Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности научного познания




Понятие науки. Наука как вид деятельности. Наука как система знаний. Наука как социальный институт. Наука как форма общественного сознания.

 

Наука как своеобразная форма познания, как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в Новое время(14-17 века), в эпоху становления капиталистического способа производства.

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства.

Как вид деятельности: получение, обработка, систематизация, использование, прогнозирование.

Как система знаний: природа, общество, чел, познание,

Как соц институт: научные общ-ва, публикации, коммуникации, обучение, образование, подготовка кадров

Как форма обществ сознания отражает теоретич познание сторон мира.

 

Научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание. Опытное исследование направленно непосредственно на свой объект, который отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и появлений. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационалистического момента - понятий, теорий, законов. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Важнейшая задача - постижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов. синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движения познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному. Компоненты теоретического познания: Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но то что нужно познать.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Теория - форма научного знания, дающая целостное отражение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Научные методы теоретического исследования: 1) Формализация - отображение содержательного знания в знаконовом формализме. 2) Аксиоматический метод - в основу теории кладется аксиома и т.д. 3) Гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связных между собой гипотез, из которых в конечном итоге выводятся утверждения.

чувственное познание непосредственно включено в материально-чувственную деятельность людей и связано с непосредственными контактами человека с внешним миром. Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение. Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Восприятие - это целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения. Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

Мышление это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Суждение - это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо - о чем-либо. Умозаключение - это ход мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.

 

 

41. Кумулятивизм, антикумулятивизм в науке. Интернализм и экстернализм.

 

КУМУЛЯТИВИЗМ - установка ряда направлений истории и философии науки, согласно которой историческое развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний. Такое понимание роста знания акцентирует его непрерывность, исключает возможность качественных изменений знания.

антикумулятивизм Модель развития науки Куна выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы - рост числа аномалий, приводящий к кризису, - научная революция, означающая смену парадигм. Накопление знания, совершенствование методов и инструментов, расширение сферы практических приложений, т. е. все то, что можно назвать прогрессом, совершается только в период нормальной науки. Однако научная революция приводит к отбрасыванию всего того, что было получено на предыдущем этапе, работа наук начинается как бы заново, на пустом месте. Таким образом, в целом развитие науки получается дискретным: периоды прогресса и накопления разделяются революционными провалами, разрывами ткани науки.

ИНТЕРНАЛИЗМ (от лат. internus - внутренний), методол. направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутр., интеллектуальные (филос., собств. научные) факторы. Возник в кон. 30-х гг. 20 в. как реакция на экстернализм.

ЭКСТЕРНАЛИЗМ - (от лат. externus - внешний), методол. направление в истории и философии науки 30-х гг. 20 в., усматривающее источник развития науч. идей непосредственно во внеш. социальных (экон. и полит.) факторах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.