КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фундаментальные положения концепции Выготского
1. Высшие психические функции имеют опосредованную структуру. 2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Вывод: Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями, используя психологические орудия - знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, универсальной системой знаков является речь. Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных: 1. по своим свойствам, 2. строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны. Концепция Выготского сыграла большую роль в становлении научной психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Она оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека. 10. Неосознаваемые психические процессы. 1.неосознаваемые механизмы сознательных действий, 2.неосознаваемые побудители сознательных действий, 3.«надсознательные» процессы.
Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой» - «механическая работа», работе, «при которой голова остается свободной». Состояние «свободной головы» — отсутствие сознательного контроля. Процессы неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу: -одни процессы никогда не осознавались - групп первичных автоматизмов - автоматические действия - врожденными или сформированые в первый год жизни ребенка (сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое). -другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании – автоматизированные д ействия, или навыками. Это действия, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, т.к. он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.Например, обучение игре на музыкальных инструментах. В процессе освобождения действий от сознательного контроля человек знает, что он делает, — контроль за деятельностью остается. Поле сознания (область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить: фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении сложныхдействий, требующих постоянного контроля, они находятся в фокусе сознания. Более отработанные или более простые действия - на периферии сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия - за границей сознания, в области бессознательного. Т. о. контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется. Соотношение компонентов деятельности и сознания не стабильно, т.к. действия, находящиеся в фокусе сознания, меняются. При достижении уровня навыков - действия оттесняются на периферию, а затем в область бессознательного. Когда человек начинает совершать много ошибок (при усталости или плохом самочувствии), то вновь начинает контролировать простейшие действия. Представленность действий в сознании - отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не осознаются. Н. А. Бернштейн: выработка навыков — это процесс, идущий с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Существуют автоматизмы в сферах деятельности, не связанных с движением тела (чтение текста например, азбука Морза). 11. Явления неосознаваемой установки. В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки в очень широких масштабах. Оно было создано основателем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), разработано с его учениками. По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. Скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, поэтому навык и установка —одно и то же, но не тождественно. Навык проявляется во время осуществления действия, готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия. Виды установки: 1. моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия;
2. умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов;
3. перцептивная установка — готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, и т. д. Установка очень важна для человека, т.к. обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Готовность при воздействии не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предполагаемого действия, что, часто является ошибкой. Это явление «ошибка установки». (эксперимент с участием детей дошкольного возраста – со сладкой кашей). Бывают явления другого рода, когда установка оказывается неосознаваемой (эксперимент с воздушными шарами разного размера, где была иллюзия установки). Вывод Узнадзе: иллюзия неосознаваема (в подтверждение этому испытуемого вводили в гипноз и теория доказалась его действиями с шарами). Т. о. неосознаваемые установки имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |