Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия марксизма. Понятие классического и неклассического рационализма




Понятие классического и неклассического рационализма

 

Класс фил-ия употребляется в 2х смыслах 1) основные фил-ие достижения разл эпох от античности до нового времени 2) ф-ия рационалистическая, класс рационализм – фил направл, рассматр разум в качестве основы сознания и поведения чел.

Особенности кл рационализма

1) Решающая роль разума в процессе познания

2) 2) Qность познания. Содержание знания обуславливается объектом познания, опр-ся им. Не учитывается роль S познания.

3) Всеобщность знания, его системн хар-р.

4) Возможность достижения истины, в некот случаях абс знания.

5) Язык явл-ся верным отражением действительности

Представители – фил-фы нового времени (Гегель), основатель – Декарт

Особенности некл рационализма

1) разум рассмарт-ся как обусловл, детерминированный др факторами (соц, психолог). Признание роли бессозн факторов в деят-ти чел-ка.

2) признание активной роли Sта в процессе познания, содержание знания опр-ся условиями Sного восприятия.

3) Историч хар-р познания и деят-ти чел. соц-культурная опосредованность процесса познания.

4) Язык не явл-ся прозрачной оболочкой мысли. Сущ различие м/у действ и ее отражением в речи и в сознании человека

5) Отрицание возможности абссол познания

Представители: Кант, Маркс, Фрейд.

 

23. Иррационализм западной философии XIX – начала XXвв (Шопенгауэр, Ницше)

 

Иррационализм – направление отриц роль разума и выдвигающее на его место какие либо альтернативны.

Артур Шопенгауэр субстанция – мировая воля. Сущ только воля, она единственна, все остальное явл-я лишь ее порождением и носит иллюзорный феноменальный хар-р. Воля проявляет себя в Qх: 1) физические Qты 2) математич 3) эмпирические «Я» или Sты волеизъявления. Чел не явл-ся свободным, его сознание и поведение обусловлено требованием воли. Позиция – вселенский пессимизм. Волюнтаризм - его фил-ия

Фридрих Ницше – основное понятие – жизнь – целостное, динамическое образование, постоянно находящееся в состоянии становления, преодоления самого себя, в основе жизни лежит воля к власти. Выдвигает принцип переоценки всех ценностей. Н. отвергает науку, ф-ию, религию, мораль, он обесценивает реальную жизнь. Основная ценности религии – сострадание слабым. Понятие сверхчеловек – новый тип чел, современный чел- мост перехода к сверхчеловеку.

 

Фил-ия Маркса основана на материализме Фейербаха, диалектике Гегеля, англ полит экономии-смит, франц. Утопическом социализме. Теория Маркса – экономич детерминизм или экономич редукционизм. Решающий эл-т сой развития – сфера материального произв-ва, в кот форм-ся соц структура и соц отношения. Все остальные сферы (политика, право, мораль, искусство) явл-ся ее производными. Эл-т соц структуры – классы – большие группы людей, различающиеся опр-м отношение к собственности на средства производства. В основе мат произв-ва лежит тот или иной способ произв-ва, кот включает в себя произв силы и произв отношения. Система естественно исторического развития общ-ва: в основе – закон соответствия производ сил и производств отношений. Подвижным Эл-м явл-ся производ силы. Общ-во развивается в рамкам общественно-экономических формаций – опр-ая ступень развития общ-ва, в основе кот лежит опр-ый способ произв-ва. 1) первобытно-общинная 2) рабовладельческая 3) феодальная 4) капиталистическая 5) коммунистическая. Отношение м/у классами м.б. не/антогонистическим. В основе теории Маркса - парадигма соц конфликта. Фил Маркса – диалектический материализм. Материализм: понимание истории, произв-ва. Диалектика: в концепции М. отчуждения: в классовом общ-ве в процессе мат. Произв-ва человек нах-ся в состоянии отчуждения, кот выражается в отчуждении от результата труда, в процессе труда.

 

25. Русская философия XIX – начала XXвв. (Особенности, основные представители)

 

Особенности

1) религиозно-идеалистич хар-р

2) этическая направленность

3) осмысление т.н. русской идеи, тесная связь с историей и культурой России.

 

Собственно русс ф как явление культуры возникла и развилась лишь в XIX веке.

Если взять конкретно философию России, то в этой области не было каких-то выдающихся успехов, как в науке или в искусстве. Почти весь XIX век русские философы говорили не своим голосом, а пытались воспроизвести разные западные философские концепции и учения, в основном, немцев. Было обожание Гегеля, увлечение Шопенгауэром...

В общем и целом русской философии дооктябрьского периода был свойственен человекоцентризм или этикоцентризм. Она обсуждала проблемы человеческого бытия, жизни и человеческих взаимоотношений, по каким нормам стоит человеку жить. В этом ее сила и слабость одновременно.

Сила, ценность русской философии в том, что она строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т. е. эмпирической базой русской философии была русская художественная культура. В этом ее главное достоинство. Западная философия ориентировалась главным образом на естественные науки, а русская философия – на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская художественная культура.

Основн направл

1) западничество – Чаадаев, Герцен, Белинский, - Россия д. развив-ся по Европ пути, след-но положит оценка дейт-ти Петра I и его реформ

2) Славянофильство – за уникальности и самобытность исторического пути развития России. Аксаков, Хомяков, Киреевский

Соловьев фил всеединства, Богочеловечества. Всеединство – религиозно нравственное единение всего чел-ва и Бога. Основн препятствие для этого – эгоизм. Смысл любви – спасение индивидуальности ч/з жертву эгоизма. Проблема добра и зла. Критерием добра и зла явл-ся только чел, его нравств выбор.

Бердяев (русск религиозный ренессанс) Теория – персонализм. Присуща идея единства личности и общ-ва. Общ-во расширенная и дополненная личность, а личность – сжатое и сосредоточенное общ-во. Природные и соц факторы вторичны по отношению к личности, т.е. не чел- часть мира, а мир – часть чел. Духовный мир – первичен. Основн проблема – свободы, т.к. она не подвластна Богу, сущ до мира, предшествует ему. Свобода – возможность выбора добра и зла. Фил-ия человекобожества. Антроподицея – человекооправдание. Русский экзистенционализм.

Федоров (Русск космизм) чел-во без общей цели, общего дела, подобно животным. Этим всеобщ делом д. стать воскрешение всех умерших.

Толстой – идея непротивопоставления злу насилия.

 

26. Философия фрейдизма и неофрейдизма

 

Зигмунд Фрейд – является основателем психоанализа – теории личности, которая рассматривает неосознаваемые факторы поведения человека. Истоки поведения людей лежат в сфере неосознаваемых побуждений, инстинктов. Мысли, чувства, сновидения, оговорки, описки имеют свои неосознаваемые причины, которые носят иррациональный характер. Сознание – это мысли, ощущения, переживания, осознаваемые в данный момент времени. Они существуют в течение короткого периода времени и представляют собой незначительную часть психики человека. Предсознание – доступная память – весь опыт, который не осознаем в данный момент времени, но может быть легко восстановлен в сознании. Бессознательное – наиболее значимая и глубинная часть психики, которая включает в себя инстинкты, неосознаваемые эмоции, переживания, подавленные желания. Именно этот неосознаваемый материал и определяет повседневное поведение людей. Бессознательное не дано человеку в его собственных мыслях, чувствах, он не может самостоятельно проникнуть в него. Оно проявляется в сновидениях, фантазиях, оговорках и т.д.

Структура личности по Фрейду:

Ид (Оно) – темная, бессознательная сторона человеческой личности, социально-неодобряемые импульсы. В этой сфере действует принцип удовольствия, которые требуют немедленной реализации человеческой потребности.

Эго (Я) – часть личности, ответственная за принятие решений, обеспечивает безопасность и самосохранение человека, включает в себя разумное поведение, соответствующее реальности. В этой сфере действует принцип реальности, то есть поведение человека должно соответствовать окружающей действительности.

Суперэго (Сверх Я) – это система ценностей, норм, которая позволяет существовать индивиду в обществе и приобретается им в процессе социализации. Основные механизмы самоконтроля: совесть, осознание того, что нельзя делать. Это идеал, позитивный образ, к которому человек стремится. Поведение человека обусловлено инстинктивными потребностями, умственная рациональная деятельность способна лишь снизить уровень этой потребности.

Фрейд говорит о негативном влиянии культуры и цивилизации на человека, т.к. они накладывают ограничения на его челов-ие потребности.

Фрейд определяет 2 группы инстинкта:

1.Эрос – инстинкт жизни – инстинкты, способствующие воспроизводству и поддержанию жизнедеят. людей.

2.Танатос – инстинкт смерти, включающий в себя агрессию, жестокость, деструктивное поведение, убийство, самоубийство.

Карл Густав Юнг – ученик и ближайший соратник Фрейда. Структура личности по Юнгу: 1. Эго – сфера сознания; 2. Личное бессознательное – забытые или подавленные желания, воспоминания, комплексы (комплекс – совокупность мыслей, чувств, вынесенных индивидом из его личного опыта, которые оказывают значительное влияние на поведение индивида); 3. Коллективное бессознательное – коллективный опыт человечества, родовая память предков. Состоит из архетипов – врожденных идей, первосхем, первообразов, которые предрасполагают человека мыслить и действовать определенным образом. Уже в ранних работах Юнг выдвигает одну из самых оригинальных идей в современной психологии - идею архетипов коллективного бессознательного.

Это некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов и стремлений.

По Юнгу эти образы вневременны, внепространственны и предшествуют человеческой истории. Здесь понятие архетипа у Юнга приближается к миру платоновских идей. Примеры архетипов: 1. Персона – маска, социальная роль человека. 2. Тень – инстинктивная животная сторона личности. 3. Самость – центр челов-кой личности, вокруг которого организованы все остальные элементы.

Неофрейдизм - направление в современной буржуазной философии, основывающееся на психоаналитических принципах исследования человека, его места, роли в структуре общественных институтов. Н. Возник в конце 30-х годов в результате пересмотра некоторых положений фрейдизма, обнаруживших свою ограниченность и бесперспективность. Неофрейдисты (К.Хорни, Э. Фромм) под подвергли критике ряд исходных постулатов и конечных выводов классического психоанализа в толковании внутри психических процессов, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций, понимании структурных уровней психики и механизмов функционирования бессознательного, гипотезы о сексуальной этиологии неврозов и инстинкте смерти. Неофрейдисты критически относятся к современному западному обществу, в котором человек утрачивает свою уникальность, отчуждается от внешнего мира и самого себя, лишается собственно человеческого измерения, но не вскрывает подлинные причины деградации личности и противоречия между общественными и личными интересами. Надежда на ликвидацию различных форм отчуждения человека возлагается на “гуманистический психоанализ”, будто бы способствующий пробуждению критических элементов в сознании личность и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов.

Э. Фромм – основная проблема – проблема отчуждения. Человеческое существование в настоящее время характеризуют отчуждение, изоляция человека в обществе. Фромм выделял негативные и позитивные пути преодоления изоляции. Негативные пути: 1.Авториторизм – подчинение. 2.Деструктивный – разрушение, агрессия. 3.Конформизм – смирение перед существующим порядком. Позитивный путь предполагает что человек ощущает себя частью общества, не подавляя при этом свою индивидуальность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.