Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические особенности психики и поведения подростков




Система детских культурно-воспитательных учреждений

Понятие возраста. Классификация возрастных периодов

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введение понятия «биологический возраст», или «возраст развития».Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации. Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

кризис новорожденности (до 2 мес.)

младенческий возраст (до 1 года)

кризис 1 года

раннее детство (1-3 года)

кризис 3 лет

дошкольный возраст (3-7 лет)

кризис 7 лет

школьный возраст (7-13 лет)

кризис 13 лет

пубертатный возраст (13-17 лет)

кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

Этап раннего детства

Младенчество (до года)

Ранний возраст (1-3 года)

Этап детства

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Этап отрочества

Подростковый возраст (11-15 лет)

Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона[4]

Младенчество

Раннее детство

Игровой возраст (5-7 лет)

Школьный возраст

Юность

Молодость

Взрослость

Зрелый возраст (старость)

12 периодов

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

Грудной период — 1 месяц- 1 год

Раннее детство — 1-3 года

Первое детство — 4-7 лет

Второе детство

мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

Подростковый период

юноши 13-16 лет

девушки 12-15 лет

Юношеский период

юноши 17-23 год

девушки 16-21 лет

Зрелый возраст (1 период)

мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период)

мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

Преклонный возраст

мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

Старческий возраст — 75-90 лет

Долгожители — 90 лет и более


Сеть учреждений культуры, обеспечивающая организацию досуга детей и подростков, представлена учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными детскими библиотеками, музеями, учреждениями культурно-досугового типа.

Учреждения дополнительного образования детей

Деятельность в области художественного образования осуществляют – детские школы искусств (в т.ч. по видам искусств).

Детские школы искусств сегодня являются одним из основных институтов духовно-нравственного воспитания юных граждан. В основном их работа направлена на создание благоприятных условий для формирования художественно-эстетического потенциала детей и молодежи в возрасте от 6 до 17 лет, развитие их творческих способностей и интересов, а также на обеспечение социального и профессионального самоопределения.

Следует отметить большую роль данной категории учреждений по формированию культурного пространства в городах и поселках автономного округа. В настоящий момент ими активно проводится большая культурно-просветительская работа среди разных слоев населения. Формы этой деятельности разнообразны, прежде всего, это программные фестивали и концерты, праздничные представления и лектории, музыкально-театральные постановки и художественные выставки и др. виды деятельности.

В настоящее время в школах округа активно внедряется система инновационных методов обучения, образовательный процесс обновляется современными вариативными учебными планами и программами, ориентированными на индивидуальные возможности каждого ребенка.

Детские библиотеки

В большинстве библиотек организованы разнопрофильные клубы для детей и подростков. Одним из направлений работы клубов является профилактика безнадзорности и вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни и организация досуга детей.

В развитии библиотечного дела наблюдается ряд проблем, которые негативно сказываются на библиотечном обслуживании детей. Обостряется кадровая проблема. Повышение квалификации библиотечных специалистов средствами муниципальных бюджетов практически не осуществляется. Возможность систематически обновлять профессиональные знания имеют пока только руководители централизованных библиотечных систем, которые ежегодно за счёт средств окружной целевой программы «Культура Ямала» участвуют в директорских совещаниях, в рамках которых организуются тренинги и семинары. Ощущается острая необходимость и в специалистах, владеющих знаниями компьютерных технологий. В детских библиотеках, особенно в сельской зоне, продолжают уменьшаться книжные фонды, что обусловлено сокращением объемов финансирования книгоснабжения библиотек.

Музеи

За последние годы в число основных функций, традиционно осуществляемых музеями, прочно вошла и функция популяризации исторического наследия автономного округа среди населения, и, прежде всего, детей и молодежи. Деятельность музеев округа в этом направлении характеризуются созданием и реализацией комплексных программ для детей, которые включают в себя беседы, лекции, видеолектории, конкурсы, викторины, театральные постановки, музейные уроки.

В рамках культурно-образовательной (научно-просветительной) деятельности, в учреждениях реализуются музейно-образовательные программы, рассчитанные на разновозрастные группы детей, и направленные на дополнение учебного процесса. В своем большинстве, это тематические циклы лекций и занятий.

Благодаря системной работе учреждений музейного типа с детьми и молодежью число экскурсионных посещений за последние годы остается достаточно стабильным.

