КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы, влияющие на возникновение и развитие молодежных субкультур
Основные причины возникновения и функционирования субкультур объяснялись тем, что существующие в обществе ценности не в полной мере выражают потребности конкретных социальных групп. Для удовлетворения данных потребностей социальные группы начинают модифицировать доминантные для общества ценности или вырабатывать собственные. Так появляется определенное своеобразие в элементах культуры различных социальных групп, обусловленное спецификой условий и образа жизни. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, классы, которые и становятся субъектами и носителями собственной культурной среды. Не претендуя на построение дефиниции, в самом широком смысле молодежную субкультуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, представляющая особую социально-демографическую группу. Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль. Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%[11]. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%[12]. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур. Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии. Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие. Третий фактор — аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.
Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Государственная молодежная политика является неотъемлемой составной частью социальной политики государства. Молодежную политику можно разделить на два блока. Первый, традиционный, по сути является социальной защитой молодежи. Этот блок достаточно развит в области, он последовательно реализуется органами государственной власти и местного самоуправления. Он будет необходим еще долгое время, и стратегическая задача в том, чтобы доля молодежи, нуждающейся в адресной поддержке государства, сокращалась. Второй блок, который сегодня зарождается в области – это собственно молодежная политика. Это включение молодежи в процессы развития области, открытие для нее новых смыслов, перспектив, горизонтов, точек роста и социальных лифтов. Это структурирование молодежи как оформленной социальной группы со своим местом в обществе. Эта работа с молодежью в пространстве смыслов. Государственная молодежная политика призвана обеспечить: . стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы; . формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии; . разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений; . формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; . становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда; . освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений. Государственная молодежная политика в России проводится в отношении: . граждан Российском Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет; • иностранных граждан, лиц без гражданств в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов; . молодых семей - семей, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего воз2аста; • молодежных объединений. Приоритетными областями государственной молодежной политики определены: . поддержка общественно значимых инициатив; . содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; . государственная поддержка молодых семей; . оказание социальных услуг для молодежи; . обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования. Правовая основа. Основные подходы к государственной молодежной политике в Российской Федерации были определены в 1992 году Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В 1993 году Верховным советом РФ были утверждены «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», в 1995 году был принят Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации», а также в более чем 40 субъектах Российской Федерации были приняты законы по вопросам молодежной политики, по осуществлению целевых программ по реализации государственной молодежной политики. В конце 90-х годов были приняты федеральные законы «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (22.08.1998г. №125-ФЗ), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24.07.98г. №124-ФЗ), «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»(29.04.99г. №80-ФЗ), «Об основах системы профилактики и правонарушения несовершеннолетних» (24.06.99г. №120-ФЗ) и др. Принят ряд указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Среди них особое значение имеет обновленная целевая президентская программа «Молодежь России» (Указ Президента Российской Федерации от 15.08.97г. №890). В настоящее время разработано более 160 актов законодательства Российской Федерации, отражающих различные стороны государственной молодежной политики и регулирующих осуществление основных прав молодых россиян. Не менее важным документом является «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации», представляющая собой систему определений важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленной на обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения, которая была ут-верждена Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года (№1716-р). Наиболее проблемной областью правового регулирования в сфере государственной молодежной политики остается выработка механизма представительства законных интересов молодежи перед государством и обществом, расширения участия молодежи в государственном управлении.4 Механизмы реализации. Основной спектр проблем государственной молодежной полити-ки выражается в следующем: . отсутствии глубокой научной обоснованности государственной молодёжной политики; . логической скоординированности с другими сферами государственной политики; • неразработанности нормативно-правовой базы;. недостаточности инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, направлений ихдеятельности, адекватно отвечающих интересам и проблемам молодёжной сферы. Для реализации государственной молодёжной политики создаются различные структуры. В частности, в 2004 году в рамках Министерства образования и науки был создан Департамент государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей. В Федеральном агенстве по образованию в 2004 году было создано Управление по делам молодёжи. Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2007 года № 1274 создан Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи.2 Одним из наиболее действенных механизмов реализации целей и задач взаимодействия органов по делам молодежи и органов управления образованием является разработка и осуществление целевых комплексных программ, реализацию которых координируют межведомственные комиссии по различным направлениям деятельности. Практикуется заключение соглашений о совместной деятельности. Главным механизмом участия в решении проблем молодежи является реализация ими социальных программ, по которым они выступают государственными заказчиками, включение в свои социальные программы подпрограмм, разделов по работе с молодёжью. Важную роль в реализации государственной молодежной политики имеют федеральные программы «Молодежь России», комплексные целевые программы по реализации государственной молодежной политики, принятые во многих субъектах Российской Федерации. Следует отметить позитивные сдвиги в решении вопросов молодежи по ряду направлений. Активизировались действия по решению проблем занятости молодежи, расширены задачи и определены более четкие ориентиры на уровне федеральных и региональных программ. Продолжилось формирование системы региональных организационных структур поддержки и развития молодежного предпринимательства в сфере малого бизнеса. Досутовые учреждения, призванные организовать отдых молодежи, должны выстраивать его с учеюм всех субъективных и объективных факторов. Важнейшими рекреационными факторами являются: - учет возрастных психофизических возможностей и характера деятельности молодежи; - единство образовательно-воспитательных задач и отдыха; благоустройство, оборудование и оформление помещений (клуба, комнат, площадок, аттракционов) и соблюдение в них санитарно-гигиенических условий, создание эстетической обстановки; - организация га ко го порядка, когорый располагает к спокойному и культурному отдыху, является его предпосылкой и непременным условием; - культура поведения и общения как самих социальных педагогов и аниматоров, так и молодежи: культура общения как база и средство культурного, воспитывающего отдыха; - четкая организация разнообразной по содержанию и одновременно занимательной досуговой деятельности молодежи, которая обеспечивает смену занятий; - педагогическое мастерство социальных педагогов и аниматоров, умеющих организовать увлекательный отдых молодежи, опираясь на инициативу и самодеятельность самой молодежи, на ее творческую фантазию. Досуговые учреждения культуры используют в организации отдыха молодежи всс регламентированные и нерегламентированные формы занятий..Молодежь отдыхает практически на всех мероприятиях, и особенно на массовых спортивных и художественных зрелищах, во время экскурсии и походов, общения с природой, со сверстниками и взрослыми. В процессе этого общения происходи г взаимное влияние друг на друга, формируется личность. Следовательно, организация этого общения и формирование культуры общения функции социального педагога и аниматора. Методика организации отдыха молодежи зависит от ее запросов и интересов. Особое место в досуге молодежи занимает игровая деятельность. Но характер игр коренным образом меняется. Преобладают компьютерные игры. Для игр создаются специальные комнаты, прпклубные площадки, которые используются для подвижных игр на воздухе. В комнате тихих игр должны быть компьютеры и набор настольных игр. Непременным атрибутом всех досуговых учреждений должна быть игротека. Для работы с игротекой необходимо подготовить актив массовиков-затейников из числа самой молодежи. Тем самым решается несколько задач - организуется отдых детей и досуг самой молодежи. Кроме того, общественная деятельность оказывает на молодежь благотворное влияние, дисциплинирует, воспитывает высокую сознательность, чувство долга, коллективизм, заботу о младших, доброту. Таким образом, игровая деятельность не