Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 28.Система органов исполнительной власти России




Горбунова Алена

Конституция РФ говорит о единой системе исполнительной власти, образуемой в пределах совместного ведения соответствующих федеральных органов и органов субъектов Федерации (ст. 77, ч. 2). Сложившийся состав этой системы таков:

Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, правительства, администрации иных субъектов Федерации, а также министерства и иные центральные органы исполнительной власти (включая их подразделения в субъектах Федерации), отраслевые и территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления

Полномочия Президента и Правительства РФ в системе исполнительной власти РФ

До конца не определенными остаются место и значение Президента РФ в системе исполнительной власти. Конституция предоставляет ему широкие полномочия в сфере государственного управления (ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст. 110, ч. 1).

· Структура Правительства включает в себя Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров.

· На Председателе лежит обязанность по определению основных направлений деятельности правительства и по организации его работы (ст. 113 Конституции).

· Он представляет правительство за пределами территории РФ; ведет заседания правительства, обладая правом решающего голоса; распределяет обязанности между своими заместителями; ставит вопрос о доверии правительству перед Государственной думой.

· Председатель Правительства РФ направляет президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность федеральных министров и об освобождении от нее. Он также постоянно информирует президента о работе правительства.

Деятельность Правительства охватывает все стороны жизни общества

1. В сфере экономики оно:

· осуществляет регулирование экономических процессов;

· обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

· прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

· вырабатывает структурную государственную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

· осуществляет управление федеральной собственностью и другие полномочия.

2. В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ:

· обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет о его исполнении;

· принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

· осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом России;

· осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

· руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;

· разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

3. В социальной сфере Правительство РФ:

· обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения;

· принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

· разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

· обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики и другие полномочия.

4. В сфере науки, культуры, образования Правительство:

· обеспечивает государственную поддержку развития науки, культуры;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.

5. В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство:

· обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предпринимает в этих целях специальные меры.

6. В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство:

· участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности человека, общества, государства;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями и другие полномочия в этих целях.

7. В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности РФ Правительство:

· осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;

· организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил России, других войск и вооруженных формирований РФ;

· обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц;

· принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

· руководит гражданской обороной.

8. В сфере внешней политики и международных отношений Правительство:

· осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;

· обеспечивает представительство России в иностранных государствах;

· заключает международные договоры;

· отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан России за пределами ее территории.

В настоящее время в России несколько организационно-правовых форм органов исполнительной федеральной власти:

1) федеральное министерство;

2) государственный комитет РФ;

3) федеральная комиссия России, федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор;

4) иные органы.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства, которое руководит ими и контролирует их деятельность, за исключением тех, чья деятельность направлена на обеспечение конституционных полномочий Президента РФ.

Президент руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и ряда других органов

1. Министерство РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью или сферой деятельности. Глава министерства (министр) входит по должности в состав Правительства, он функционирует на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство обязанностей, издает приказы. В министерствах имеются совещательные органы — коллегии.

2. Государственный комитет РФ осуществляет на основе коллегиальности межотраслевое регулирование. Его председатель входит по должности в состав Правительства. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим нормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления. Члены государственного комитета утверждаются и освобождаются Правительством РФ.

3. Федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти. Эти структуры исполнительной власти обладают функциональной или смешанной компетенцией, осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в их ведении, специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Руководители этих органов не всегда входят по должности в состав Правительства. Федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства не входят в состав министерств и государственных комитетов. Руководители министерств и государственных комитетов координируют деятельность этих органов по вопросам, относящимся к их совместной компетенции, в соответствии с положениями о каждом из них.

Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее разнообразна, чем в республиках.

Исполнительная власть в этих субъектах реализуется администрацией (Правительством), руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (губернатор, глава администрации, мэр).

Глава администрации - это высшее выборное административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

Источники:

· Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 2001.

· Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. - М., 2000.

· Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции //Вестник МГУ, Сер. "Право", 1992.

 

Шмуратова Мария Вопрос № 29 Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия  
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.Однако данную норму не следует толковать ограничительно. Правительство РФ – высший, ноне единственный орган в России, осуществляющий исполнительную власть. Одной из основныхособенностей исполнительной власти является то, что она осуществляется системой органов, причем находящихся в иерархической зависимости. Ведущая роль в осуществлении исполнительной власти в РФ, безусловно, принадлежит Правительству РФ. Отправные положения статуса Правительства содержитгл. 6 Конституции РФ, а более детально этот статус закреплен в Федеральном конституционном законе от17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства РФ входят: 1) Председатель Правительства РФ; 2) заместители Председателя Правительства РФ; 3) федеральные министры. В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ Президент назначаетс согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ. В течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а послеее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формированииперсонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан). Освобождениеот должности Председателя и членов Правительства РФтакже осуществляется Президентом РФ по личному заявлению об отставке, в случаях выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в случаеневозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по собственному усмотрению главы государства). Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ, при этом по поручению Президента РФ Правительство РФ продолжает функционироватьдо формирования нового Правительства, а исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе поручить одному из заместителей Председателя Правительства на срок до 2 месяцев.Такая непрерывность и преемственность в функционировании исполнительной власти необходима, поскольку, будучи органом общей компетенции и обладая достаточно широкими полномочиями (закрепленными в виде открытого перечня в ст. 114 Конституции РФ и в гл. 3 Закона «О Правительстве…»), именно Правительство РФ осуществляет государственное управление во всех основных сферах жизни общества – в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальнойсфере, в сферах науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечения обороныи государственной безопасности, внешней политики и международных отношений и др. Смешанный порядок формирования Правительства РФ (участие Государственной Думы в процедуреназначения Председателя Правительства РФ) корреспондирует к двойной ответственности Правительства РФ. Правительство ответственно в первую очередь перед Президентом РФ. Перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия. Глава государства в любое время может отправить Правительство в отставку (определенного срока полномочий Правительство РФ не имеет, но очевидно, что он не может превышать срока полномочий Президента РФ; при этом ограничений по количеству переназначений одного и того же лица членом Правительства не установлено). Но и Государственная Дума по своей инициативе вправе выразить вотум недоверия Правительству, который может привести к егоотставке. Однако в любом случае окончательное решение об отставке Правительства принимает Президент РФ, который может и не согласиться с выраженным Думой недоверием (более того, повторное выражение вотума недоверия в течение 3 месяцев может привести к роспуску Государственной Думы). Персональный состав Правительства РФ формируется без участия Государственной Думы, поэтому ответственность отдельных членов Правительства перед парламентом не предусмотрена. Правительство является высшим органом исполнительной власти в РФ, но основной объем повседневной, текущей работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» проведена достаточно серьезная реформа системы исполнительной власти в России. Указ закрепляет три вида федеральных органов исполнительной власти:федеральное министерство (орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности), федеральную службу (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защитыи охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности)и федеральное агентство (орган, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции).При этом федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств, которые осуществляют координацию и контроль их деятельности. Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лицав ранге министра. Ранг министра могут иметь как руководители отдельных федеральных служби федеральных агентств (например, директор ФСБ России), так и должностные лица, не осуществляющиенепосредственного руководства никакими ведомствами (так называемые министры без портфеля), – Полномочный представитель РФ при Европейском Союзе, Полномочный представитель Правительства РФв Государственной Думе, руководитель Аппарата Правительства РФ и др. Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти,за исключением федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств). Наряду с оптимизацией системыи структуры федеральных органов исполнительной власти административная реформа предполагает последовательное освобождение этих органов от излишних и дублирующих функций, посредством передачи этих функций негосударственным структурам.

Источники:

http://www.strategplann.ru/struktura-vlasti-rf/pravitelstvo-rf-v-sisteme-gosudarstvennoj-vlasti-pravovye-osnovy-dejatelnosti-struktura-i-polnomochija.html

Горбунова Алена Вопрос № 30 Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия  
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.Однако данную норму не следует толковать ограничительно. Правительство РФ – высший, ноне единственный орган в России, осуществляющий исполнительную власть. Одной из основныхособенностей исполнительной власти является то, что она осуществляется системой органов, причем находящихся в иерархической зависимости. Ведущая роль в осуществлении исполнительной власти в РФ, безусловно, принадлежит Правительству РФ. Отправные положения статуса Правительства содержитгл. 6 Конституции РФ, а более детально этот статус закреплен в Федеральном конституционном законе от17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства РФ входят: 1) Председатель Правительства РФ; 2) заместители Председателя Правительства РФ; 3) федеральные министры. В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ Президент назначаетс согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ. В течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а послеее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формированииперсонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан). Освобождениеот должности Председателя и членов Правительства РФтакже осуществляется Президентом РФ по личному заявлению об отставке, в случаях выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в случаеневозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по собственному усмотрению главы государства). Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ, при этом по поручению Президента РФ Правительство РФ продолжает функционироватьдо формирования нового Правительства, а исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе поручить одному из заместителей Председателя Правительства на срок до 2 месяцев.Такая непрерывность и преемственность в функционировании исполнительной власти необходима, поскольку, будучи органом общей компетенции и обладая достаточно широкими полномочиями (закрепленными в виде открытого перечня в ст. 114 Конституции РФ и в гл. 3 Закона «О Правительстве…»), именно Правительство РФ осуществляет государственное управление во всех основных сферах жизни общества – в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальнойсфере, в сферах науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечения обороныи государственной безопасности, внешней политики и международных отношений и др. Смешанный порядок формирования Правительства РФ (участие Государственной Думы в процедуреназначения Председателя Правительства РФ) корреспондирует к двойной ответственности Правительства РФ. Правительство ответственно в первую очередь перед Президентом РФ. Перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия. Глава государства в любое время может отправить Правительство в отставку (определенного срока полномочий Правительство РФ не имеет, но очевидно, что он не может превышать срока полномочий Президента РФ; при этом ограничений по количеству переназначений одного и того же лица членом Правительства не установлено). Но и Государственная Дума по своей инициативе вправе выразить вотум недоверия Правительству, который может привести к егоотставке. Однако в любом случае окончательное решение об отставке Правительства принимает Президент РФ, который может и не согласиться с выраженным Думой недоверием (более того, повторное выражение вотума недоверия в течение 3 месяцев может привести к роспуску Государственной Думы). Персональный состав Правительства РФ формируется без участия Государственной Думы, поэтому ответственность отдельных членов Правительства перед парламентом не предусмотрена. Правительство является высшим органом исполнительной власти в РФ, но основной объем повседневной, текущей работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» проведена достаточно серьезная реформа системы исполнительной власти в России. Указ закрепляет три вида федеральных органов исполнительной власти:федеральное министерство (орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности), федеральную службу (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защитыи охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности)и федеральное агентство (орган, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции).При этом федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств, которые осуществляют координацию и контроль их деятельности. Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лицав ранге министра. Ранг министра могут иметь как руководители отдельных федеральных служби федеральных агентств (например, директор ФСБ России), так и должностные лица, не осуществляющиенепосредственного руководства никакими ведомствами (так называемые министры без портфеля), – Полномочный представитель РФ при Европейском Союзе, Полномочный представитель Правительства РФв Государственной Думе, руководитель Аппарата Правительства РФ и др. Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти,за исключением федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств). Наряду с оптимизацией системыи структуры федеральных органов исполнительной власти административная реформа предполагает последовательное освобождение этих органов от излишних и дублирующих функций, посредством передачи этих функций негосударственным структурам.

Источники:

http://www.strategplann.ru/struktura-vlasti-rf/pravitelstvo-rf-v-sisteme-gosudarstvennoj-vlasti-pravovye-osnovy-dejatelnosti-struktura-i-polnomochija.html




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.