КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология социально-культурной деятельности по месту жительства
Благодатная почва для социально-культурной деятельности имеется по месту жительства, именно здесь проводят подростки и дети большую часть своего свободного времени. Именно здесь, на улицах, во дворах и подвалах, чаще всего совершаются преступления подростками из=за безнадзорности со стороны родителей. Именно здесь, по месту жительства, общаются подростки со своими друзьями, которые оказывают на них наиболее сильное влияние. Как показывают социологические данные, девяносто процентов подростков предпочитают проводить свое свободное время в кругу друзей, а в выборе видов деятельности руководствуются собственными интересами. Пятьдесят четыре процента опрошенных подростков предпочитают нерегламентированное общение. В результате этого формируются товарищеские отношения, создаются неинституциоиальиые объединения. Создание этих объединении необходимый этап социализации личности. У подростка чувство взрослости выражается в самоутверждении и самореализации в неинституционнльных объединениях. Фактически все подобные объединения являются реакцией на неудовлетворительную деятельность институциональных учреждений и организаций, в том числе и подростковых. Как показывает опрос, девяносто процентов подростков сдержанно относятся к клубным учреждениям. Учитывая этот факт, было бы целесообразно использовать улицу, двор, подвал для организации игровых площадок, комнат игр, спортивных залов, красных уголков, где могли бы размещаться музыкальные гостиные, кружки и клубы по интересам. Средства могли бы выделить муниципалитеты, ДЭЗы и спонсоры Л для оборудования площадок и комнат можно было бы привлечь самих жильцов, родителей и руководителей предприятий. Сравнительно неплохо решаются эти проблемы в молодежно-жилишных комплексах, где строятся специальные комнаты и залы для культурного общения.
Хорошо было бы вернуться и к истокам традиционной народной культуры, возродив дворовые клубы, «пятачки», посиделки, народные игры. Нельзя забывать о том, что на «тусовках» и «пятачках» подростки проводят значительную часть свободного времени, гак как именно здесь они чувствуют себя свободными и раскрепощенными. Именно здесь чаще всего совершаются нарушения норм и правил морали. Контроль пат их поведением в этих местах обычно возлагается на правоохранительные органы и родительскую общественность. Это, конечно, не означает, что должна быть установлена строгая опека. Подростки особенно ревниво охраняют свою самостоятельность. Действия социального педагога и других работников должны быть разумными и тактичными. Подросток должен иметь поле для свободного проявления своих чувств и поступков, самовыражения и самоутверждения. Главная задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку организоваться, решить материально-финансовые вопросы, то есть создать базу для досуга. Именно поэтому основной является индивидуальная работа, чтобы дойти до ума и сердца каждого подростка. Эффективность деятельности с неинституциональными группами подростков во многом зависит oт учета характеристик групп, сохранения их структуры и создания условий для межличностного общения. А для этою необходимо изучить интересы и увлечения подростков, преодолеть психологический барьер осуждения и адаптировать их к условиям того или иного детского учреждения. Начинать эту многогранную социально-культурную деятельность с детьми и подростками необходимо с составления социально-педагогического паспорта микрорайона, который позволяет учесть все факторы и условия, необходимые для работы по месту жительства.
Прежде всего, в этом паспорте необходимо указать территориальное расположение микрорайона, то же относится к поселку и селу. Далее необходимо выявить демографическую ситуацию в микрорайоне: число жителей, их социальный и возрастной состав, демографические тенденции, положение семей, количество неблагополучных семей. Затем необходимо уяснить социально-экономическое положение микрорайона.. наличие предприятий, фабрик, заводов как потенциальных спонсоров. Нужна также подробная характеристика социально-культурной сферы, то есть тех институтов, которые расположены в микрорайоне: учебных заведений, школ, техникумов, вузов, внешкольных и дошкольных учреждений, учреждений культуры Особенно важна подробная характеристика детских учреждений: детских садов, школ искусств, центров детского творчества, детских библиотек, кинотеатров, музеев и т.д., а также их кадровый сослав, материально- техническая база. Далее, необходима подробная характеристика детей и подростков этого микрорайона, их интересов и запросов. Организационной формой социально-культурной деятельности с детьми и подростками по месту жительства является детский (подростковый) клуб. Положение о детском клубе предусматривает организацию досуга детей и подрост ков, занятия техническим и художественным творчеством, опытнической и исследовательской работой, спортом и туризмом. Он создается на базе школы или другого учебного заведения профсоюзными комитетами предприятия или коммунально-бытовыми учреждениями совместно с органами народного образования по месту жительства. Для размещения клубов, кружков и т.д. подростковые клубы используют помещения ДЭЗов, ЖЭКОВ И учреждений культуры. Подростковый клуб должен объединять не менее трехсот учащихся Число участников кружка должно составлять от пятнадцати до тридцати человек. Методическое руководство деятельностью подростковых клубов осуществляется органами народного образования. Детский (подростковый) клуб организует коллективы художественной самодеятельности, технического творчества, игротеки, пункты книгообмена. Особенно активно функционируют детские клубы в выходные и каникулярные дни. Руководит клубом директор. Он подбирает руководителей кружков, концертмейстеров, аккомпаниаторов, тренеров и других специалистов. Директор клуба песет ответственность за состояние учебно- воспитательной и организационно-финансовой деятельности. Он разрабатывает планы, подбирает кадры, обеспечивает охрану труда и решает другие текущие и перспективные вопросы. Руководитель кружка, тренер-преподаватель комплектуют кружок, секцию, проводят занятия, участвуют во всей воспитательной ра6oты. Концертмейстеры и аккомпаниаторы обеспечивают музыкальное сопровождение занятий и массовых мероприятий. В клубе создается педагогический совет, который участвует в разработке планов, рассматривает вопросы содержания и методики, организует изучение интересов детей и подростков, привлекает актив родителей к работе клуба. Совет детского подросткового клуба создается из числа членов кружков и секций, оздоровительных групп, любительских объединений, молодежных организаций. Финансируется клуб предприятиями, собственными доходами, спонсорскими организациями.
Координирует деятельность детских (подростковых) клубов и других социальных институтов социально-педагогический комплекс. Ведущая роль в нем принадлежит школе. Он включает в себя также учреждения культуры микрорайона: библиотеки, клубы, детские сады, спортивные залы, С1адионы, красные уголки, подростковые клубы. Руководит деятельностью комплекса межведомственный совет, в который входят руководители всех таких учреждений. Совет организует массовые мероприятия в микрорайоне: праздники улиц, детские праздники, спортивные праздники, экскурсии, походы: содействуют организации детских самодеятельных объединений клубов по интересам, кружков, секций и т.д. В своей деятельности совет руководствуется данными социально-педагогического паспорта микрорайона, в котором отражена характеристика состава населения. Учет данных этого паспорта дает возможность привлечь к социально-культурной деятельности с детьми и подростками широкую общественность. Главное, чтобы велась эта работа не от случая к случаю, а систематически. Это возможно проиллюстрировать на примере одного социально- педагогического комплекса юрода Зеленограда. Об этом свидетельствует даже сам перечень тех мероприятий, которые проводятся ежегодно. Вот эти мероприятия: спортивно-художественная программа «А ну-ка. парни!», «Примите наши поздравления», «Прекрасных женщин имена», «Новогодняя елка», «Проводы зимы», «Наш микрорайон - наш дом», «безумству храбрых ноем мы песню». В программу вошла также система спортивных праздников и соревнований молодежи микрорайона. Вторую часть программы мероприятий по месту жительства составляет система детских художественных и cпopтивных праздников.
Таким образом, мы видим, что работа но месту жительства не ограничивается эпизодическими массовыми мероприятиями, а ведется систематически в художественных и спортивных коллективах. Массовые мероприятия являются формой подведения итогов повседневной работы. Формы работы с детьми и подростками по месту жительства довольно разнообразны. Здесь создаются клубные объединения под самыми различными названиями: «Мой край», «Тропой героев», «Плечо друга». «Романтик», «Путешественник» и другие. Яркой формой социально-культурной деятельности с детьми и подростками являются праздники микрорайона, улицы, дома. Приведем в качестве примера сценарный план праздника «Наш микрорайон - наш дом», который проводился в Зеленограде. Праздник жителей призван стать значительным событием, социально-художественной акцией, способствующей пропаганде достижений микрорайона, общению и творческой активности масс, эффективной формой формирования общественного мнения и патриотического сознания. В первой половине дня в учебных заведениях микрорайона, трудовых коллективах проходят мероприятия 1гз цикла «Высокое призвание гражданина» Это встречи с ветеранами войны и труда, выставки-продажи товаров повышенного спроса, книжные обозрения «Дорогая моя столица». Па спортивных площадках проводятся состязания, соревнования но техническим, военно- прикладным видам спорта. Эстафету праздника во второй половине дня продолжает разнообразная программа мероприятий в здании школы и на открытых площадках. В актовом чале школы проводятся представления «У нас во дворе», «Молодежный центр». В фойе первого этажа - книжное обозрение «Дорогая моя столица». В большой комнате - «Бюро добрых услуг». На открытых площадках - бал ветеранов, в березовой роще - детские городки и «Поляна мастеров». Центральным событием праздника является конкурсное театрализованное представление «У нас во дворе». Высоко в небо взмывают шары с эмблемами праздника. Далеко разносятся мелодии песен В. Питантера, В. Соловьева-Седого и других композиторов о Родине, о Москве. Ветераны войны поднимаются на крыльцо. Дети вручают им цветы. Выступают художественные коллективы. Завершается праздник фейерверком. Таким образом, на примере многогранной деятельности Зеленоградского социально-педагогического комплекса можно увидеть вдумчивый подход к работе с детьми и подростками но месту жительства. Бросается в глаза чет кая целевая направленность этой деятельности, ее большой воспитательный заряд, многообразие форм и средств, технологических приемов. Особое место в социально-культурной деятельности с детьми и подростками занимает физкультурно-спортивная работа. Остановимся более подробно на ее организационно-методических основах. Как показывает опыт, для развития физкультурно-массовой работы по месту жительства можно использовать материально-финансовые возможности любого ведомства и организаций, расположенных в жилом микрорайоне. Важным истопником является предоставление многими предприятиями и учебными заведениями бесплатно своей спортивной базы для «групп здоровья», секций и команд спортивных клубов микрорайона, проведения спортивных соревнований и массовых мероприятий В целях упорядочения учета и отчетности о воспитательной работе с детьми и подростками по месту жительства педагог- организатор должен иметь сведения о количестве детей, проживающих в данном микрорайоне, списки команд, секций, кружков и их руководителей, данные о материально-технической базе и другие материалы. Организационным центром физкультурно-спортивной работы являются физкультурно-спортивные клубы, которые создаются на добровольных началах при органах местного самоуправления. Их основные задачи объединение детей и подростков в секции, группы, команды для проведения в них физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, воспитание у них потребностей к повседневным занятиям физкультурой и спортом, организация соревнований, конкурсов, спортивных праздников. Во главе клуба стоит совет, а непосредственное руководство деятельностью клуба осуществляет педагог-организатор. Итак, как показывает опыт paботa по месту жительства носит многоплановый, разносторонний характер. Физкультура и спорт занимают в ней достойное место. При этом надо иметь в виду одно обстоятельство: у ребенка и подростка формируется личность, развивается организм. Неосторожное применение таких мощных средств, как физкультура и спорт чревато серьезными последствиями. Применительно к детям целесообразно использование в основном физкультуры как средства физического развития. Спортом активно начинают заниматься подростки, но и по отношению к ним спорт необходимо использовать с осторожностью, с учетом заключения врачей. При организации всей социально-культурной деятельности по месту жительства необходимо учитывать природные факторы и условия, от которых будет зависеть ее характер, система форм, средств и методов, вся технология.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |