов государства, как ядерные мате_ риалы (высокообогащенный уран и плутоний), опасные химические вещества различного назначения, опасные биологические вещества, продовольствие, сырье, определенные материалы, используемые в эко_ номике. На объектах хранения разных видов стратегических запасов дол_ жен постоянно в полном объеме проводиться весь комплекс меропри_ ятий по защите персоналаи объектов, в первую очередь, таких как организационные, инженерно_технические и по повышению устой_ чивости функционирования объектов в различных ЧС с учетом воз_ можных средств, используемых террористами, а также специальные мероприятия по противодействию прогнозируемым террористичес_ ким актам.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |