Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды




Концепция Леонтьева о происхождении сознания человека.

Животное- элемент живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира. Человек стремится подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. =>свидетельство о способности сознательно трудиться.

Труд — это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Основная особенность труда - труд осуществляется совместно с другими людьми, это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, т.к. в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми => труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые отличались от сообществ животных.

Отличия человеческих сообществ от животных:

1. объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда.

2. высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и происхождение и развитие сознания человека поведения — регуляции с помощью слова.

3. для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации -- >развитие мышления, формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества = принципы нравственности и морали.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции – когда живой организм изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. Чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который:

- обладает способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды,

- способен формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.

à это обусловлено наличием у человека сознания.

 

Отличие поведения человека от животного:

1. формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

2. способность критически оценивать происходящее

3. способность сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами,

4. исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение

5. способность к сознательной деятельности, проявлением которой является труд,

6. благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение (напр. животные в цирке).

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность - наличие сознания. Похожая психическая деятельность происходит у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Человека отличает от животных не сама деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека.

В результате человек:

- выделяет себя из окружающей среды,

- осознает свою индивидуальность,

- формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека:

· о самом себе,

· об окружающей действительности и

· о своем месте в обществе.

Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции.

8. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

Существуют различные точки зрения в отношении происхождения психики.

Идеалисты — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение.

Дуалисты — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом.

Материалисты — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Автор культурно-исторической концепции развития психики человекароссийский ученый Л.С. Выготский. Концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека - «биологический»(предст. Павлов) и «идеальный»(представитель Гегель).

И.П. Павлов обнаружил, что законы ВНД одинаковы как для животных, так и для человека. =>мнение физиологов - физиология ВНД, наука о мозге в целом заменит собой психологию; предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных.

Л.С. Выготский показал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу: память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

Составные части концепции:

1.«Человек и природа».

При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее (создание орудий труда, развитие материального производства).

2. Человек и его собственная психика».

Человек научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции -способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность, выражающиеся в формах произвольной деятельности.

Человек овладел своим поведением с помощью специальных психологических орудий - знаков. Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами(например «узелок на память» или зарубка на дереве). Столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию.=>знаки - дополнительныt символs, содержательно связанные с трудовой операцией.

3. «Генетические аспекты».

«Откуда берутся средства-знаки?» Труд создал человека. В процессе совместного труда участники общались с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому. Вероятно, первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса («сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д.) Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды на себя. Так из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека. Функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в иптрапсихологические. Процесс превращения интерпснхологических отношений в ннтрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается то же самое:

- взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделатьà ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослогоà ребенок воздействует словом на самого себя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.