Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие, воспитание и социализация личности




 

Краткое содержание вопроса

  • Базовые понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, воспитание, социализация, наследственность, среда, общение (определения даны в словаре)
  • Воспитание можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Социализация ребенка стратегическая цель деятельности педагога.
  • Развитие и воспитание воздействуют на личность индивида с целью – полной реализации себя в обществе.
  • Проблема личности, ее развития, формирования и социализации- ключевая проблема педагогики. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
  • Биологическое связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие) изменениями.
  • Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (совершенствование знаний) изменениями.
  • Развитие человека – это сложный процесс, детерминированный множеством факторов: социальная среда, сам человек.

6. Социализация, факторы социализации, издержки социализации

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Факторы социализации:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, п сударство), которые влияют на социализацию всех жителей пл неты или очень больших групп людей, живущих в определенга странах;

мезофакторы (мезо — «средний, промежуточный») — услов] социализации больших групп людей, выделяемых по национал ному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и тго поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовс коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают ш посредственное влияние на конкретных людей — семью, груш сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществл) ется социальное воспитание, — учебные, профессиональны общественные и др.

Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

Издержки социализации: Потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут рассматриваться инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.

 

7. Обучение как целенаправленный процесс развития личности

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилась тогда, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.
Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
К задачам обучения относятся передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности; которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, с другой - формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

 

8. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность

Воспитание - это процесс передачи социального опыта, необходимого для жизни в обществе, от старшего поколения к младшим.
Воспитание - процесс формирования у личности социальных и духовных отношений. Оно направлено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание обусловлено потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. На воспитание оказывают влияние особенности культурных традиций и исторической эпохи.
Цель воспитания - определение тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах.
Воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования качеств личности, а всестороннее воспитание человека включает в себя: умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание.

 

9. Самовоспитание. Компоненты самовоспитания

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

 

10. Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание

Социальное пространство — это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.
Разнообразие социальных отношений содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот складывающихся новых отношений. Все это создает социальную ситуацию развития человека.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

 

Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Не затрагивая классификации всего разнообразия групп (ассоциация, кооперация, корпорация и другие, основательно рассматриваемые социологическими науками), отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.

 

11. Группа, коллектив в социальном пространстве воспитательного процесса

Во-первых, благодаря взаимному обмену информации группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим "Я", и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и так как в группе спектр социальных полей широк, то именно в группе интенсивно формируется яркая индивидуальность ребенка.

 

12. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка, психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Репродуктивная функция (от лат. productjo – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.

 

13. Стили взаимоотношений родителей и детей

 

Каждая семья отличается определенными психологическими особенностями. Но есть кое-что общее, что объединяет настоящие крепкие семьи - ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Семейные отношения представляют собой систему взаимных ожиданий и требований, ориентированных во все направления – от старших к младшим членам семьи и от младших к старшим.

Существуют различные стили взаимоотношений в семье, которые могут зависеть от национальных традиций или от индивидуальных особенностей, но наиболее распространенные три – демократический, авторитарный и либеральный.

При демократическом стиле воспитания отмечается высокая степень вербального общения между родителями и детьми, родители в любое время готовы прийти на помощь. Взаимоотношения характеризуются взаимным уважением и любовью, взрослые и дети заботятся друг о друге. В таких семьях дети участвуют в жизни семьи и принимают участие в обсуждении семейных проблем. Родители стараются понять своих детей, выяснить причины их поступков. Взрослые все время обращаются к сознанию и чувствам ребенка, уважают его мнение и поощряют инициативу. Но в то же время, дети очень хорошо знают значения слов «нужно» и «нельзя». Демократический стиль общения в семье между взрослыми и детьми оказывает наиболее благоприятное влияние на формирование у детей заинтересованности в жизни семьи и становление сознательной дисциплины. Со временем, у детей формируется находчивость, инициатива, творческий подход при выполнении различных дел. Как правило, наказания в таких семьях не применяются, вполне достаточно огорчения родителей или порицания.

Есть и такие семьи, в которых по всем внешним признаком родители явно используют демократический стиль воспитания, но нужного эффекта нет. Это происходит потому, что родители нарушают основные педагогические принципы, они не могут точно определить меру требовательности, правильно организовать режим дня детей, создать условия, которые позволили бы детям вносить посильный трудовой вклад в жизнь семьи; их требования непоследовательны и отсутствует единый подход к семейным делам.

При авторитарном стиле воспитания родители ведут себя очень властно по отношению к своим детям. При этом бытует мнение, что благодаря подобному воспитанию у ребенка можно будет выработать привычку беспрекословного подчинения. В таких семьях отсутствует дружба и душевное единение. Взрослые не считаются с индивидуальностью ребенка, его интересы, желания и возрастные особенности не учитываются. Окрики и физические наказания считаются нормой, в которой выражена власть над ребенком. Но, несмотря на то, что дети растут дисциплинированными и послушными, эти качества формируются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого и без эмоционально позитивного подкрепления. Очень часто, в основе такого слепого послушания кроется опасение быть наказанным. В последствие у детей очень слабо развивается самостоятельность, инициативность и творчество. В основном, именно в таких семьях возникают конфликты, когда дети достигают подросткового возраста, и они могут очень сильно отдалиться от семьи. Дети вырастают неуверенные в себе или авторитарные и агрессивные, как родители.

При либеральном стиле воспитания общение с ребенком происходит по принципу вседозволенности. Такие дети очень капризные, часто прибегают к демонстративной обиде. Постоянно что-либо требуют: "Хочу!", Дай!", "Мне!". Попустительство не позволяет ребенку развиться в социально-зрелую личность, потому что отсутствует основное, что необходимо для правильного социального развития ребенка – это понимание слова "надо". В такой семье вырастает «эгоист», который вечно недоволен окружающими и не обладает навыками взаимоотношения с другими людьми – он трудный и конфликтный. В школе, ребенок, который воспитывался в такой семье, в общении с учащимися и учителями обречен на провал, ведь он не умеет уступать и подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм мешает освоить социальное пространство человеческих отношений.

 

 

14. Общение как фактор развития личности

Общение – важная духовная потребность человека как об­щественного существа. Потребность человека в общении обус­ловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной дея­тельности.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека[1].

Общение включает в себя обмен информацией между участ­никами совместной деятельности, который может быть охаракте­ризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение высту­пает как способ организации совместной деятельности и взаимо­отношений включенных в нее людей. Удовлетворение потребностей человека ока­зывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо.

Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.

По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.

 

15. Самосовершенствование личности. Акмеологичесике основы самосовершенствования личности

Самосовершенствование личности – путь долгой и кропотливой работы над собой стремление к достижению гармонии тела и души, это значит сознательно развивать в себе положительные качества, способности и уменья. Люди совершенствуются разными способами: кто-то «грызет гранит наук», пытаясь стать умным и эрудированным, кто-то занимается спортом, чтобы обеспечить себе здоровье и хорошую фигуру и т. д. И для того, чтобы добиться совершенства, необходимо прежде всего сильное желание и упорный труд, ведь способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда и жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этом пути. Да и бывает такое, что работа над собой пугает нас своей сложностью. Однако, стоит только сильно этого захотеть и сделать первый шаг, как все станет таким легким и понятным.

 

Акмеология - (греч. Acme — пик, вершина, высшая степень чего-либо) - междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии - акме. Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

Высшая ступень зрелости человека - «акме» - представляет собой многомерное состояние человека, охватывающее значительный по времени период его жизни и показывающее, насколько он состоялся как личность, специалист, гражданин, супруг, родитель и т.д. Данная характеристика является динамичной и отличается вариативностью.

Акмеология выявляет механизмы и результаты воздействия макро-, микро-, мезофакторов на человека и ставит перед собой задачу разработки такой стратегии жизни человека, которая бы позволила ему максимально проявить себя во всех сферах на ступени зрелости.

Основными условиями достижения человеком вершины в своем развитии, обозначаемой как его «акме», являются не только результат воздействия макро-, микро-, мезофакторов, но, прежде всего, активная творческая деятельность, потребность в активном саморазвитии, самообучении и самовоспитании и активное удовлетворение этих потребностей.

Основным критерием самосовершенствования человека является успешность его самопроявления и самоутверждения в обществе. Отсюда главные свойства «акме» человека - профессионализм и креативность (способность к творчеству). Последняя выражается в творческой направленности личности на созидательную деятельность.

 

16. Игра как механизм развития личности; типология игр

 

Дети играют и развиваются – это основная идея. Я делал презентацию по этой теме. Хорошие игры – хорошее развитие. И т.д. Ролевые игры. Игры с игрушками, дети должны беречь свои игрушки и т.д и т.п.

 

17. Человеческий и личностный факторы исполнителя и руководителя (ТРУДНЫЙ ВОПРОС, ОТВЕТ МОЖЕТ БЫТЬ НЕВЕРНЫЙ)

 

Что же такое человеческий фактор производства, экономики, общества? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Это система взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивают прогрессивное развитие общества. Другими словами, человеческий фактор раскрывает человека во многих измерениях: как трудящегося, как гражданина и семьянина, как человека во всем многообразии его чувств и помыслов.

Личный фактор производства (в непосредственно-социальном значении - личностный фактор) характеризует все многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности.

Другими словами, личный фактор - это функционирующая (реализуемая в действии) рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик.

Личный фактор производства и рабочая сила соотносятся как целое и частное. Рабочая сила, выражая лишь производственные потенции работника, не может выступать в качестве фактора производства. Им является человек, обладающий способностью к труду (рабочей силой), который осуществляет процесс труда, т.е. включен в процесс производства.

Человеческий фактор надо рассматривать как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Данное понятие указывает на решающую роль человека в процессе производства.

Человеческий фактор - это люди организаций и учреждений, объединенные для совместной деятельности. В структурном плане - это в первую очередь личность, рабочая группа, трудовой коллектив.

Человеческий фактор - это не только коллективный работник, но и коллективный субъект общественной жизни, имеющий социальную, демографическую, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой обеспечивает развитие общества.

Такой взгляд согласуется с пониманием цели общественного развития как создание необходимых условий для социального развития людей, а повышение эффективности экономики - как средство достижения этой цели.

Признание человека полноправным и сознательным участником общественного развития наряду с жизненными потребностями выдвигает на первый план также потребности в творческой деятельности, информации, участия в управлении и т.д.

 

18. Образовательно-воспитательное пространство школы как среда социального развития ребенка

ВСЕ БЫЛИ В ШКОЛЕ И ВСЕ МЫ РАЗВИЗАЛИСЬ, РАССКАЖИТЕ, КАК ЭТО ПОВЛИЯЛО НА ВАШ ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 10931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.