Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеалистический подход




Атомистический подход.

Натуралистический подход

Концепции понимания общества в истории философии

Понятие общества. Концепции понимания общества в истории философии

 

Общество – это система взаимосвязей, отношений, ассоциаций людей, складывающихся в процессе человеческой деятельности. Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей

В 17-18 вв. требует объяснения социальных явлений исключительно действием природных закономерностей: физических, географических, биологических. Человек сводится до уровня исключительно природного существа. При этом человеческое поведение жестко включается в цепь природных причин и следствий, свободе не остается места и концепция социальных событий принимает фаталистическую окраску. (фатум – судьба). Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека.

Человек - некий социальный атом, а общество - механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах.

Ж.Ж.Руссо, Т. Гоббс. Теория общественного договора.

Идеализм наоборот слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу «мнения правят миром». Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода.

4. Диалектико-материалистический (экономический, формационный) подход (марксизм)

Общественная жизнь - высшая форма движения материи.

Cущность материалистического понимания истории и общества состоит в том, что:

1. произв-во и обмен его продуктов составляет основу всякого обществ строя.

2. исторический процесс, общественное бытие носят Qвный характер.

3. главной движ силой, преобразующей жизнь общ-ва, являются народные массы.

4. средства для изменения сущ-го положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства.

5. Структурный функционализм - Т.Парсонс и Р.Мертон.

рассматривает общество как систему, социальный организм, существование частей или подсистем которого функционально оправдано в интересах структуры целого. Ч ем более склонен человек к тщательному исполнению предлагаемых ему правил и инструкций, тем более спокойна и благополучна его жизнь, тем более стабильно общество.

6. Социокультурный подход. (70-е гг XX века)

большая роль культуры, общественного сознания, менталитета и т.д. в историческом процессе. Человек выступает как творец культурного мира, но не как его продукт, результат самой культуры. В основании лежит представление о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми (подсознательными) или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни описывались, все это фиксируется в культуре. Культуру можно понять как текст, в котором фиксирована, записана мотивация людей, причем сами люди могут это не осознавать.

Общество - объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития

 

50. Сферы общества: Экономическая, политическая, социальная, духовная)

 

Экономическая сфера – одна из базовых, определяющих в жизни общества. включает в себя: 1)производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

1. Экономическая сфера - это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса,

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Общество можно понимать как некое социальное пространство, в котором каждый человек занимает определенное место или социальное положение. Социальное пространство характеризуется различными уровнями структурной организации.

Политическая сфера - производство политической деятельности классов, социальных групп, национальных общностей, движений, общественных организаций. Направлена на удовлетворение политических интересов. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

1. государство и государственные органы;

2. политические партии;

3. общественные организации;

4. профсоюзы;

5. иные институты.

Духовная сфера - отношения человека по поводу разного рода духовных ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. НЕ только живопись, музыка и т.д, но и знания людей, наука, мораль, нормы поведения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование духовных начал в жизни, в поведении.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

1. духовная деятельность;

2. духовные ценности;

3. духовные потребности людей;

4. духовное потребление;

5. индивидуальное сознание;

6. общественное сознание.

Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.