Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кредитная система государства




Поваренная соль.Алмазы. Мировые ресурсы поваренной соли практически неисчерпаемы. Алмазы имеют большую ценность как драгоценные камни, а также играют важную роль в промышленности благодаря их исключительно высокой твердости. Земельные, водные и лесные ресурсы.

Металлические руды.

Обеспеченность мирового хозяйства этим видом сырья - 250 лет.Из сырья для производства цветных металлов на первом месте находятся бокситы. Современных запасов бокситов должно хватить на 250 лет. В России запасы бокситов сравнительно невелики.При современном объеме добычи (8 млн. т в год) разведанных запасов медных руд хватит примерно на 55 лет.Общий объем добычи золота в мире составляет 2200 т. Первое место в мире по добыче золота занимает ЮАР (522т), второе - США (329т) Серебро. Уран. Неметаллические полезные ископаемые.

12. Научно-технический потенциал мировой экономики

 

13. Трудовые ресурсы мировой экономики

Под трудовыми ресурсами в мировой экономике понимают часть населения, обладающую достаточным физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособного возраста.

Возрастная структура населения. Возрастная структура населения мира влияет на долю и численность экономически активного населения, Выделяются два основных типа возрастной структуры.

Первый тип, который характерен для большинства развивающихся стран, отличается очень высокой долей детских возрастов и небольшой долей людей пожилого возраста (65 лет и старше).

Второй тип, характерный для промышленно развитых стран и государств с переходной экономикой, отмечен, наоборот, пониженной долей детских возрастов и высокой долей пожилых людей.

Экономически активное население. Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, так как остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством или служит в вооруженных силах и т.д.

Уровень образования. Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы. В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько просто уровнем грамотности.

Профессиональная структура рабочей силы. Изменения в профессиональной структуре проявляются в изменении соотношения численности занятых по различным профессиям, образовании новых и исчезновении старых профессий.

Важнейшая из действующих в этой области тенденций состоит в снижении во всех странах доли сельскохозяйственных профессий и увеличении доли работников сферы услуг, причем чем выше уровень развития экономики страны, тем эта тенденция проявляется сильнее.

Специалисты (работники с высшим и средним специальным образованием) являются самой быстро растущей категорией экономически активного населения в развитых, постсоциалистических и новых индустриальных странах. Так, особенно быстро растет численность работников наиболее квалифицированных профессий, связанных с развитием наукоемких производств. Категория служащих — вторая по численности в профессиональной структуре занятости стран развитых, с переходной экономикой и новых индустриальных. Усложнение общей системы хозяйственных связей и рост информационных потоков вызвали необходимость анализа и обработки информации, что обусловило резкое увеличение численности служащих и их доли в занятом населении.

Занятость работников сферы услуг возрастает и абсолютно, и относительно во всех группах стран как следствие процесса постиндустриализации.

Рабочие в промышленности, строительстве, на транспорте (индустриальные рабочие) составляют самую многочисленную профессиональную категорию экономически активного населения в развитых и постсоциалистических странах. Но в обеих группах стран происходит сокращение доли этой категории занятых, вызванное перемещением рабочей силы в сферу услуг.

14. Финансовые ресурсы мировой экономики. Международные финансовые учреждения

Финансовые ресурсы мира – это совокупность финансовых ресурсов. всех стран, м.о., ТНК, которые используются в международных экономических отношениях.
Они неравномерно распределены между странами (различными участниками международных экономических отношений) и поэтому постоянно перемещается между ними. Основная масса финансовых ресурсов сосредоточена в развитых странах. Этот уровень взаимодействия в настоящее время является наиболее распространенным. Механизм этого перемещения можно представить по следующей схеме:

Часть финансовых ресурсов предоставляется в виде финансовой помощи (на льготных условиях), часть оседает в ЗВР, однако основная масса покупается и продается на мировом фин. Рынке. Границы между различными сегментами размыты и без затруднений возможна переориентация одной части финансовых ресурсов в другую.
Основными участниками финансового рынка являются государства, м.о., вместе с тем возрастает роль ТНБ, ТНК, страховых компаний, инвестиционных фондов.
Мировые финансовые центры
Америка Нью-Йорк, Чикаго;
Европа Лондон, Франкфурт, Париж, Цюрих, Женева, Люксембург;
Азия Токио, Сингапур, Гонконг, Бахрейн;
Оффшорные зоны Панама, Бермудские, Антильские острова

Реальный капитал – это средства производства. Денежный капитал представляет собой финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно в движении, перераспределяясь между различными участниками международных экономических отношений. Часть из них попадает в золотовалютные резервы (ЗВР), часть предоставляется за рубеж на льготных условиях в виде помощи, но основная масса покупается и продается на мировом финансовом рынке (мировых рынках капитала).

Капитал как экономический ресурс подразделяется на реальный и денежный.
Денежный капитал- это финансовые ресурсы. Финансовые мировые ресурсы-это финансы всех людей, фирм, организаций и государств мира. Носителями финансовых ресурсов является национальные валюты, а также разнообразные ценные бумаги.
Основные функции мировых финансов:1)Обеспечивать проведение денежных расчетов между резидентами и не резидентами.2)Обеспечивать всех участников международных сделок инвестиционными ресурсами.
Финансовые ресурсы мира можно разделить на 2-е формы:1)Международное движение капитала.2)Международные валютно-расчетные отношения.
Особенности финансовых ресурсов мира: неравномерно распределены между странами. Основная масса сосредоточена в развитых странах, но они нужны всем странам => Мировой финансовый рынок-совокупность финансово-кредитных организаций, которые перераспределяют финансовые ресурсы между покупателями и продавцами, кредиторами и заемщиками.

Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.

Идея создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла под влиянием мирового экономического кризиса в 1929—1933 гг. Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений.

Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

Поле деятельности международных валютных и кредитно-финансовых организаций:

· анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой экономики;

· операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

· инвестиционная деятельность (кредитование в области международных и внутренних национальных проектов);

· кредитование государственных проектов;

· финансирование программ международной помощи;

· финансирование научных исследований;

· благотворительная деятельность.

15. Международный финансовый рынок

Мировой финансовый рынок -совокупность финансово-кредитных организаций, которые перераспределяют финансовые ресурсы между покупателями и продавцами, кредиторами и заемщиками.

Сферы финн-го рынка: кредитный рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг (акций, облигаций), рынок страховых услуг. Совокупность национальных финансовых рынков называется международным финансовым рынком (МФР), который представляет собой совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заемщиков разных стран. Этот рынок функционирует благодаря наличию соответствующих инфраструктурных систем, которые обеспечивают и поддерживают целостность МФР; он регулируется различного рода международными соглашениями и международными институтами.
МФР стал развиваться с началом вывоза (миграции) капитала к концу XIX в. На современном этапе в период глобализации экономики к его функциям относятся:
1. Аккумуляция свободных денежных средств и их перераспределение между отдельными отраслями, странами и регионами.
2. Обеспечение роста эффективности экономики, прежде всего производственного потенциала, на основе поддержания ее (его) необходимыми финансовыми ресурсами. Развитие МФР значительно подняло эффективность инвестирования мировых накоплений и таким образом внесло косвенный вклад в повышение производительности труда в мире. В этом состоит позитивное значение этого рынка.

 

Международный финансовый рынок – это система рыночных отношений, обеспечивающая аккумулирование и перераспределение мировых финансовых потоков.

Международный финансовый рынок организационном плане – это совокупность национальных рынков, специализированных финансово-кредитных учреждений, фондовых бирж, банков, через которые осуществляется движение мировых финансовых потоков в сфере международных экономических отношений. Основные функции МФР заключаются в:

 мобилизации и перераспределении аккумулированного капитала между национальными экономиками, странами, регионами, корпорациями;

 формировании рыночной цены на отдельные финансовые инструменты под воздействием спроса и предложения;

 снижении издержек финансовых операций;

 ускорении концентрации и централизации капитала (образование крупных финансовых холдингов), что особенно ярко проявляется в слияниях и поглощениях коммерческих и инвестиционных банков, а также бирж. Международный финансовый рынок может быть первичным, вторичным и третичным.

На первичном рынке размещаются новые выпуски долговых инструментов. Как правило, это происходит при содействии крупных инвестиционных институтов.

На вторичном рынке продаются и покупаются выпущенные ранее финансовые инструменты. Этот рынок образуется в результате превышения спроса со стороны международных инвесторов над предложением определенных инструментов на первичном рынке.

На третичном рынке производится торговля производными финансовыми инструментами.

К особенностям МФР можно отнести:

 огромные масштабы сделок (операции на МФР превышают в 50 раз сделки по международной торговле товарами);  отсутствие пространственных, географических и временных границ. Операции на МФР осуществляются практически круглосуточно;

 использование ведущих валют (доллар, евро, йена, СДР) в сделках между участниками рынка;

 сделки проводятся по международным процентным ставкам (LIBOR, EUROBOR и т.п.);

 широкое внедрение национальных финансовых рынков в систему МФР при сохранении их определенной самостоятельности.

Их место в системе МФР определяется:

 местом и ролью страны в мировой системе хозяйства;

 наличием развитой национальной финансово-кредитной системы;

 стабильностью национальной экономики;

 благоприятным инвестиционным климатом;

 валютным, налоговым и инвестиционным законодательством.

По признаку функциональных различий (или в зависимости от экономического содержании операции) мировой финансовый рынок, как национальный, так и международный, можно разделить на два основных сектора:
- мировой денежный рынок;
- мировой рынок капитала.
Денежный рынок делится:
- на межбанковский рынок (т.е. рынок межбанковских депозитов), который представляет собой совокупность операций между банковскими учреждениями по предоставлению взаимных краткосрочных необеспеченных ссуд на сумму до I млн долл. США;
- учетный рынок — учет векселей частного и государственного секторов (казначейские обязательства) хозяйствования, а также иных краткосрочных обязательств (иных коммерческих бумаг). Рынок капитала делится:
- на кредитный рынок (учитывает механизм кредитования);
- фондовый рынок (включает рынок акций и рынок облигаций). На рынке акций происходит обращение денежных документов
(акций), удостоверяющих имущественное право владельцев этих документов по отношению к лицу, выдавшему эти документы. Акции — это долевые ценные бумаги.
На рынке облигаций обращаются долговые ценные бумаги, дающие их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход или на определяемый но договору изменяемый денежный доход.

16. Общая характеристика трудовых ресурсов мирового хозяйства

17. Современные формы и тенденции развития международного рынка труда

18. Понятие, причины и виды международной миграции рабочей силы

19. Типы международных мигрантов (по классификации МОТ)

Совокупное перемещение населения за пределы национальных границ, происходящее в настоящее время, образует миграционные потоки. Согласно классификации МОТ, выделяют пять типов потоков международной миграции.
1. Переселенцы. К этой категории относятся лица, переезжающие в другую страну на постоянное местожительство. Основной поток переселенцев направляется в развитые страны - США, Канаду, страны ЕС, Австралию. Чаще всего этот поток основывается на воссоединении семей.
2. ^ Лица, работающие по контракту. Срок пребывания в принимающей стране этой категории лиц строго ограничен. К ним относятся сезонные рабочие, а также лица, занимающиеся неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, занятые на тяжелых, вредных для здоровья работах, не дающих возможности для профессионального роста.
3. Профессионалы. К ним относятся лица с высоким уровнем теоретической подготовки и соответствующим практическим опытом работы.
4. Нелегальные иммигранты, выезжающие в принимающую страну на незаконных основаниях. К ним относят иностранцев с просроченной или туристической визой, занимающихся трудовой деятельностью.
5. ^ Вынужденные мигранты. К массовым перемещениям за пределы национальных границ их вынуждают войны, насилие, нарушение прав человека, стихийные бедствия, экологические катастрофы.

20. Положительные и отрицательные последствия международной рабочей миграции

Таким образом, к положительным последствиям миграции рабочей силы можно отнести:

Занятость вакансий, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 90-е годы трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии – 10,2%, в Германии – 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население. При импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку.

Баланс соотношения выигрыша и потерь на практике чаще всего складывается в пользу принимающей страны, а расхожее общественное мнение об убыточности приема иммигрантов оказывается ложным. Однако миграция рабочей силы нередко порождает отрицательные внешние эффекты, принимающие форму издержек, которые невозможно оценить в деньгах, например, неравномерная иммиграция может создать излишнюю плотность населения в отдельных регионах, что вызывает социальную напряженность в обществе, межнациональную неприязнь. “Утечка умов” приводит к нежелательным структурным сдвигам в экономике, падению престижа отечественной науки, старению научных кадров.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят:

Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

 

21. Современные центры притяжения рабочей силы

Основными центрами притяжения иммиграции рабочей силы издавна являются:

США, Канада и Австралия. Население этих стран полностью или частично состоит из потомков иммигрантов. Высокий уровень жизни в этих странах притягивает иммигрантов со всего света. В этих странах остается по-прежнему самый высокий уровень ВВП на душу населения. Потоки высококвалифицированной рабочей силы едут в эти страны изо всех стран мира. В начале 90-х годов в США находилось 21 млн. иммигрантов, в Канаде и Австралии - по 4 млн. чел. В конце 90-х годов в США легально иммигрировали 700-800 тыс. человек в год.

^ Западная Европа. Главный центр притяжения здесь - Германия. Основные страны- доноры - Турция, бывшие югославские республики, страны СНГ. Второе место по иммиграции в Западной Европе занимает Франция. Главные источники иммиграции в эту страну - бывшие французские колонии, а также ближайшие менее развитые соседи - Испания, Португалия, Мальта. В Великобританию иммигранты прибывают из британского содружества наций. Другие страны Западной Европы также используют рабочую силу. В настоящее время иностранные рабочие во Франции составляют 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих, в Бельгии - 50% шахтеров и т.д. [9]. В странах Западной Европы существует большая зависимость от труда иностранных рабочих6 без них невозможно нормальное функционирование таких отраслей экономики как строительства. угольной промышленности, сферы услуг.

С 1 января 1993г. ЕС объявил себя единым рыночным пространством. С этого времени жители государств- членов ЕС свободно мигрируют в любую из этих стран. В связи со значительным постарением населения в ближайшие 25 лет для сохранения нынешней пропорции между работающими и иждивенцами Европейский Союз вынужден будет принять 159 млн. иммигрантов, иначе ему придется поступиться высоким уровнем и качеством жизни. Однако Европа полна решимости остановить демографическое наступление Африки и Азии. Тем не менее, численность иммигрантов в Европу продолжает увеличиваться. Масштабы легальной иммиграции состав-ляют2 млн. человек в год.

С 60-х годов ХХ в. появились новые центры притяжения рабочей силы. Здесь наблюдались высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлечения иностранного капитала. В их число входят нефтедобывающие страны Ближнего Востока, НИС Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

^ Ближний Восток. Нефтедобывающие страны (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, Ирак, Иран, Кувейт и др.) широко используют с 70-х годов труд иностранных рабочих на постоянной основе, превратились в крупный центр трудовой иммиграции. Только в Саудовской Аравии в середине 90-х годов число иммигрантов составляло около 4 млн. чел. В качестве главного экспортера рабочей силы выступал Египет. Его доля в количестве иммигрантов этого региона составила 75%. Также иммигрируют в этот регион рабочие из Бангладеш, Индии, Пакистана, Филиппин.

^ Латинская Америка. Аргентина, Бразилия, Венесуэла привлекательны для зарубежных сезонных рабочих и на сборочных предприятиях. Сюда направляются эмигранты из других стран Латинской Америки, Азии, Африки.

^ Новые индустриальные страны (НИС): страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Чили, Парагвай, Уругвай) и страны Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Малайзия, Филиппины, Индонезия) создали значительный экономический потенциал. Сюда возрос приток иммигрантов.

Израиль. Государство, которое существует с 1947г. и имеет сегодня население более 5 млн. человек. Оно на 2/3 состоит из иммигрантов (более 1 млн. человек населения Израиля - выходцы из СССР).

 

22. Государственная миграционная политика: понятие, виды, методы

Миграционная политика - это совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.
Цели международной миграционной политики - определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционных процессах.
Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляется на основе национального законодательства. Согласно Программе действий, принятой в 1976г. на всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международной организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- и многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. В настоящее время в национальных законодательствах стран обязательно учитываются требования международных конвенций.
Так, одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах - признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенство в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.д. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
-организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;
-принятием мер против недостоверной информации в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан;
-организацией соответствующих медицинских служб;
-разрешением перевозить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов.