только заполняет досул молодежи, но и имеет большое воспитательное значение Молодежь больше интересует такие формы организации, как вечера отдыха, дискотеки, конкурсы, балы и карнавалы. Красочное художественное <и|мрмлс- ние движущейся колонны, колоритные национальные костюмы, маски, световые эффекты, иллюминация, музыка и цветомузыка, танцы и песнп - все это в совокупности создает праздничное настроение участников представления. Особый интерес у юношей и девушек вызывает такая форма организации отдыха, как диско-клуб. Он представляет собой добровольное любительское объединение молодежи, увлеченной эстрадной музыкой и танцами. В диско- клубе молодежь танцует под высококачественные записи. Появилось два типа дискотек: просветительно-образовательный (днскотека-клуб, дискотека-театр) и танцевально-развлекательный (дискотека-танцплощадка). Первый отличается от второго тем, что в нем танцы составляют лишь часть общей театрализованной программы. Здесь широко применяются средства агиттеатра. радиоинтервью, балета, беседы-концерта, пантомимы; органически сочетаются просветительные моменты с развлекательными, эстетические средства - с техническими, свето- и цветомузыка - с выступлениями профессионалов и любителей, танцы - с театрализованными представлениями. К сожалению, этот тип дискотеки становится редкостью. Клубы практикуется второй тип дискотеки, т.е. дискотека- танцплощадка. Он требует меньше усилий и забот, а коммерческий эффект выше. Коммерциализация все больше и больше проникает в досуг молодежи. Снижается духовный потенциал форм отдыха молодежи. Например, получившие распространение ночные клубы доступны главным образом «золотой» молодежи и новым русским. Кроме того, в этих клубах воспитываются дурные привычки (развязное поведение, курение, алкоголь и наркотики). В конечном итоге все это сказывается на психическом здоровье молодежи. Пропадает интерес к- семейной жизни, теряется индивидуальность. И ночных клубах не безопасно для молодежи, так как здесь вращаются криминальные элементы. Наиболее распространенной формой организации отдыха подростков и юношей являются вечера отдыха. Вечер отдыха условное название, так как любой клубный вечер несет в себе элемент отдыха. Познавая те или иные истины на тематическом вечере, человек одновременно и отдыхает. Своеобразие вечеров отдыха как комплексной формы клубной работы заключается в том, что л них познавательный материал не занимает доминирующего положения и преподносится через наиболее эмоциональные средства (игра, конкурс, викторина, музыка, танец и т.д.). Основное функциональное назначение вечеров отдыха - развлечь молодежь, дать ей возможность переключиться, снять напряжение после трудового дня. Сфера отдыха не ограничивается рамками того или иного здания. Отдых молодежи ор1анизуется и на приклубных площадках, игровых площадках но месту жительства. Яркой формой организации отдыха юношества являются балы п карнавалы. Их развитие начинается с ХУП века. Они посвящаются важным событиям в жизни молодежи: началу или окончанию учебного Юла, трудовым юбилеям, временам года (весенний бал, осенний бал), знаменательным датам. В программу костюмированного бала или карнавала входят театрализованные шествия и представления, турниры ряженых, массовые игры, танцы, музыка, пение, конкурсы на лучший костюм, лучшую танцевальную пару, выбор королевы бала и т.д. К программе бала и карнавала предъявляются те же требования, что и к вечеру отдыха. Ведет программу бала распорядитель, которого выбирают из числа его участников. Особое место отводится художественному оформлению бала и карнавала (изготовление ярких красочных и оригинальных костюмов, оформление зала, сцепы). Большое будущее среди форм отдыха молодежи принадлежит люби тельским объединениям, клубам по интересам, так как ошз удовлетворяют разносторонние интересы и потребности, склонности к конкретному виду занятий. Особенно увлекают молодежь своим остроумием, находчивостью, зрслищностью и соревновательностью «Клубы веселых и находчивых». Этим не исчерпываются формы отдыха молодежи. Молодежь отдыхает на экскурсиях, в походах в лес, на рыбалку и просю ежедневные iipoiyjiKii но юроду, паркам, рощам и скверам. Академик Углов, доживший до ста лег, благодаря трезвому и активному образу жизни, настоятельно рекомендует ходьбу как главный фактор здоровья человека. Недаром говорят: движение есть жизпь. Этот девпз как нельзя лучше соответствует психологической природе молодежи. Кроме того, социально-культурные учреждения призваны организовать культурный досуг молодежи, чтобы отвлечь ее от неблаговидных поступков. Принципиальное отличие молодежи от подросткового и особенно детского возраста состоит в том, что она выступает не только и ие столько как объект, но и как субъект социально-культурной деятельности. Именно молодежь активно участвует в процессе социально-культурной деятельности, не только занимаясь техническим и художественным творчеством, но и являясь активистами учреждений культуры: кружков и секций, клубов, домов, дворцов и центров культуры. Кроме того, в России существовала целая сеть молодежных общественных организаций. Широкое распространение получила молодежная субкультура. Остановимся более подробно на этом феномене. Субкультура это совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, вкусов, стереотипов), влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных). Субкультура - это автономное образование. Ее признаки, специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, статусная структура; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы досуга; жаргон, фольклор и другое. Рассмотрим каждый из этих признаков детальнее и конкретнее. По ценностным ориентациям субкультур!n.ie группы делятся на металлистов, брейкистов, байкеров, скептистов, экологистов, феминисток и т.д. Металлисты увлекаются «металлом» - своеобразной музыкой (тяжелым роком). Брейкисты увлекаются своеобразными танцами с элементами гимнастики. Экологисты ведут борьбу за чистоту среды обитания. Феминистки ратуют за освобождение женщин. У всех субкультурных групп своеобразные нормы поведения, которые они разрабатывают сами и строго соблюдают. Bсe это цементируется жесткой статусной структурой, где господствует авторитарный стиль взаимоотношений. У каждой субкультурной группы свои источники информации: печать, радио, телевидение и т.д., свои эстетические пристрастия, мода в ганцах, манерах, речи, поведении, музыкальные пристрастия и жаргон. Существует четыре группы жаргона. Общеупотребительные выражения получают иное содержание («капуста»-деньги, «предки» - родители и т.д.). Обще-употребительные выражения применяются в экспрессии («железно», «крутой» и т.д.). Слова, бытующие только в жаргоне («баксы», «салага», «клевый», «прикид» и т.д.). Слова, употребляемые в отдельных регионах («ну-няж» - неужели и другие). В каждой субкультуре бытует свой фольклор - музыка песни, игры. Социальной базой субкультур являются возрастные, социальные и профессиональные слои населения, религиозные объединения, неформальные группы, как социальные, так и асоциальные. Сегодня субкультурные группы в России получили широкое распространение как реакция на неудовлетворительное состояние общества и формализм в социально-культурной сфере, как последствие разочарования в идеалах, социальной несправедливости, безработицы и неудовлетворительной работы государственных органов. Мотивы объединения молодежи в неформальные объединения таковы: интересы и склонности, единство судеб, преклонение перед силой, отвагой и независимостью, одиночество, желание продемонстрировать свою силу, ловкос1ь и осведомленность, потребность в эмоциональной разрядке, недостаток внимания к молодежи в семье, безнадзорность, заброшенность, беззащитность. Чтобы противостоять этому процессу неформального движения. необходимо спять остроту социальных проблем в обществе, улучшить жизнь молодежи и демократизировать всю систему социально-культурных институтов, сделать их привлекательными,для всех. В субкультурной группе применяется стилизованный механизм воздействия на личность. Его влияние на социализацию молодежи очень велико. В этих группах молодой человек получает зашит у и утверждает себя как личность в своеобразной обезличенной форме. Группа влияет на самосознание и самоопределение. Цель этих групп - следуя моде, выделиться из обшей массы. Принадлежность к группе обеспечивает защиту. Жаргон способствует открытию особого мира и стиля поведения. Музыкальные пристрастия дают эстетическое наслаждение. Прямота, открытость, постоянное общение импонирует молодежи. отвечает ее психологической природе. Нельзя забывать и о влиянии личностей на членов субкультурной группы. Организационная работа в самодеятельном коллективе органически связана со всеми сторонами жизнедеятельности, и в первую очередь с исполнительской деятельностью. Руководитель должен организовать репетиционный процесс, составить план работы, расписание занятий и. наконец, выступление на сцепе. Исполнительская деятельность формирует дисциплинированность и организованность у молодежи, умение согласовать свои интересы с интересами коллектива и, в конечном и юге, чувство ответственности и не только перед коллективом, но и перед обществом. Руководитель при этом использует методы убеждения и нравственного принуждения, традиции и примеры, силу общественного мнения, мнение коллектива. В молодежном самодеятельном коллективе авторитарный стиль руководства неприемлем. Только демократический стиль руководства самодеятельным коллективом дает положительный результат во всей многогранной деятельности коллектива и в воспитании молодежи в частности. Ведь молодежь участвует в самодеятельном коллективе добровольно, по велению совести и увлечению. Увлеченность вот тот рычаг, который умело должен использовать руководитель в работе с коллективом. Убеждение словом и делом, собственным примером - основные средства воздействия на сознание и поведение молодежи. Искусство - главный стимул творческого порыва молодежи. Задача руководителя коллектива не погасить этот порыв, а всячески поддерживать и поощрять его.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |