Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология социально-культурной деятельности по месту жительства




Благодатная почва для социально-культурной деятельности имеется по месту жительства, именно здесь проводят подростки и дети большую часть своего свободного времени. Именно здесь, на улицах, во дворах и подвалах, чаще всего со­вершаются преступления подростками из=за безнадзорности со стороны родителей. Именно здесь, по месту жительства, общаются подростки со своими друзьями, которые оказывают на них наиболее сильное влияние. Как показывают со­циологические данные, девяносто процентов подростков предпочитают прово­дить свое свободное время в кругу друзей, а в выборе видов деятельности руко­водствуются собственными интересами. Пятьдесят четыре процента опрошен­ных подростков предпочитают нерегламентированное общение. В результате этого формируются товарищеские отношения, создаются неинституциоиальиые объединения. Создание этих объединении необходимый этап социализации личности. У подростка чувство взрослости выражается в самоутверждении и са­мореализации в неинституционнльных объединениях. Фактически все подобные объединения являются реакцией на неудовлетворительную деятельность инсти­туциональных учреждений и организаций, в том числе и подростковых. Как показывает опрос, девяносто процентов подростков сдержанно относятся к клуб­ным учреждениям. Учитывая этот факт, было бы целесообразно использовать улицу, двор, подвал для организации игровых площадок, комнат игр, спортив­ных залов, красных уголков, где могли бы размещаться музыкальные гостиные, кружки и клубы по интересам. Средства могли бы выделить муниципалитеты, ДЭЗы и спонсоры Л для оборудования площадок и комнат можно было бы при­влечь самих жильцов, родителей и руководителей предприятий. Сравнительно неплохо решаются эти проблемы в молодежно-жилишных комплексах, где стро­ятся специальные комнаты и залы для культурного общения.

Хорошо было бы вернуться и к истокам традиционной народной культуры, возродив дворовые клубы, «пятачки», посиделки, народные игры. Нельзя забы­вать о том, что на «тусовках» и «пятачках» подростки проводят значительную часть свободного времени, гак как именно здесь они чувствуют себя свободными и раскрепощенными. Именно здесь чаще всего совершаются нарушения норм и правил морали. Контроль пат их поведением в этих местах обычно возлагается на правоохранительные органы и родительскую общественность. Это, конечно, не означает, что должна быть установлена строгая опека. Подростки особенно ревниво охраняют свою самостоятельность. Действия социального педагога и других работников должны быть разумными и тактичными. Подросток должен иметь поле для свободного проявления своих чувств и поступков, самовыраже­ния и самоутверждения. Главная задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку организоваться, решить материально-финансовые во­просы, то есть создать базу для досуга. Именно поэтому основной является ин­дивидуальная работа, чтобы дойти до ума и сердца каждого подростка. Эффек­тивность деятельности с неинституциональными группами подростков во мно­гом зависит oт учета характеристик групп, сохранения их структуры и создания условий для межличностного общения. А для этою необходимо изучить интере­сы и увлечения подростков, преодолеть психологический барьер осуждения и адаптировать их к условиям того или иного детского учреждения.

Начинать эту многогранную социально-культурную деятельность с детьми и подростками необходимо с составления социально-педагогического паспорта микрорайона, который позволяет учесть все факторы и условия, необходимые для работы по месту жительства.

Прежде всего, в этом паспорте необходимо указать территориальное расположение микрорайона, то же относится к поселку и селу.

Далее необходимо выявить демографическую ситуацию в микрорайоне: число жителей, их социальный и возрастной состав, демографические тенден­ции, положение семей, количество неблагополучных семей.

Затем необходимо уяснить социально-экономическое положение микрорай­она.. наличие предприятий, фабрик, заводов как потенциальных спонсоров.

Нужна также подробная характеристика социально-культурной сферы, то есть тех институтов, которые расположены в микрорайоне: учебных заведений, школ, техникумов, вузов, внешкольных и дошкольных учреждений, учрежде­ний культуры Особенно важна подробная характеристика детских учреждений: детских садов, школ искусств, центров детского творчества, детских библиотек, кинотеатров, музеев и т.д., а также их кадровый сослав, материально- техническая база.

Далее, необходима подробная характеристика детей и подростков этого микрорайона, их интересов и запросов.

Организационной формой социально-культурной деятельности с детьми и подростками по месту жительства является детский (подростковый) клуб. По­ложение о детском клубе предусматривает организацию досуга детей и подро­ст ков, занятия техническим и художественным творчеством, опытнической и исследовательской работой, спортом и туризмом. Он создается на базе школы или другого учебного заведения профсоюзными комитетами предприятия или коммунально-бытовыми учреждениями совместно с органами народного обра­зования по месту жительства. Для размещения клубов, кружков и т.д. подростковые клубы используют помещения ДЭЗов, ЖЭКОВ И учреждений культуры. Подростковый клуб должен объединять не менее трехсот учащихся Число участников кружка должно составлять от пятнадцати до тридцати человек. Методическое руководство деятельностью подростковых клубов осуществляется ор­ганами народного образования. Детский (подростковый) клуб организует кол­лективы художественной самодеятельности, технического творчества, игроте­ки, пункты книгообмена. Особенно активно функционируют детские клубы в выходные и каникулярные дни. Руководит клубом директор. Он подбирает ру­ководителей кружков, концертмейстеров, аккомпаниаторов, тренеров и других специалистов. Директор клуба песет ответственность за состояние учебно- воспитательной и организационно-финансовой деятельности. Он разрабатывает планы, подбирает кадры, обеспечивает охрану труда и решает другие текущие и перспективные вопросы. Руководитель кружка, тренер-преподаватель комплек­туют кружок, секцию, проводят занятия, участвуют во всей воспитательной ра6oты. Концертмейстеры и аккомпаниаторы обеспечивают музыкальное сопро­вождение занятий и массовых мероприятий. В клубе создается педагогический совет, который участвует в разработке планов, рассматривает вопросы содер­жания и методики, организует изучение интересов детей и подростков, привле­кает актив родителей к работе клуба. Совет детского подросткового клуба соз­дается из числа членов кружков и секций, оздоровительных групп, любитель­ских объединений, молодежных организаций. Финансируется клуб предпри­ятиями, собственными доходами, спонсорскими организациями.

Координирует деятельность детских (подростковых) клубов и других соци­альных институтов социально-педагогический комплекс. Ведущая роль в нем принадлежит школе. Он включает в себя также учреждения культуры микрорайона: библиотеки, клубы, детские сады, спортивные залы, С1адионы, красные уголки, подростковые клубы. Руководит деятельностью комплекса межведомст­венный совет, в который входят руководители всех таких учреждений. Совет ор­ганизует массовые мероприятия в микрорайоне: праздники улиц, детские празд­ники, спортивные праздники, экскурсии, походы: содействуют организации дет­ских самодеятельных объединений клубов по интересам, кружков, секций и т.д. В своей деятельности совет руководствуется данными социально-педагогического паспорта микрорайона, в котором отражена характеристика со­става населения. Учет данных этого паспорта дает возможность привлечь к со­циально-культурной деятельности с детьми и подростками широкую общест­венность. Главное, чтобы велась эта работа не от случая к случаю, а системати­чески. Это возможно проиллюстрировать на примере одного социально- педагогического комплекса юрода Зеленограда. Об этом свидетельствует даже сам перечень тех мероприятий, которые проводятся ежегодно. Вот эти меро­приятия: спортивно-художественная программа «А ну-ка. парни!», «Примите наши поздравления», «Прекрасных женщин имена», «Новогодняя елка», «Про­воды зимы», «Наш микрорайон - наш дом», «безумству храбрых ноем мы пес­ню». В программу вошла также система спортивных праздников и соревнований молодежи микрорайона. Вторую часть программы мероприятий по месту жи­тельства составляет система детских художественных и cпopтивных праздников.

Таким образом, мы видим, что работа но месту жительства не ограничивает­ся эпизодическими массовыми мероприятиями, а ведется систематически в ху­дожественных и спортивных коллективах. Массовые мероприятия являются формой подведения итогов повседневной работы.

Формы работы с детьми и подростками по месту жительства довольно раз­нообразны. Здесь создаются клубные объединения под самыми различными на­званиями: «Мой край», «Тропой героев», «Плечо друга». «Романтик», «Путе­шественник» и другие.