Учреждения культурно-досугового типа

Среди учреждений культуры, занимающихся организацией досуга детей, лидирующее место занимают учреждения культурно-досугового типа, на базе которых для организации деятельности детей и подростковдействуют разнообразные клубные формирования. Основная задача клубного формирования заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм отдыха, создание условий самореализации.

Во многих учреждениях культуры досугового типа разработаны и реализуются комплексные программы и проекты художественно-досуговой направленности по работе с детьми и подростками, которые направлены на создание условий для выявления, развития и реализации творческих способностей талантливых детей, внедрения новых форм и методов работы с детьми. Это такие программы как: «Где тепло, там и добро», «Город волшебных слов» и «Приключения в Игрограде» (п.Вынгапуровский),«Край наш Северный» (п.Тазовский), «Планета Детства», «XXI век без наркотиков» (п. Лимбияха), «Праздник в подарок», «Я - гражданин России» (Пуровский район), «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (г. Губкинский), «Звездная карусель» (г. Новый Уренгой), «Организация культурно-просветительной деятельности для детей до 14 лет (2005-2007 гг.)», «Подросток» (п. Ханымей) и другие.

Развивается студийная форма работы, которая дает детям возможность попробовать свои силы в различных направлениях искусства: музыка, театр, изобразительное искусство, хореография, декоративно-прикладное искусство, фольклор При активном участии этих клубов и объединений на базе досуговых учреждений округа традиционно проходят конкурсы военно-патриотической песни, конкурсно-развлекательные программы, встречи с участниками Великой Отечественной войны, боевых действий в зонах вооруженных конфликтов, Дни призывника, посвящение в кадеты, акции посвященные дням воинской славы России, концерты, литературно-музыкальные композиции и другие мероприятия.

Одним из важных направлений деятельности клубных учреждений является поддержка детского самодеятельного творчества путем организации различных фестивалей и конкурсов.

Формирование системы мероприятий, направленных на профилактику асоциальных проявлений в среде детей, подростков и молодежи - еще одно направление деятельности досуговых учреждений. Так, в 2006 году были реализованы следующие крупные проекты: II региональный фестиваль-конкурс «Творчество против наркотиков»,VI региональный рок-фестиваль «Рок-муравейник» (МУК «Центр национальных культур», г.Ноябрьск),выставка рисунка-плаката «Дети против наркотиков», «Подумай, что ты делаешь» (Центр национальных культур п. Тазовский),кинофестиваль «Жизнь без иллюзий» (ГДК «Русь» г. Ноябрьск) и другие.

В последние годы все больше внимания уделяется организации работы по реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов. На базе клубных учреждений для детей-инвалидов работают любительские объединения. Многие из детей с ограниченными возможностями являются участниками различных кружков декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.

Декоративно-прикладное творчество

Кроме сети художественных учреждений дополнительного образования, в сферу деятельности которых входит развитие художественного творчества детей, при домах культуры и Центрах национальных культур действуют разнообразные кружки декоративно-прикладного творчества, основные участники которых - дети.

Ежегодно в целях формирования преемственности в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, возрождения интереса к традиционной культуре народов Домом ремесел, ведущим учреждением подотрасли, проводятся мероприятия, участниками которых становятся юные художники и умельцы многих муниципальных образований округа.

Наряду с вышеперечисленными формами досуговой деятельности, осуществляется кинообслуживание детей и подростков.


6. Методика и формы организации СКД в детских культурно-воспитательных учреждениях

В организации досуга ребенка С.А.Шмаков выделяет следующие методы сотрудничества и сотворчества с детьми:

• игровые;

• методы театрализации;

• соревновательные;

• методы сотрудничества;

• методы воспитывающих ситуаций;

• импровизации.

Игровые методы, основанные на интересе детей и развивающие все высшие психические функции ребенка. Игровые методы реализуются через игры и игровой тренинг. Игра — это самостоятельный и важный для детей вид деятельности, равноправный со всеми иными.

Методы театрализации способствуют развитию у детей творческого воображения, актерских навыков и формированию у них умений вступать в различные социальные отношения, предписанные ролью. К методам театрализации можно отнести перевоплощение и подражание.

Соревновательные методы развивают у детей физическую активность, ловкость, выносливость и здоровый дух соперничества. К соревновательным методам относятся состязания, которые могут быть как физического, так и интеллектуального содержания. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка.

Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей. К ним относятся: совместные обсуждения, дискуссии, активизирующее общение в парах «взрослый-ребенок», в коллективе «взрослый-дети». Методы сотрудничества основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных». Педагоги и дети — члены школьных клубов, драмколлективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманизированном общении.

Методы воспитывающих ситуаций, которые заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка, в стимулировании нравственного поведения детей. К методам воспитывающих ситуаций можно отнести проблемные ситуации, создаваемые взрослыми в процессе проведения каких либо досуговых мероприятий, например дискуссий, и стимулирующие нравственные представления и нравственное сознание детей.

Методы импровизации проявляются в творческой предприимчивости и активизации творческих сил детей. Импровизация — действие, не осознанное и не подготовленное заранее, экспромт. Оно выводит человека на практическую и творческую предприимчивость.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний причин, их порождающих.

Методы воздействия на волевую сферу предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Требование как метод воздействия на волевую сферу ребенка предполагает развитие способности управлять своим поведением, соподчинять мотивы поведения (личные общественным и наоборот). По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования.

Упражнения — многократные выполнения требуемых действий, доведение их до автоматизма. В результате упражнений вырабатываются устойчивые качества личности — навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль.

Методы воздействия на сферу саморегуляции (С.Г. Якобсон) направлены на формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.

Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям.

В организации досуговой деятельности детей возможно использование метода дилемм. Он заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. Дилемма - это ситуация морального выбора. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая из них должна:

• иметь отношение к реальной жизни школьников;

• быть по возможности простой для понимания;

• быть незаконченной;

• включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;

• предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?».

К педагогическим приемам, развивающим коммуникативные умения у детей относятся:

• «Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа;

• «Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся;

• «Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению;

• «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.;

• «Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие от приема «импровизация на свободную тему» учащиеся в данном случае поставлены в более творческие условия, причем учитель может постепенно поднимать «планку трудности»;

• «Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

К педагогическим приемам, связанным с организаторской деятельностью учителя, направленной на совершенствование совместной деятельности детей относятся:

• «Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Они определяют, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают статус всех его участников;

• «Распределение ролей». Это четкое распределение функций учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания;

• «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.);

• «Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника;

• «Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе;

• «Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику;

• «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.

2. Формы организации досуга

В педагогической теории и практике разработано множество форм организации педагогического процесса, а также организации досуговой деятельности детей.

Формы отличаются друг от друга следующими признаками:

1. количественными. Формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, а также количеством участников. По времени проведения все формы можно разделить на:

— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

— традиционные (регулярно повторяющиеся).

По количеству участников формы могут быть:

— индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

— групповые (воспитатель — группа детей);

— массовые (воспитатель — несколько групп, классов;

2. по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности;

3. по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;

4. по субъекту организации:

• организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

• деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей;

• инициатива и ее реализация принадлежит детям.

5. по результату.

— результатом является информационный обмен;

— результатом является выработка общего решения (мнения);

— результатом является общественно значимый продукт.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм его влияние на детей более заметно, так как на педагога в большей мере обращено внимание школьников. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям.

К массовым формам работы педагогов со школьниками относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные сорев­нования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника ребят в организации деятельности.

Определяя форму организации досуга, педагог прежде всего ориентируется на содержание деятельности детей, их интересы и потребности.

По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму.

Предлагаем схему характеристики формы досуговой деятельности:

1) название;

2) продолжительность проведения;

3) предварительная подготовка или экспромтное проведение;

4) количество участников;

5) организатор деятельности;

6) характер влияния педагога;

7) результат совместной деятельности.

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.

Конструирование новой формы может проходить следующим образом:

1. выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Например, возникло желание провести конкурс, КВН или тематический вечер;

2. затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким будет содержание.

Другой способ построения формы более логичен, потому что он вытекает из задач мероприятия: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему взаимоотношений в классном коллективе, а затем определяют форму проведения, разрабатывают структуру, способы организации обсуждения.

Одной из форм организации досуга детей являются мероприятия.


Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок Специфические особенности психики и поведения подростков

Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости.

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т.д.

Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, — психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении-восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности и ранимости — к общественной деятельности и т.д.).

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.).

Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции.

Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия.

Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями.

Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии.

Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

— достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);

— обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой», «решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);

— тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно; «не делать глупостей»);
— изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);
— изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»),

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.

Неконструктивные способы:

— формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);

— импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

— агрессивные реакции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.