Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадокс Леонтьева 1 страница




В соответствии с теорией соотношения факторов производства относительные различия в наделенности ими определяют структуру внешней торговли отдельных групп стран. В странах, относительно более капиталонасыщенных, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары,,а в импорте — трудоемкие. И наоборот, в странах, относительно более трудонасыщенных, в экспорте будут преобладать трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

Теория соотношения факторов производства многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных применительно к различным странам. При этом экономисты стремились выяснить существование корреляционной зависимости между соотношением капитале- и трудонасыщенных отраслей экономики отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.

Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. известным американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым. Он проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 г. и 1951 г.

Экономика США после Второй мировой войны характеризовалась высокой насыщенностью капиталом и относительно более высокой по сравнению с другими странами оплатой труда. В соответствии с теорией соотношения факторов производства Соединенные Штаты Америки должны были экспортировать преимущественно капиталоемкие, а импортировать преимущественно трудоемкие товары.

В. Леонтьев определил соотношение затрат капитала и труда, необходимых для производства экспортной продукции на 1 млн долл. и такого же по стоимости объема импорта. Вопреки ожиданиям, результаты исследования показали, что американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».

В экономической литературе существуют различные объяснения парадокса Леонтьева. Наиболее убедительное из них состоит в том, что США раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.

Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне прямолинейного и упрощенного использования выводов теории Хекшера— Олина в практических целях.

 

30. Теория абсолютных и относительных (сравнительных) преимуществ (Смит, Рикардо)

31.Концепции международной торговли (меркантилизм и теория жизненного цикла товара)

32. Теория соотношения факторов производства (Хекшера-Олина). Парадокс Леонтьева. Теорема Рыбчинского

33.Теория «международной конкурентоспособности наций Портера

34. Мировой рынок товаров: понятие, особенности.

Мировой рынок товаров и услуг представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена, которая складывается между субъектами (государствами, предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, финансовыми институтами, региональными блоками и т.д.) по поводу купли-продажи товаров и услуг, т.е. объектов мирового рынка.

Как целостная система мировой рынок сложился к концу XIX века одновременно с завершением формирования мирового хозяйства.

Мировой рынок товаров и услуг имеет свои особенности. Главное состоит в том, что сделки по купле-продаже товаров и услуг совершаются резидентами различных государств; товары и услуги, перемещаясь от производителя к потребителю, пересекают границы суверенных государств. Последние, реализуя свою внешнеэкономическую (внешнеторговую) политику, с помощью различных инструментов (таможенных пошлин, количественных ограничений, требований соответствия товаров тем или иным стандартам и т.п.) оказывают существенное влияние на товарные потоки как с точки зрения географической направленности, так и отраслевой принадлежности, интенсивности.

Регулирование движения товаров на мировом рынке осуществляется не только на уровне отдельных государств, но и на линии межгосударственных институтов – Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского Союза, Североамериканского Соглашения о свободной торговле и др.

Внешнюю и международную торговлю характеризуют такие важнейшие показатели, как общий объем (товарооборот), товарная структура, географическая структура.

35. Ценообразование в международной торговле

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изу­чение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возме­щены после продажи товара, какие нет, каков уровень дохо­дов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальней­шего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осу­ществляется под воздействием конкретной рыночной ситуа­ции. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характерис­тики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить прода­вец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указан­ных двух требований зависит от многих условий, получив­ших название "ценообразующие факторы". По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

• экономический цикл;

• состояние совокупного спроса и предложения;

• инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особен­ностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

• издержки;

• прибыль;

• налоги и сборы;

• предложение и спрос на этот товар или услугу с уче­том взаимозаменяемости;

• потребительские свойства: качество, надежность, вне­шний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

• сезонность;

• эксплуатационные расходы;

• комплектность;

• гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых ме­ханизмов и экономических инструментов:

• государственное регулирование;

• валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообра­зования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложе­ние. Известно, и это отмечалось в предыдущих главах, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внут­реннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, по­стоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Произ­водитель-продавец товара на внешнем рынке находится в ре­жиме постоянного "ценового стресса". Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, и это тоже уже говорилось, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, ус­луг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается на­циональными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Ес­тественно, что все это не может не отражаться на формиро­вании мировых цен.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экс­портно-импортных сделок, заключаемых на мировых товар­ных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие "мировой товарный рынок" означает совокупность устойчи­вых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международ­ные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.

И в мировой торговле к факторам, под воздействием ко­торых складываются рыночные цены, прежде всего относит­ся состояние спроса и предложения. На практике цену на предлагаемый продавцом товар определяет:

• платежеспособный спрос покупателя данного това­ра, т.е. попросту говоря, наличие денег;

• объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;

• полезность товара и его потребительские свойства,

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

• количество товара, предлагаемого продавцом на рын­ке;

• издержки производства и обращения при реализа­ции товара на рынке;

• цены на ресурсы или на средства производства, ис­пользуемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупате­ля. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и неэкономические факторы.

На мировом рынке возможны случаи т.н. "искажения соотношения спроса и предложения". В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и бу­дет какое-то время определять мировую цену и которая на­верняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой ню­анс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого про­дукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения круп­ными и мощными державами.).

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторго­выми, следует учитывать различия в их экономическом со­держании для отдельных сторон и в определенных ситуациях. Во-первых, существуют понятия "цены продавца", т.е. пред­лагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и "цены покупателя", т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вто­рых, в зависимости от рыночной ситуации, конъюнктуры, определенного временного периода существует "рынок про­давца", на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и "рынок покупателя", на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть пред­метом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошиб­ки.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценооб­разовании на товары, в особенности в мировой торговле, за­нимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечно­му потребителю. Речь идет об общепринятых условиях по­ставки: техническое обслуживание, шеф-монтаж, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, свя­занные с продвижением, реализацией и использованием то­вара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процент­ную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на со­вершенствование качественных характеристик товара, с дру­гой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффектив­ность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (на­пример, возрастает скорость, надежность и т.д.) относитель­ная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

При анализе цен следует учитывать и движение эконо­мического цикла, что в сфере международныхэкономичес­ких отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, стадии подъема в связи с превышением спроса над предло­жением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространя­ется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризи­са и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен от­личается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфаб­рикатов, еще слабее "реакция цен" на продукцию машино­строительного комплекса.

36. Мировой рынок услуг

Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.
В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.
В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.
Международная торговля услугами, в отличие от торговли то-варами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.
Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информаци-онных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Туризм

Одна из наиболее динамичных отраслей услуг — туризм, осо­бенно международный. Число международных туристов постоян­но растет,

обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн человек. В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, по­сещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для Рос­сии баланс валютных поступлений от туризма.

Международная торговля услугами

В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить на три группы. В первую группу стран с вы­соким уровнем развития сферы услуг входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам со средним уровнем развития сферы услуг относятся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также стра­ны с переходной экономикой, для которых характерен относи­тельно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. Боль­шинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг.

Все более широкое распространение получают деловые услуги.

Инженерно-технические услуги - это комплекс услуг ком­мерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строи­тельства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. В ходе развития техники часть инженерных работ обособилась от сферы науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и стала самостоятельным видом внешнеэкономической деятельности. В качестве такого явления инжиниринг не во­площается в материальном продукте, а проявляется в некото­ром полезном эффекте, который может получить потребитель услуги.

Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место за­нимаютарендные отношения. Международная аренда - это сдача внаем машин и оборудования иностранному контра­генту. Этот процесс представляет собой одну из форм креди­тования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору. К сделкам по купле-продаже услуг относятся и туристиче­ские услуги. В настоящее время международный туризм полу­чил широкое распространение и стал высокодоходной отрас­лью экономик многих стран мира.

Среди консультационных услуг в области информации и совершенствования управления широкое распространение по­лучили аудиторские услуги,предусматривающие проверку коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, раз­работку предложений по ее совершенствованию, консульта­ции по вопросам налогообложения и т.п.

В этой внешнеторговой группе сделок различают торговлю результатами научно-технических исследований и торговлю объектами авторского права. В отличие от международ­ной торговли вещественными предметами в операциях по тор­говле научно-техническими знаниями присутствуют продукты интеллектуального труда, выступающие в форме патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образцов, а также технические знания и опыт, объединенные понятием ноу-хау. Патент - это документ, выданный государственным орга­ном изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключи­тельное право на использование изобретения. Лицензионные операции - это предо­ставление права на использование иностранных научно-технических достижений на основе специальных лицензион­ных соглашений. Ноу-хау – это информация. имеющая коммерческую ценность. Она может быть патентоспособной, может быть секретом производства, но может быть и общей.

37. Мировая электронная торговля

Понятие «электронная торговля» появилось сравнительно недавно. Но трактуется оно во многих аспектах. Зачастую под электронной торговлей понимают сделки по купле-продаже, осуществляемые через Интернет. В то же время существует и другая точка зрения: сделки по купле-продаже осуществляются по любым электронным сетям (например, с использованием возможностей интерактивного телевидения). Иногда ее суть пытаются раскрыть с помощью уже знакомых понятий: как дальнейшее развитие посылочной торговли по каталогам или некоторое продолжение развития электронных транспортных, банковских и биржевых систем, с помощью которых осуществлялись расчеты.

«Электронная торговля» – русский перевод английского термина e-commerce, что точнее перевести как «электронная коммерция». Последний перевод предполагает более широкий спектр толкований.

Согласно определению ВТО электронная коммерция – это процесс производства, продажи, рекламы и распространения какой-либо продукции по всем телекоммуникационным сетям. С этим определением согласны практически все крупные организации. Поэтому в русской литературе определения «электронная торговля» и «электронная коммерция» считаются синонимами.

Производственная составляющая электронной торговли проявляется в отношении электронных услуг и электронных товаров (они носят главным образом информационный характер). Электронные услуги несколько отличаются от обычных: они могут быть отделены от производителя, их можно видеть (например, с помощью компьютерного монитора мы можем видеть, как деньги с нашего банковского счета переходят на другой).

Экономические отношения в Интернете являются основой интернет-экономики (или сетевой экономики). Последнее понятие появилось давно, но его значение было несколько другим. Сейчас это все экономические процессы, которые происходят в глобальной сети Интернет.

Суть электронной торговли заключается в том, что осуществляется некоторая коммерческая сделка. Причем стороны приходят к соглашению без непосредственного контакта друг с другом, а через сеть Интернет. В результате происходит смена собственника того объекта, который является предметом купли-продажи.

Электронная коммерция включает в себя не только саму коммерческую сделку, но и интернет-маркетинг, контакты с поставщиками через Интернет, обслуживание клиентов уже после продажи им товара, систему платежей и доставки различными способами (онлайновым или традиционным) и т. д. Но все названные элементы не принадлежат к электронной торговле без коммерческой сделки.

Основой электронной торговли являются информационные технологии. Таким образом, электронная торговля – это технологии по управлению информацией электронным образом, которые приводят к заключению торговой сделки в сети Интернет.

Весь процесс осуществления электронной торговли можно подразделить на три стадии:

1) стадия поиска. На этом этапе осуществляется поиск необходимого товара и происходит первое взаимодействие продавца и покупателя;

2) стадия заказа и оплаты. Эта стадия наступает, если обе стороны согласны с условиями совершения этой сделки;

3) стадия поставки.

Электронная торговля имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной. Она значительно сокращает трансакционные издержки, делает более простым процесс совершения сделок и сокращает его. Информационный товар гораздо легче доставить через Интернет, причем стоит это дешевле. Что касается других видов товаров, то зачастую покупателю понадобится меньшая сумма денег при покупке товара через Интернет.

Участниками электронной торговли являются фирмы и домашние хозяйства. Государство принимает в ней участие в меньшей степени, так как несколько отстает в освоении экономического электронного пространства. В некоторых развитых странах проводятся госзакупки с использованием интернет-технологий, но в мировом масштабе подобные действия наблюдаются редко.

Существует два основных вида электронной коммерции: торговая площадка и электронный магазин.

На торговых площадках осуществляются, как правило, сделки между различными фирмами. Создаются они большим количеством участников: покупателями, продавцами и третьими лицами. Такие площадки имеют функциональную или отраслевую направленность. Виртуальные площадки могут создаваться в различных видах: виртуального каталога, биржи или аукциона.

Электронные магазины используют розничную торговлю. Во многом они похожи на традиционные. В электронных магазинах покупатель может оценить внешний вид товара, проконсультироваться, узнать мнения других покупателей и расплатиться в случае совершения покупки.

 

39. Внешнеторговая политика государства:

Развитие МТТ тесно связано с выработкой мер ее регу­лирования на уровне национальных государств и междуна­родных организаций. Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возраста­нию экономического благосостояния всех стран — как экспорте­ров, так и импортеров, на практике международная торговля прак­тически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые от­ношения с другими странами. Основными целями внешне­торговой политики являются:
• изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
• изменение объема экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами;
• изменение соотношения экспортных и импортных цен,
Современная внешнеторговая политика — это взаимодействие двух тенденций:
1) протекционизма — политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и за- частую на захват внешних рынков;
2) либерализации (политика свободной торговли) — связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю.
Политика протекционизма, так же, как и политика ли­берализации, в чистом виде не проводится. Различные сте­пени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Раз­витие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
«селективный протекционизм» — направлен против отдель­ных стран или товаров;
«отраслевой протекционизм» — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
«коллективный протекционизм» — проводится объедине­ниями стран в отношении стран, в них не входящих;
«скрытый протекционизм» — осуществляется методами внут­ренней экономической политики.
Крайняя форма протекционизма – экономическая автаркия – означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производится не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Автаркия, свободный протекционизм и торговля

Автаркия - экономическое обособление страны от других стран, создание самоудовлетворяющегося замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства.
В чистом виде автаркия проявлялась в условиях натурального хозяйства. В современных условиях страна может оказаться в условиях автаркии или в силу внешних обстоятельств (проведение экономической блокады, как против СССР после Октябрьской революции и гражданской войны), или за счет проведения государством политики автаркии (например, как Германия, стремившаяся в 1930-е гг. накопить материальные ресурсы и поднять экономический потенциал).
Во второй половине XX в. стала усиливаться либерализация экономики, независимость от влияния государства, т.е. тенденция к отмене ограничений в торговле и в движении факторов производства, к переходу от автаркии и протекционизма к фритредерству.

В настоящее время выделяют два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли).
Протекционизм (прикрытие, покровительство) - политика, направленная на защиту внутреннего рынка и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки.
Протекционизм был первой политикой, которую начали проводить государства, формировавшиеся на заре капитализма. Протекционизм был призван способствовать развитию еще только зарождающейся и находящейся на стадии мануфактуры промышленности. Начиная со второй половины XIX в., Великобритания и Франция переходят к политике фритредерства, в то время как Германия и США, где только еще начинался процесс формирования промышленного капитализма, придерживались политики протекционизма. Эта политика усиливалась во всех промышленно развитых странах в эпоху формирования монополий, в периоды Первой и Второй мировых войн, глубокого экономического кризиса 1929-1933 гг.
В послевоенные годы в промышленно развитых странах происходит переход к либерализации внешней торговли.
Либерализация - форма внешнеторговой (внешнеэкономической) политики, предполагающая снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом Противоположность протекционизму - фритредерство.

Фритредерство (free trade) - обмен товаров и услуг между странами, в максимальной степени освобожденный от ограничений в виде таможенных пошлин, количественных и других нетарифных барьеров. Открытость экономики ведет к усилению конкуренции в стране и к повышению эффективности экономики (как правило, в долгосрочной перспективе), к развитию МЭО.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.