Яркой формой социально-культурной деятельности с детьми и подростками являются праздники микрорайона, улицы, дома. Приведем в качестве примера сценарный план праздника «Наш микрорайон - наш дом», который проводился в Зеленограде. Праздник жителей призван стать значительным событием, соци­ально-художественной акцией, способствующей пропаганде достижений мик­рорайона, общению и творческой активности масс, эффективной формой формирования общественного мнения и патриотического сознания.

В первой половине дня в учебных заведениях микрорайона, трудовых кол­лективах проходят мероприятия 1гз цикла «Высокое призвание гражданина» Это встречи с ветеранами войны и труда, выставки-продажи товаров повышен­ного спроса, книжные обозрения «Дорогая моя столица». Па спортивных пло­щадках проводятся состязания, соревнования но техническим, военно- прикладным видам спорта.

Эстафету праздника во второй половине дня продолжает разнообразная программа мероприятий в здании школы и на открытых площадках. В актовом чале школы проводятся представления «У нас во дворе», «Молодежный центр». В фойе первого этажа - книжное обозрение «Дорогая моя столица». В большой комнате - «Бюро добрых услуг». На открытых площадках - бал ветеранов, в березовой роще - детские городки и «Поляна мастеров». Центральным событием праздника является конкурсное театрализованное представление «У нас во дворе». Высоко в небо взмывают шары с эмблемами праздника. Далеко разносятся мелодии песен В. Питантера, В. Соловьева-Седого и других композиторов о Роди­не, о Москве. Ветераны войны поднимаются на крыльцо. Дети вручают им цветы. Выступают художественные коллективы. Завершается праздник фейерверком.

Таким образом, на примере многогранной деятельности Зеленоградского со­циально-педагогического комплекса можно увидеть вдумчивый подход к работе с детьми и подростками но месту жительства. Бросается в глаза чет кая целе­вая направленность этой деятельности, ее большой воспитательный заряд, мно­гообразие форм и средств, технологических приемов.

Особое место в социально-культурной деятельности с детьми и подростками занимает физкультурно-спортивная работа. Остановимся более подробно на ее организационно-методических основах. Как показывает опыт, для развития физкультурно-массовой работы по месту жительства можно использовать материально-финансовые возможности любо­го ведомства и организаций, расположенных в жилом микрорайоне. Важным истопником является предоставление многими предприятиями и учебными за­ведениями бесплатно своей спортивной базы для «групп здоровья», секций и команд спортивных клубов микрорайона, проведения спортивных соревнова­ний и массовых мероприятий В целях упорядочения учета и отчетности о вос­питательной работе с детьми и подростками по месту жительства педагог- организатор должен иметь сведения о количестве детей, проживающих в дан­ном микрорайоне, списки команд, секций, кружков и их руководителей, данные о материально-технической базе и другие материалы.

Организационным центром физкультурно-спортивной работы являются физкультурно-спортивные клубы, которые создаются на добровольных началах при органах местного самоуправления. Их основные задачи объединение де­тей и подростков в секции, группы, команды для проведения в них физкультур­но-оздоровительной и воспитательной работы, воспитание у них потребностей к повседневным занятиям физкультурой и спортом, организация соревнований, конкурсов, спортивных праздников. Во главе клуба стоит совет, а непосредст­венное руководство деятельностью клуба осуществляет педагог-организатор.

Итак, как показывает опыт paботa по месту жительства носит многоплановый, разносторонний характер. Физкультура и спорт занимают в ней достойное место. При этом надо иметь в виду одно обстоятельство: у ребенка и подростка формируется личность, развивается организм. Неосторожное применение таких мощных средств, как физкультура и спорт чревато серьезными последствиями. Применительно к детям целесообразно использование в основном физкультуры как средства физического развития. Спортом активно начинают заниматься подростки, но и по отношению к ним спорт необходимо использовать с осто­рожностью, с учетом заключения врачей.

При организации всей социально-культурной деятельности по месту жи­тельства необходимо учитывать природные факторы и условия, от которых бу­дет зависеть ее характер, система форм, средств и методов, вся технология.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.