Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 24




А) национальная безопасность и национальные интересы россии? Угрозы национальной безопасности Росии?

Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 6). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам следует отнести: • развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;

• территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;

• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

• наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;

• вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;

• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

• дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.

К внутренним угрозам специалисты относят:

• попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

• планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

• создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

• широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;

• деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

• создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

• деятельность поддерживающихся из–за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;

• трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

• ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;

• деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны; • деятельность международных террористических организаций.

Б) военная присяга это? Что означает для военнослужащего принятие присяги?

Военная присяга — торжественное обещание, даваемое гражданами при их вступлении в ряды вооружённых сил государства. Содержание Военной присяги и ритуал приведения к ней отражают исторические и национальные традиции и обычаи народа, армии. Принятие Военной присяги — важный правовой и морально-политический акт, характерный для военной службы в большинстве государств мира.

Принятие военной присяги регламентируется статьями 40 и 41 Закона «О воинской обязанности и военной службе»[1].

Согласно ст. 41 Закона «О воинской обязанности и военной службе» призывники (новобранцы), граждане России, принимают присягу после прохождения «Курса молодого бойца». Обычно это происходит через месяц-два после прибытия со сборного пункта в учебную воинскую часть. Иностранцы, поступающие на службу по контракту в Вооружённые Силы, клятву верности России не дают (они только принимают обязательство соблюдать Конституцию России, требования воинских уставов и приказы командиров). Присягу также принимают курсанты (студенты, слушатели) (военных кафедр при гражданских вузах) будущие офицеры, в первый раз проходя военный сбор (стажировку), и курсанты и слушатели учреждений военного профессионального образования — на 1-м — 2-м курсах учёбы.

Принимая военную присягу, солдат, согласно статье 40 Закона «О воинской обязанности и военной службе», клянется «соблюдать Конституцию России, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников». Однако по действующему законодательству почти все права и обязанности военнослужащего новобранец приобретает еще до присяги. Так, после принятия в 1998 году Закона «О статусе военнослужащего», согласно статьи 2, солдатом призывник считается со дня отправления со сборного пункта в воинскую часть (корабль). Именно с этого времени новобранецполучает права и обязанности военного, становясь субъектом не только гражданского, но и военного законодательства, то есть подлежит ответственности за военные преступления (к примеру, наказанию за дезертирство).

Но есть и дополнительные права и обязанности, которые военнослужащий приобретает с принятием присяги. Так, по статьи 41 Закона «О воинской обязанности и военной службе»[2] до присяги нельзя привлекать новобранца к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению дежурств и караулов), сажать под арест, а также закреплять за ним оружие и боевую технику.

Уголовной или другой ответственности за отказ давать военную клятву законодательством не предусмотрено. Тем не менее согласно комментариям к Закону «О воинской обязанности и военной службе» отказ от принятия присяги не допускается. (То есть все солдаты должны служить только под присягой.) По статье 59 Конституции России, если несение воинской службы противоречит убеждениям или вероисповеданию призывника, он имеет право на замену её альтернативной гражданской.

В) в каких формах может выступать терроризм в настоящее время?

Формы терроризма
Сложность терроризма как социально-политического явления предопределяет наличие целого ряда его видов, которые характеризуются спецификой присущих им политических целей, организационных структур, используемых сил и средств, а также других существенных признаков.

Проведение научной классификации терроризма, выделение его отдельных видов и их характерных особенностей представляет собой необходимую предпосылку создания системы мер противодействия терроризму как угрозе международной и национальной безопасности.

К традиционному терроризму относится применение насилия в политических целях, основанное на использовании широко распространенных и издавна известных средств поражения людей и материальных объектов, а именно: холодного и огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и т. д.

К технологическому терроризму относят акции, проведение которых предполагает применение новых средств поражения, основанных на передовых технологиях по использованию радиоактивных материалов, высокотоксичных ядов, химических веществ, биологических культур и т. д.

Опасность технологического терроризма, отдельные попытки которого уже имели место в современной истории, состоит прежде всего в массовом характере его поражающего воздействия в отношении большого числа людей, на значительных территориях), способности оказывать особо сильное устрашающее воздействие, возможности наступления многоплановых, разрушительных и дестабилизирующих последствий как регионального, так и глобального характера.

Наиболее опасным видом технологического терроризма, по общему признанию, является ядерный терроризм, вероятность которого оценивается специалистами в настоящее время достаточно высоко. Особенно подчеркивается при этом наличие таких благоприятствующих факторов, как значительное и продолжающееся распространение ядерного оружия в мире; увеличение числа атомных электростанций (число которых в мире, по некоторым данным, более 400) и промышленных установок по регенерации ядерного топлива; появление и дальнейшее распространение в различных регионах мира контрабанды расщепляющихся материалов; дальнейшее развитие коммерческого производства радиоактивных материалов; расширение транспортировки ядерного оружия и ядерных веществ по всему миру; распространение научных знаний по вопросам оружия массового поражения и ядерной технологии и др. Указанные процессы, имеющие тенденцию кдальнейшему развитию, благоприятствуют террористическим группам в реализации их возможных замыслов как по завладению сырьем и иными компонентами для создания ядерных зарядов, так и по осуществлению в преступных целях доступа к ядерным объектам военного и мирного назначения.

К идеологическому терроризму относят прежде всего правый и левый терроризм, который в различной, конечно, степени существует во всех основных регионах мира. Отдельные исследователи определяют данную разновидность как «социальный» терроризм (так как его субъекты нередко выдвигают различные варианты социального переустройства мира, страны в соответствии с их идеологическими концепциями) или как политический - в узком смысле - терроризм. Однако, по нашему мнению, оба последних обозначен являются менее корректными с точки зрения использования основных системообразующих признаков и, кроме того, приобретают в настоящее время ин наполнение.

Правый терроризм базируется обычно на платформах, отрицающих демократическую систему организации политической власти, институты политического либерализма, правового государства. В частности, он нередко основывается на фашистской и неофашистской идеологии и имеет распространение в Германии, Италии, Испании, а также в ряде стран, которые не имеют фашистского прошлого[5].

Левый терроризм, как разновидность идеологического терроризма, основывается на концепциях псевдореволюционного, часто троцкистского и маоистского, а также анархо-коммунистического характера и ориентируется на насильственное упразднение капиталистической системы путем осуществления широкомасштабной стратегии формирования революционной ситуации и массовых выступлений населения.

Другая разновидность терроризма — националистический терроризм в современной практике экстремизма, по общему признанию, приобрел наибольшее распространение, характеризуется, как правило, особой жестокостью, большим числом жертв. Он представляет собой неадекватную форму борьбы против действительного или мнимого ущемления прав и интересов отдельных наций и этносов. Он направлен, в конечном счете, также на достижение политических целей: насильственное изменение существующего конституционного строя, государственного (чаще всего федеративного) устройства страны, правового статуса существующих в стране национально-государственных или административно-территориальных образований и т. п. Значительная активность националистических экстремистских организаций по достижению указанных выше целей наблюдается в Испании, Франции, Англии, Бельгии и ряде других европейских стран. Аналогичные процессы в настоящее время набирают силу также и на территории Российской Федерации, особенно в регионе Северного Кавказа, а также в некоторых других районах мира.

Религиозный терроризм, как одна из распространенных в современных условиях разновидностей терроризма, хотя и осуществляется часто под религиозными лозунгами и нередко связан с использованием тех или иных религиозных догматов, в основном ориентируется также на достижение определенных политических целей. Носителями данной разновидности терроризма в большинстве случаев выступают либо национал-экстремистские, либо религиозно-политические организации различной конфессиональной принадлежности, часто использующие в комплексе лозунги националистического и религиозного характера.

В рамках религиозного, точнее религиозно-политического экстремизма, особую опасность приобретают экстремистские структуры, действующие на основе исламского фундаментализма. В настоящее время террористические организации именно этого направления являются безусловно преобладающими в системе террористических структур, действующих в различных регионах мир (более 150 организаций).

Таким образом, все указанные выше разновидности терроризма, выделяемые по идейно-политической платформе их субъектов, несмотря на существующие между ними различия в программных установках, идеологических концепциях, социальной направленности деятельности, в конечном счете подчинены достижению политических целей. Поэтому они могут быть отнесены к категории политического терроризма в целом. Именно на этой основе в различные исторические периоды происходило возникновение терроризма как социального явления.

Центральное место в классификации видов терроризма занимает деление его на государственный, международный и внутренний терроризм.

Государственный терроризм нередко понимается очень широко — как любое проявление насилия, осуществляемое в отношении иностранных государств и внутренних противников со стороны определенных государств, различных его органов, В этом случае к государственному терроризму часто относят акты военной агрессии, полицейского и судебного произвола и т. п., совершаемые для решения внешнеполитических или внутриполитических задач. Представляется, что для обозначения столь широкой практики применения государством политического насилия более обоснованным является использование понятия террор, а не терроризм. История человеческого общества убедительно показывает, что государственный террор как метод управления обществом посредством насилия и устрашения «своего» населения был прежде всего присущ государствам с диктаторской системой управления. Этот метод нередко использовался ими в различные эпохи для удержания завоеванных территорий, осуществления господства на оккупированных землях.

Внешнеполитический аспект государственного терроризма наиболее ярко выражен в практике вмешательства ряда развитых иностранных государств во внутренние дел других стран.

В целом государственный терроризм - в узком смысле этого понятия — представляет собой целенаправленную систему использования государством, государственными органами (прежде всего органами разведки, контрразведки, политической полиции, отчасти вооруженных сил) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних или внешних политических противников посредством противоправного уничтожения или угрозы уничтожения их ведущих деятелей, активистов и сторонников (лидеров и функционеров оппозиционных партий, государственных и общественных деятелей иностранных государств, видных лидеров и участников национально-освободительного движения), деморализации и запугивания определенных слоев населения, этнических групп, поддерживающих политических противников данного государства, дезорганизации вооруженных сил, системы государственного управления стран - объектов их внешней политики и т. п.

Международный терроризм, как разновидность терроризма по своему содержанию и основным формам проявления составляет столь же сложное социально-политическое явление, как и терроризм в целом, Его общественная опасность на протяжении последних десятилетий неуклонно возрастает.

Отражением сложности этого вида терроризма является большое количество определений международного терроризма и их противоречивость. А свидетельством опасности его для общества и особой важности создания системы противодействия ему могут служить длительные и настойчивые попытки различных государств и международного сообщества выработать действенные: меры защиты против него.

При всем разнообразии существующих в международно-правовой теории и практике подходов к понятию международного терроризма, в настоящее время существует широко распространенное мнение о том, что он представляет собой одну из разновидностей терроризма как социально-политического явления более широкого масштаба. Естественно, как часть терроризма вообще, международный терроризм характеризуется присущими ему как общими признаками (применение насилия, использование принуждения и устрашения и др.), так и специфическим свойствами. К числу последних можно прежде всего отнести следующие:

1. Международно-политическая опасность данного вида терроризма, выражающаяся в том, что наибольшую угрозу он представляет прежде всего для международного правопорядка и межгосударственных отношений, длямежду народной безопасности и международных интересов государства. Это объясняется тем, что акции международного терроризма, независимо от того, в какой форме они совершены (убийство государственных чиновников и обычных граждан, захват заложников, захват и угон транспортных средств и др.), всегда наносит ущерб нескольким (по крайней мере, двум) государствам — состоянию их политических отношений, возможности разрешения существующих между ними проблем и т. п. В связи с этим предупреждение или пресечение такого рода террористических акций обусловливает необходимость сотрудничеств государств в защите их общих интересов.

