Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №14.(дополнение) Политические способы взаимодействия молодых граждан и государства




Участие молодежи в управлении государственными делами имело непосредственное отношение к проблеме повышения производительности и качества труда. Ведь депутаты были призваны оказывать органам власти содействие в организации и контроле над выполнением планов социально-экономического развития.

Для этого депутат обладал соответствующими полномочиями. В том числе следующими: правом вносить предложения об отчете или информации любого должностного лица; возможностью обращаться с запросом к аппарату исполнительной власти, его отделов и управлений, к руководителям предприятий, учреждений и организаций. Государство гарантировало депутату условия, необходимые для осуществления его полномочий. Так, должностные лица, которым направлялись предложения и замечания, были обязаны рассматривать их и о результатах сообщать депутату и исполнительному комитету.

Депутатский мандат приобретался на основе выборов. Конституция СССР гарантировала всем гражданам, достигшим 18-ти лет, всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Фактически же к кандидатам в депутаты предъявлялись определенные требования. Постановлением ЦК КПСС от 1 октября 1968 г. предпочтение было отдано хорошо зарекомендовавшим себя комсомольским работникам и активистам.

Депутатский корпус формировался целенаправленно. При этом как правило соблюдались два условия. Первое - состав Советов должен был отражать социальную структуру общества. То есть выявлялись средние статистические показатели, предназначенные для публикации. Второе - состав Советов должен был способствовать эффективной работе органов власти. Поэтому учитывались, с одной стороны, роль руководителей и специалистов как ответственных за производство лиц. С другой - роль работников, но не только как исполнителей. Идеология наделила последних "функцией рабочего контроля. Именно этой функции придавали особенное значение, рассматривая ее как стимул производительности труда: рабочий контроль над руководителями и специалистами, над выполнением плановых заданий.

В действительности органы власти объективно были заинтересованы в депутатах руководителеях и специалистах. В той ситуации, когда главенствовали административные методы управления, только через названную категорию депутатов можно было продуктивно влиять на процесс и результаты труда. В числе старше 30-ти лет, члены КПСС. Исходя из этого, другая часть депутатов-производственников состояла из женщин-работниц 18-29 летнего возраста, членов ВЛКСМ. Так устанавливался среднестатистический баланс сил.

К примеру, в 1975 г. соотношение кандидатов в депутаты, а затем собственно и депутатов, Приморского краевого Совета по полу выглядело следующим образом: возрастная категория 18-29 лет -мужчин 8%, женщин 40,9%; 30 лет и старше - мужчин 40,2%, женщин 10,9% По роду занятий из 127 молодых депутатов рабочих было 114 человек (89,8%), а специалистов только 13 человек (10,2%).

Аналогичная тенденция, но наиболее отчетливо, про слеживалась при формировании исполнительных органов власти. Весьма незначительное использование потенциала молодого поколения здесь было очевидным. Так, в состав исполнительных комитетов Приморского края входили в 1971 г. 7,0%, в 1973 г. 8,3%, в 1975 г. 8,1% от общего количества депутатов в возрасте 18-29 лет. Расчеты показали, что большинство молодежи (86,4%) работали в исполкомах поселковых и сельских Советов. Причем, председателями были 13,9%, заместителями председателей 10,2%, секретарями 39,0%, членами исполкомов 16,8% от числа избранных на вышеназванные должности.

Вместе с тем, с точки зрения долгосрочных политических решений, пришли к пониманию необходимости обеспечить преемственность власти. В Постановлении ЦК КПСС от 5 мая 1968 г. речь шла о том, что "партийные организации должны широко вовлекать комсомольцев в работу местных Советов". В дальнейшем придерживались этой установки: если в 1965 г. депутаты в возрасте 18-29 лет составляли 15,8% контингента Советов Приморского края,' то в 1975 г. - 30,2%. Весомой стала доля комсомольцев.

В чем же причины такого противоречия: с одной стороны,

увеличение количества молодых депутатов, с другой - тенденциозность подбора кандидатур? По-видимому, причин было несколько. Первая из них-объективная заключалась в том, что Советы в первую очередь решали повседневные, текущие задачи с опорой на руководителей и специалистов. Ведь тогда не было специально подготовленных управленческих кадров. Учились на собственном опыте, а он требовал определенного времени. Вторая-субъективная причина - "старение власти" (Геронтократия - власть стариков). Во главе государства стояли люди преклонного возраста. Поскольку все, что исходило из центра воспринималось как эталон, постольку аналогичная тенденция становилась характерной для территорий.

 

Такая ситуация в 1990-е гг. привела к негативным последствиям. Вмиг произошла резкая смена поколений. К власти в стране пришли теоретически грамотные, но практически неопытные в управлении молодые политики. В регионах даже подобного рода новаторов было крайне мало. Места во властных структурах занимали люди среднего и старшего возраста, почти полностью вытеснив молодежь. Проблема преемственности власти вновь отодвинута. Однако ее нужно решать. Полагаем, что для возрастной категории 18-29 лет следует ввести отдельную квоту на выборах в законодательные собрания всех уровней. Кандидатов в депутаты должны выдвигать молодежные организации.

Деятельность молодых депутатов местных Советов

В изучаемые годы как заклинание твердили, что главной экономической задачей является обеспечение дальнейшего значительного роста промышленности, высоких устойчивых темпов развития сельского хозяйства, при этом назначение каждого трудового коллектива, каждого работника заключалось в выполнении "возложенных на них производственных и общественных обязанностей". Молодые депутаты - это те же непосредственные работники. Они должны были, не порывая с производством или служебной работой, оказывать содействие в решении хозяйственных и социально-культурных проблем.

Следовательно, депутаты были призваны соотносить свою деятельность с выполнением народнохозяйственных планов и таким образом влиять на повышение производительности труда. Для этого предусматривалось участие депутатов в работе сессий и постоянных комиссий Советов, в избирательных округах. Намечалась организациия их обучения.

На сессии могли рассмотреть и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Совета. Депутаты имели право и одновременно обязанность присутствовать здесь, принимать участие в подготовке материалов и обсуждении повестки дня, устанавливать контроль над их решениями. Во середине 1960-х гг. участие молодых депутатов в работе сессий было невысоким. С 1970-х гг. по предложению ЦК КПСС активность названных депутатов возрастала. Они стали избираться председателями и секретарями сессий, регулярно выступали с докладами и в прениях, входили в состав комиссий по выработке решений.

В ходе подготовки материалов к сессиям и проверки выполнения решений Совета, молодые депутаты сталкивались с нарушениями порядка в торговле и общественном питании, с жилищно-бытовыми и другими неурядицами. Они были обеспокоены

отсутствием в магазинах нужного количества и ассортимента продовольственных, хозяйственных и культурно-бытовых товаров, освещением улиц и состоянием дорог. Вышеперечисленные недостатки молодые депутаты связывали с невыполнением плановых заданий промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Невыполнение директивных заданий молодые депутаты объясняли в свою очередь целым рядом факторов: до конца неиспользованными резервами производства; техническим и технологическим отставанием; упущениями в руководстве; пробелами в организации соцсоревнования, укреплении дисциплины труда; дефицитом рабочих кадров. Поскольку это, как расценивали тогда, поддерживало живучесть проблем, постольку внимание депутатов концентрировалось на преодолении сдерживающих факторов. Они обращались к органам власти или в вышестоящие инстанции с просьбами о финансовой поддержке конкретных предприятий, об усилении контроль за их работой и т.д.

Молодые депутаты, искренне вступая в борьбу с недостатками, были не в состоянии осознать их подлинного происхождения. Они не могли оценить последствий абсолютизации роли государства и опоры последнего главным образом на базовые отрасли экономики в ущерб развитию местной промышленности и сельского хозяйства, сферы услуг. Они не понимали, что в условиях жесткого централизованного планирования и распределения реально отсутствовали мотивы повышения производительности труда. Ведь была ограничена возможность не только заработать деньги, но и с пользой для себя потратить их.

Постоянные комиссии создавались для предварительного изучения вопросов и содействия в выполнении решений Совета. Их функции состояли, с одной стороны, в разработке предложений и подготовке заключений органа власти. С другой - в оказании помощи при осуществлении исполнения, контроле решений Совета, его исполнительного комитета и вышестоящих государственных органов. В 1968 г. ЦК КПСС признал целесообразным создание постоянных комиссий по делам молодежи в Верховных и местных Советах, во взаимодействии с которыми предусматривалось рассмотрение вопросов воспитания, образования, труда, быта, отдыха и охраны здоровья молодежи, ее участия в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве.

Состав постоянных комиссий формировался так, чтобы вместе трудились депутаты с большим и незначительным опытом партийной, советской, профстоюзной, комсомольской и производственной работы. Представительные органы подчеркнуто обязательно относились к формам и методам своей деятельности и социальному статусу депутатов или в рамках секции. Содержание работы строилось с опорой на инструкции, памятки, вопросники-правила обследования и проверки. Они позволяли депутату действовать строго в пределах своей компетенции.

Справки, записки и другая информация, составленная молодыми депутатами по заданию Советов, свидетельствовали в целом о их исполнительской дисциплине. Знакомясь с состоянием дел на предприятиях, в учреждениях, организациях, депутаты как положено излагали план мероприятий, отмечали положительное и недочеты. Предложения и рекомендации, внесенные ими, были выдержаны хоть и в смягченных, но все-таки в повелительных тонах: "усилить внимание", "принять меры", "исправить недостатки" и т.п.

Результаты усилий молодых депутатов оценить крайне сложно: каких-либо специальных критериев такой оценки не существует. В конкретных случаях, как показывает анализ архивных документов, они помогали органам власти в решении насущных проблем. Ведь доверие к депутатам в обществе безусловно было; да и законы способствовали тому, чтобы они позитивно влияли на ситуацию. Кроме того, нередко были примеры, когда создавалось впечатление, что активизация работы - путь к преодолению недостатков. Но переломить негативную динамику социально-экономического развития депутаты, конечно же, не могли, поскольку последняя имела глубокие и недоступные для них корни.

Из вышесказанного, однако, не следует то, что участие молодежи в органах власти нужно исключить как обременительное и не перспективное дело. Напротив, вовлечение молодежи в управление государством, на наш взгляд, следует поощрять и продвигать. Та деятельность, которая осуществлялась, была полезной, но недостаточной. Главное изменить ее содержание, устранив любую имитацию "бурной деятельности", а также манипулирование мнением депутатов, но включив реальные механизмы бюджетного регулирования. В этом случае следует уточнить формы и методы работы. Учить молодежь управлению -это один из основных приоритетов государства и общества.

Источники:

http://www.duma.khv.ru/mop/?doc=270210112

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.