Прежде всего, в общетипологическом плане она позволяет выделить следующие главные направления международных (преимущественно трудовых) миграций:
1) миграции из развивающихся в экономические развитые страны;
2) миграции в пределах экономически развитых стран;
3) миграции в пределах развивающихся стран;
4) миграции из стран с переходной экономикой в экономически развитые страны.

Миграционная политика является одним из направлений демографической политики, включающей совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционные процессы. Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов. Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы принятия иностранных граждан, а эмиграционная политика -- выезд граждан за рубеж.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиг­рационный климат, а также прямые методы, нацелен­ные на регулирование объемов и структуры эмиграци­онных потоков. Косвенные методы включают: валютную и банковскую политику поощрения ва­лютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам; продажу рабочим-мигрантам цен­ных бумаг, не облагаемых налогами; таможенную политику, предусматривающую тамо­женные льготы для возвращающихся трудящихся-эмиг­рантов; специальные эмиграционные программы, допол­нительно принимаемые в ряде стран. Прямые методы: требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам; экспансионную политику, направленную на завое­вание рабочих мест на рынках зарубежных стран; структурную политику, основными элементами которой выступают лимитирование выдачи за­граничных паспортов; запрет; установление сро­ков обязательной работы в стране после завершения об­разования за государственный счет.

Иммиграционная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда. Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов: качественные требования к иностранной рабочей силе (наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности); возрастной ценз; состояние здоровья; ограничения личностного характера (так называе­мая социальная чистка); прямое квотирование импорта рабочей силы; финансовые ограничители; временные ограничители; запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и кос­венной форме, когда определяется перечень приоритет­ных профессий для въезда; национально-географические приоритеты; система санкций, действующих в отношении не­законно трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незакон­ным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов; программы репатриации, призванные стимулиро­вать отток трудящихся-мигрантов.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регу­лированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны.

23. Роль международных организаций в регулировании международной трудовой миграции

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Гак, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации груда в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО есть положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), цель которой состоит в обеспечении упорядоченной и плановой международной миграции, ее организации, обмене опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав, а также в отношении социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции — координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM). Последняя занимается упорядочением международной миграции, ее организацией, информацией по разным вопросам миграционного процесса.

Международная организация по миграции, созданная в 1951 году, является ведущим межправительственным учреждением в области миграции, она тесно взаимодействует с правительственными, межправительственными и неправительственными организациями.

В МОМ входят 146 государств-членов, еще 13 стран имеют статус наблюдателей.

Задача МОМ – содействовать гуманизации и упорядочению процессов миграции ради всеобщего блага. Деятельность МОМ направлена на упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитию международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам.

В Уставе МОМ подчеркивается, что процессы миграции связаны с экономическим, социальным и культурным развитием, а также с правом людей на свободу передвижения.

Деятельность МОМ по регулированию миграции осуществляется по четырем основным направлениям:

МОТ была создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции по итогам первой мировой войны. Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал -демократии.

Главная цель МОТ -- содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита их прав.

Основные задачи МОТ следующие:

* разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

* разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением;

* помощь странам-участникам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграций:

* защита прав человека (права на труд, на объединения, коллективные переговоры, зашита от принудительного труда, дискриминации и т.п.),

* борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

* содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

* разработка и осуществление программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

* содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

* разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся - мигрантов).

24. Мировой рынок: понятие и виды

Существуют основные условия возникновения рынка.

Первое условие - общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных благ и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (автомобильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую -- стадийную (прядильная фабрика).

Определяющим моментом специализации считается принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается в возможности производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости в силу различий предпринимателей в навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и др.

Второе условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). мировой рынок

Третье условие - разрешение проблемы трансакционных1издержек - издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

В общем виде на мировом рынке можно обособить:

- рынок товаров;

- рынок услуг;

- рынок рабочей силы;

- рынок капиталов.

На мировом рынке товаров различают секторы топливно-сырьевых, сельскохозяйственных, промышленных товаров.

25. Инфраструктура мировых рынков

Интернационализация производительных сил не может развиваться без единой мировой инфраструктуры. Отдельные ее элементы зародились в прошлом: морское судоходство, железные дороги, телеграф, телефон. Однако самостоятельное значение инфраструктура приобрела уже в условиях сложившегося мирового хозяйства, особенно в последние десятилетия. Это высокоразвитая мировая транснациональная система и мировая сеть информационных коммуникаций (телесеть, компьютерные сети, Internet, спутниковая связь и т. д.). Сфор мировался разветвленный информационный комплекс, воздействие которого распространяется практически на все отрасли и сферы экономики. Информационные коммуникации можно назвать нервной системой мирового хозяйства.
Мировая экономика во многом зависит от развития мировой рыночной инфраструктуры – возникновения и функционирования межгосударственных рынков, банков, бирж, АО (корпораций), общерегиональных органов экономического регулирования.
Наиболее значимыми элементами современной всемирной рыночной инфраструктуры являются такие международные экономические организации, как:
– ЕС (Евросоюз, бывший «Общий рынок»), конечной целью сообщества является образование на базе интеграционных процессов единого внутреннего рынка стран ЕС;
– МВФ – Международный валютный фонд – организация, действующая с 1947 года, призванная содействовать развитию международной торговли и валютному сотрудничеству посредством регулирования валютных курсов, поддержания устойчивости валютных паритетов, устранению валютных ограничений, а также предоставлению кредитных ресурсов при валютных затруднениях странам-членам МВФ.

На сегодня в МВФ входят 182 страны (в том числе с июня 1992 года - Россия);
– МБРР – Международный банк реконструкции и развития – образован в 1945 году. Это межправительственная финансовая организация, предоставляющая долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран-членов МБРР. Формально банк является специализированным учреждением ООН. Банк действует под контролем крупнейших индустриальных стран;
– группа Мирового банка, в которую входят: МБРР, Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Основная цель заключается в финансировании и кредитовании развивающихся стран;
– МОТ – Международная организация труда – создана в 1919 году. Ее деятельность направлена на решение социально- экономических проблем труда, на осуществление помощи отдельным странам в сферах занятости, условий труда, в решении проблем профессионально-технического обучения и т п.;
– ГАТТ/ВТО – Генеральное соглашение по тарифам и торговле (существует с 1947 года) / Всемирная торговая организация (преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1995 года) – регламентирует торговую и тарифную политику стран-участниц, которых насчитывается 148.

Одной из основных форм работы ГАТТ/ВТО является проведение многосторонних торговых переговоров.

Инфраструктура рынка - это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей - основное предназначение институтов инфраструктуры.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: 1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества; З) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия

занятости (биржи труда); 6) информационные технологии и средства деловой коммуникации; 7) налоговая система и налоговая инспекция; 8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; 9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации 10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; 11) таможенная система; 12) профсоюзы работающих по найму; 13) коммерческо-выставочные комплексы; 14) система высшего и среднего экономического образования; 15) аудиторские компании; 16) консультативные (консалтинговые) компании; 17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; 18) специальные зоны свободного предпринимательства.

Разные ученые выделяют различные элементы, это и маркетинговые службы, компьютерные фирмы, аудиторские и бухгалтерские фирм, кредитно-финансовые службы. Но в первую очередь - это кредитная система государства; банковская система; страховая система; биржи; рекламные агентства; торговые предприятия.

Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестны. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникает временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.п., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент.

Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства - кредитной системы.

Кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности, так называемых небанковских банков, то есть не банковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временные свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией.

Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих поток товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки. В рыночной экономике возможна ситуация, когда одни участники конференции, например предприниматели не располагают необходимым количеством капитала для расширения производства, развертывания предложения товаров до уровня их спроса. В то же время другие сталкиваются с проблемой прибыльного размещения сбережений, например в виде излишков денежных средств. Для разрешения указанного противоречия, превращения сбережений в инвестиции рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура - кредитная система, которую образуют банки, страховые компании, фонды профсоюзов и иных организаций, обладающих правами коммерческой деятельности. Существует множество вариантов прибыльного использования этих средств, когда, допустим, профсоюзные фонды инвестируются в акции, передаются взаймы коммерческим банкам и т.п. В современной экономике не один рубль или доллар не должен простаивать на долго выпадать из обращения.

Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система. Практика доказала, что наиболее эффективным является ее двухъярусное строение: первый ярус - центральный (государственный) банк, второй - коммерческие, ипотечные (кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитование нововведения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.