2. Главным субъектом международного терроризма являются негосударственные террористические группы или организации. Формально такие структуры не находятся на службе у тех или иных государств, а последние не оказывают им официальной политической или моральной поддержки. Террористические группы и организации, выступающие как субъекты международного терроризма, организационно и политически могут быть самостоятельными либо выступать в качестве составной части других политических организаций и движений. Чаще всего они входят в политические экстремистские движения правой и левой ориентации.

3. Сотрудничество террористических групп и организаций, близких по политической направленности их деятельности, в подготовке и осуществлении актов международного терроризма, установление и поддержание различного рода связей (политических, организационных, финансово-материальных и др.) между террористическими структурами, располагающимися на территории различных государств. Взаимодействие различных террористических организаций, участвующих в акциях международного терроризма, обусловливается прежде всего близостью или совпадением их идейно-политических установок и диктуется потребностью этих организаций в получении той или иной поддержки со стороны.

Внутренний терроризм — третья и в современных условиях весьма распространенная в мире разновидность терроризма. Внутренний терроризм возникает главным образом на почве внутренних, не находящих разрешения противоречий, существующих в той или иной стране, и является одной из наиболее острых форм внутриполитического противоборства. Он имеет два основных проявления: во-первых, как деятельность внутренних, экстремистски ориентированных политических сил, организаций и отдельных лиц по отношению существующей власти; и во-вторых, как деятельность противоборствующих и не находящихся у власти политических сил и организаций, использующих террористические методы.

В первом случае деятельность террористических структур и отдельных лиц выражает их негативное отношение к существующему строю, политической власти, проводимому ею курсу и может быть, как показывает политическая практика второй половины XX века, направлена на насильственную ликвидацию, изменение или ослабление общественно-политического строя его институтов, проводимой государственной (внутренней или внешней) политики либо на достижение иных политических целей террористов.

Во втором случае цель внутреннего терроризма состоит в ослаблении сил их политических противников, не находящихся у власти, устранении их с политической сцены, в подрыве их авторитета, укреплении собственных позиций в стране и др. В качестве политического противника здесь могут выступать к собственно террористические организации «враждебной направленности», т, и соответствуюшие политические движения, организации и иные структуры. Для данного вида терроризма наиболее характерны ликвидация лидеров и активистов политических противников, разгром их штаб-квартир, запугивании их сторонников и т. п.

Для внутреннего терроризма характерен ряд специфических признаков:

I.Направленность внутреннего терроризма против политической системы своей страны, ее правопорядка, общественной безопасности, личных свобод ее граждан. В целом этот вид терроризма представляет главную угрозу прежде всего для конституционного строя данной страны, прав и свободы граждан. Основными общими объектами его посягательств выступают прежде всего формы государственного устройства, территориальная целостность страны, нормальное функционирование государственного механизма, отдельных его звеньев.

2. Двойственность субъектов внутреннего терроризма. Данная особенность существенно отличает внутренний терроризм от государственного и международного терроризма. Она состоит в том, что во внутреннем терроризме организованные структуры не являются единственным типичным субъектом соответствующей террористической деятельности. Для внутреннего терроризма на разных этапах его истории характерно совершение террористических актов не только различными экстремистскими организациями, но и отдельными лицами.

3. Тесная связь внутреннего терроризма с массовыми экстремистскими выступлениями. Как и рассмотренные выше разновидности терроризма, внутренний терроризм характеризуется высоким уровнем организованности, в принципе выступает как специфическая форма целенаправленной экстремистской деятельности различных политических и политизированных структур. Но вместе с тем для внутреннего терроризма характерно осуществление террористических акций и на иной, а именно ситуативной основе. В этих случаях террористические акции совершаются спонтанно, без специальной подготовки[6].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.